Боевая подготовка
Содержание:
- Содержание НВП
- История подготовки к воинской службе
- Урок 24Военнослужащий — специалист, в совершенстве владеющий оружием и военной техникой
- Примечания
- НВП в иных государствах
- Школьник с гранатой
- Георгий Бовт о том, нужны ли уроки начальной военной подготовки в школе
- Организация НВП
- Организация боевой подготовки
- Подготовка офицеров запаса
- НВП по линии ДОСААФ
- МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
- Примечания
- ВУЗы РФ с военной кафедрой
- Военные дисциплины и их классификация
- Иные занятия
Содержание НВП
Начальной стадией программы НВП было введение, на котором учащимся объяснялись следующие пункты:
- Определение Вооружённых сил и его задачи.
- Состав вооружённых сил, его структура и разделение на рода войск.
- Система воинских званий в вооружённых силах и знаки различия.
- Порядок прохождения воинской службы.
В Начальную военную подготовку входило изучение следующих дисциплин:
- Строевая подготовка — учащихся обучали образовывать строй, маршировать строем и вне строя, выполнять строевые приёмы.
- — ознакомление с устройством АК и ручных гранат и их ТТХ, обучение порядку сборки-разборки АК, ознакомление с теорией стрельбы и умению правильного прицеливания. Осуществление практических стрельб в тире.
- Тактическая подготовка — ознакомление с теорией ведения боя, тактическими приёмами и действиями военнослужащих в бою.
- Защита от Оружия Массового Поражения (ЗОМП) — ознакомление с индивидуальными средствами защиты и правилами их применения. Изучение средств химической разведки. Ознакомление с поражающими факторами оружия массового поражения. Поверхностное изучение основ Гражданской обороны.
- Медицинская подготовка — поверхностное изучение оказания медицинской помощи получившим ранения и травмы.
- Изучение уставов — ознакомление с Общевоинскими уставами ВС СССР.
- Топографическая подготовка — ориентирование на местности, изучение условных обозначений на топографических картах, движение по азимутам.
- Инженерная подготовка — изучение способов оборудования и маскировки позиций, устройства укрытий, окопов и траншей, основных типов мин и заграждений.
К окончанию программы НВП, при возможности учеников (только юношей) 10-го класса вывозили на недельные военные сборы в воинскую часть, дислоцированную в данном регионе, где они под руководством кадровых военных знакомились с бытом военнослужащих срочной службы, с организацией караульной и внутренней служб, с образцами вооружения, копали одиночные окопы для стрельбы, занимались строевой подготовкой, элементами огневой, тактической, физической и военно-медицинской подготовок, изучали средства индивидуальной, радиационной, химической и биологической защиты, осуществляли учебные стрельбы.
История подготовки к воинской службе
История подготовки берет своё начало в 1918 году. В январе этого года в СССР начался массовый набор населения для такого рода обучения. В мае этого же года правительство приняло закон, который подразумевал обучение без прекращения основной рабочей деятельности граждан. То есть, не прекращая работу на предприятии или заводе, гражданин проходил курс подготовки по военному делу.
Воинскую подготовку проходили все мужчины в возрасте от 16 до 40 лет. И к 1941 году в обучающих подразделениях и центрах обучение проходили более двух с половиной миллионов мужчин. Школы военной подготовки обучали летчиков, связистов, стрелков, моряков и множество других специалистов. И во время Великой Отечественной войны обучение военным специальностям прошли около девяти миллионов человек, что позволило организовать сильную и подготовленную армию.
Военная подготовка существовала еще век назад
Но и после войны обучение этим специальностям действовало еще до 1960 года. Поводом отменить мероприятия по базовой подготовке к воинским обязанностям стал демографический кризис этих лет и волна разоружения, проходившая повсеместно.
В мае 1991 года допризывная подготовка вновь была упразднена. И только в 1998 году законодательство РФ восстановило работу первоначальной военной подготовки, издав указ, который действует до сих пор.
Военная подготовка действует с 1998 года
Урок 24Военнослужащий — специалист, в совершенстве владеющий оружием и военной техникой
Для нынешнего периода времени характерны мощный прогресс науки и техники, а также возросшая роль информационных средств и информационного поля. В этих условиях значительно усложнился характер воинского труда и углубилась его специализация. Сегодня в Вооруженных Силах Российской Федерации существует большое количество специальностей, по которым производят подготовку личного состава. Процесс обучения осуществляют в системе боевой подготовки войск. Руководящий принцип этой подготовки: «Учить войска тому, что необходимо на войне». Главная цель боевой подготовки — научить военнослужащих мастерскому обращению с оружием и боевой техникой, умелому выполнению обязанностей в сложных условиях обстановки, в разное время года, суток и в любую погоду, на разнообразной местности. Боевая подготовка включает в себя учения, боевые стрельбы, занятия, тренировки и др. В ходе ее военнослужащие изучают теоретические вопросы и осваивают практические навыки по тактической, огневой, строевой, технической подготовке, изучают уставы Вооруженных Сил Российской Федерации и другие дисциплины.
Тактическая подготовка — один из важнейших предметов боевой подготовки. Основные цели и задачи этой дисциплины — изучение военнослужащими основ теории боя, организации, вооружения, боевых возможностей, приемов и способов действий в бою своих войск и войск вероятного противника, овладение навыками и умениями по умелому и согласованному выполнению задач в бою.
В ходе огневой подготовки воинов обучают применению оружия для поражения противника в бою. Ее составляющие — изучение материальной части оружия, основ, правил и приемов стрельбы, разведка целей и совместные действия расчетов и экипажей при стрельбе.
Серьезное внимание в системе боевой подготовки отведено выработке у военнослужащих строевой выправки и подтянутости, умения правильно и быстро выполнять команды и строевые приемы с оружием и без него, а также слаженно и быстро действовать в различных строях.
Физическую подготовку организуют и проводят с учетом характера боевой деятельности личного состава различных видов Вооруженных Сил и родов войск. Она направлена на развитие наиболее важных для каждой воинской специальности физических и волевых качеств. Общие задачи физической подготовки — развитие силы, быстроты, ловкости и выносливости, овладение навыками преодоления препятствий и выполнения приемов нападения и самозащиты, выработка способности успешно действовать в условиях психического и физического напряжения.
Сложная техника и вооружение, которыми оснащена наша армия, требуют от личного состава определенного уровня образованности и культуры, познаний в области точных наук. Поэтому один из основных предметов боевой подготовки — техническая подготовка. Военнослужащие изучают материальную часть военной техники, правила ее эксплуатации, практически осваивают ее обслуживание и производство текущего ремонта.
Все военнослужащие изучают общевоинские уставы — официальные нормативные правовые документы, регламентирующие их повседневную деятельность, жизнь, быт и несение службы в Вооруженных Силах. Изучая Устав внутренней службы, Дисциплинарный устав, Устав гарнизонной и караульной служб и Строевой устав, воины получают знания о положениях, определяющих взаимоотношения между военнослужащими, их общие и должностные обязанности и права, порядок несения внутренней, гарнизонной и караульной служб и т. д.
Индивидуальное обучение воинов проводят в рамках одиночной подготовки молодых солдат и матросов после прихода их в подразделение. Цель этой подготовки — дать воинам знания, умения и навыки, требующиеся для выполнения обязанностей в боевых условиях, при обращении с оружием и техникой и в повседневной жизни. Однако в современных условиях наряду с одиночной подготовкой военнослужащих большое значение имеют согласованные действия воинов в составе подразделений и частей. Это один из важных элементов боевой подготовки. От него зависит правильность действий при применении группового оружия и согласованное выполнение боевых задач.
Таким образом, система боевой подготовки дает воину военные знания и формирует у него необходимые навыки и умения, а также обучает его согласованным и слаженным действиям в составе воинского коллектива.
Вопросы
1. Какой принцип является руководящим в системе боевой подготовки войск?
2. Какие мероприятия включает в себя боевая подготовка?
3. Какие вопросы изучают и отрабатывают военнослужащие на тактической подготовке?
4. Чему обучают воинов на огневой подготовке?
5. С какими целями организуют и проводят физическую подготовку?
6. Что изучают воины на занятиях по технической подготовке?
Примечания
- ↑ Боевая подготовка войск // Военная энциклопедия : / под ред. В. Ф. Новицкого … []. — СПб. ; [М.] : Тип. т-ва И. Д. Сытина, 1911—1915.
- Энциклопедия РВСН.
- Плац // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- ??? //
- Словарь военных терминов. / Сост. А. М. Плехов, С. Г. Шапкин. — М.: Воениздат, 1988.
- : / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
- Общевойсковая подготовка // Советская военная энциклопедия. — Москва: Военное издательство Минобороны СССР, 1978. — Т. 5. — С. 676.
- . Министерство обороны Российской Федерации (Минобороны России).
- Полевая поездка //
НВП в иных государствах
По объективным причинам правительства некоторых государств вынуждены повышать мобилизационные возможности государства внедрением НВП в общеобразовательную программу, либо содержать полувоенные образовательные учреждения, целенаправленно готовящих кандидатов для контрактной службы в вооружённых силах.
Израиль
В Израиле допризывная подготовка начинается с 13 лет. Осуществляется она в юношеской военизированной организации ГАДНА (абреввиатура с иврита «Молодежные батальоны»). Руководство ГАДНА осуществляется кадровыми офицерами ЦАХАЛ, которые координируют процесс обучения с Министерством просвещения. Каждый год ученики старших классов отправляются на двухнедельные сборы в военных лагерях. На сборах они находятся в подчинении армейских офицеров и сержантов. На время сборов школьники получают обмундирование. С ними проводятся занятия по стрелковой, физической и строевой подготовке.
По окончанию сборов каждый старшеклассник на аттестации получает от экспертов заключение об уровне подготовки и предпочтение по выбору военно-учётной специальности. Также в системе ГАДНА имеется авиационная и военно-морская секции.
Великобритания
В Великобритании допризывная подготовка именуется термином Система вневойсковой подготовки (СВП). Существует она вне общеобразовательной системы.СВП представлена добровольными военизированными юношескими организациями школ и колледжей . Также имеются объединенные и армейские кадетские подразделения, кадетский корпус авиационной подготовки и морской кадетский корпус.
В объединенные кадетские подразделения принимаются юноши и девушки в возрасте от 11 до 18 лет. Сперва их зачисляют на один год, после чего этот срок при желании может быть продлен еще на год. В первый год обучения уделяется строевой и огневой подготовке, на втором году — обучение по военно-учётной специальности. В тематику занятий кадетов сухопутных войск могут входить: техническое обслуживание автомобилей и бронетехники, верховая езда, связь, преодоление естественных преград.
Армейские кадетские подразделения в отличие от объединенных кадетских подразделений формируются по регионам (графствам) и готовят молодежь для службы преимущественно в территориальных войсках. Набор в них может производиться как из учащейся так и не учащейся молодёжи. Армейские кадетские подразделения служат основой для формирования кадетских батальонов, в которой и осуществляется начальная военная подготовка молодежи.
Школьник с гранатой
25.03.2019, 08:47
Георгий Бовт о том, нужны ли уроки начальной военной подготовки в школе
Владимир Смирнов/ТАСС
Должен ли каждый российский школьник уметь бросать гранату, надевать противогаз, разбирать и собирать на время автомат Калашникова и маршировать строем? Бывший главком ВКС России, ныне председатель комитета Совфеда по обороне Виктор Бондарев считает, что да. И озадачил этой проблемой министра просвещения Ольгу Васильеву. Мол, надо внести в школьную программу начальную военную подготовку (НВП). «Благодаря пацифистам, ребенок боится автомата, ребенок не знает, что такое граната и куда ее кидать. Разве это нормальное явление?» – так он аргументировал свое предложение. Васильева не возразила. Ни по поводу приравнивания пацифистов к врагам народа, ни по поводу детских навыков бросать гранату. Кто ж в наше время из официальных лиц посмеет вступиться за «пацифистов».
С чем еще может у нас ассоциироваться патриотизм, как не с военно-патриотическим воспитанием. Спорить с этим – это примерно, как в Средние века сметь утверждать, что бога нет.
Еще резче выступил в защиту НВП один политолог: «Мальчик, которому говорят, что он самый лучший, ничему не учится и считает себя пупом земли. В армии ему могут поручить покатить квадратное колесо и покрасить траву. Несмотря на абсурдность некоторых приказов, его надо учить дисциплине». И вообще человек должен привыкать к иерархии, когда солдат не должен понимать маневр генерала, он должен быть исполнителем. Мне такая аргументация нравится больше. Потому как без экивоков.
‘);
fetch(‘//news.mirtesen.ru/data/js/91014.js’)
.then( function ( response ) {
if ( response.ok)
return response.json();
else
throw ( ‘err at loadind script //news.mirtesen.ru/data/js/91014.js’ );
} )
.then( function (json) {
var txt = ‘
Интересное в сети
- ‘;
for ( var i = 0; i
‘ + json.news.title.replace(/»/, ‘»‘) + ‘
‘
}
txt+=’
Найдутся «умники» (но только не во власти), которые скажут, что патриотизм – это не обязательно милитаризм, патриотом может быть пацифист, эколог, волонтер в хосписе, «ботаник», корпящий над науками, вольноопределяющийся хипстер. Что славу Родины ковали не только военачальники и солдаты, смело бросающиеся по приказу командира на амбразуру вражеского дота, но и ученые, писатели, путешественники и даже те, кто считался было диссидентом, а потом оказался «мейнстримом». Но с наукой, учитывая ее нынешнее состояние в России, придется повозиться, чтобы воспитать патриотизм. Ведь непременно нарвешься на неудобные вопросы: а где сейчас наши прорывные изобретения, а почему российский ученый сродни лузеру, почему у нас все технологии иностранные и даже в космосе стали отставать. С воспитанием военно-патриотическим проще.
Внедрение в подсознание лозунга «Можем повторить!» не требует особых изысков, а приравнивание умения разобрать и собрать АКМ любви к Родине – тем более. Это заявляется как самоочевидная истина, и всякий сомневающийся в ней наводит на себя подозрения а непатриотизме.
В нашей советской школе, разумеется, была НВП. Вел этот предмет ветеран войны. Очень добрый человек, который, кажется, отлично понимал всю глубину этой профанации. С потертыми плакатами о поражающих факторах ядерного взрыва, типах отравляющих веществ (был повод вспомнить в связи с отравлением Скрипалей) и прочего инвентаря из «красного уголка» затрапезной воинской части. Мальчиков он часто отправлял играть в футбол, а девочек вообще домой. Да-да в брежневские времена «застоя» некоторые школы были посвободнее в нравах, чем нынче.
Помните ли вы (если не служили в армии), за сколько надо надевать противогаз, костюм химзащиты (где б его взять еще, чтоб дома в шкаф повесить и потом проветривать, как шубу). Ну и святое, конечно — разборка АКМ. Кстати, о противогазах и респираторах: мне порой бывают нужны такие штуки. Но в наших магазинах продается тот же «винтаж», что был у нас в школе в 70-х. Лучше привезти из Европы, как минимум.
Никакой пользы от советских уроков НВП для советских школьников не было. Включая бестолковую игру «Зарница». И сейчас не будет.
Организация НВП
История допризывной подготовки в СССР берёт начало от декрета ВЦИК от 22 апреля 1918 года «Об обязательном обучении военному искусству», согласно которому для учащихся 15—17 лет были открыты учебные пункты. Граждане 18—20 лет занимались по 96-часовой программе, после чего зачислялись в списки резервных частей.
С 1947 года допризывная подготовка была отменена для всей неучащейся молодёжи, а с 1962 года для всех учащихся старших классов. В 1967 году, с принятием новой редакции «Закона СССР о всеобщей воинской обязанности», допризывная подготовка была возвращена для учащихся старших классов в средней школе, для учащихся в средних профессионально-технических училищ и для учащихся в средних специальных учебных заведениях под названием — «Начальная военная подготовка».
В СССР на основе Закона о всеобщей воинской обязанности, во всех средних общеобразовательных школах, в средних специальных учебных заведениях (техникумы) и в профессионально-технических училищах (ПТУ) НВП проводилась без отрыва от учёбы и производства.
НВП в средних общеобразовательных школах как предмет вводился с 9-го класса. Обучению подлежали юноши и девушки допризывного и призывного возраста. Также к сфере НВП относилась деятельность сети ДОСААФ.
По советской традиции преподавателями НВП по возможности набирались из числа офицеров вооружённых сил вышедших по выслуге лет в запас. Официально за ними закрепилось название военный руководитель или в обиходе сокращённое военрук.
В среднем в одну неделю полагалось два урока НВП.
Для полноценного изучения предмета, школы, ПТУ и техникумы обеспечивались соответствующей учебной материальной базой как:
- учебное оружие (АК, малокалиберные винтовки, пневматические винтовки, муляжи ручных гранат);
- средства индивидуальной защиты (противогазы, респираторы, ОЗК);
- средства радиационной и химической разведки (дозиметры, газоанализаторы);
- учебные плакаты и макеты.
Организация боевой подготовки
Боевая подготовка вооружённых сил является результатом всей деятельности войск в мирное время, и практически невозможно указать, какая именно из отраслей мирного обучения имеет в этом вопросе решающее значение. Одиночное обучение, уставные учения, караульная служба, стрельба, тактические учения, полевое инженерное дело, учебные манёвры, — всё это, каждое по своему, развивая войска в различных отношениях, то косвенно, то непосредственно, способствует их боевой подготовке и повышению боевой готовности.
Для повышения эффективности боевой подготовки проводятся занятия по боевому слаживанию, издаются специализированные наставления (например: Наставление по стрелковому делу), изготавливаются специальные тренажёры (например: Тренажёр пехоты), создаются полосы препятствий, обустраиваются плацы, проводятся учебные манёвры, организуются военные соревнования между частями (например «Скачки») и т. д.[]
Боевая подготовка в Вооружённых Силах СССР определялась учебными планами и программами (в соединениях она планировалась сразу на год, а непосредственно в частях ежемесячно до батальона; в ротах на одну неделю). Планирование и личное руководство осуществляли командиры соединений и частей. Многое из этого было перенесено затем и в Вооружённые Силы Российской Федерации.
Подготовка офицеров запаса
Во многих учреждениях имеется военная кафедра, на базе которой проходит так называемая подготовка офицеров. Этот вид подготовки является исключительно добровольным, никаких обязательных постановлений для ее прохождения нет.
Студенты могут обучаться на военной кафедре
Студенты, прошедшие срочную службу, но желающие иметь звание офицера, могут посещать занятия по обучению данного вида кадров. Однако если таковое желание отсутствует, принудить студента никто не вправе.
Для поступления на подготовку офицера запаса существует ряд правил, которые студент должен соблюсти:
- возраст не старше 30 лет;
- наличие российского гражданства;
- подтверждение положительно пройденной медкомиссии и психологическое заключение;
- подпись документов о неразглашение государственных тайн;
- успешно сданные нормативы физической подготовки;
- сспешное прохождение основной программы ВУЗа по выбранной специальности.
Чтобы обучаться на военной кафедре, нужно сдать нормативы физподготовки
Ученикам выплачивается помощь в виде стипендии, которая прибавляется к основной, которую платит уже непосредственно ВУЗ. Финансы, поступающие на стипендии, выделяются от Минобороны РФ, в размере определенного процента от установленной в месте учебы стипендии: ученики, не прошедшие службу по призыву, получают 15%, а те, которые прошли – 25%.
По итогу прохождения курса подготовки офицеров ученики допускаются к госэкзамену. Чтобы справиться с ним, гражданин должен пройти курс обучения, а также учебные сборы и стажировку.
Когда обучение закончится, а госэкзамены будут сданы, формируются аттестационные листы и документы обучающихся на такой кафедре. В дальнейшем эти документы передаются для присвоения звания офицера и зачисления в запас ВС РФ. По итогу все документы направляются начальником в кадровые управления военных округов.
После обучения мужчины могут продолжать работать военнослужащими
НВП по линии ДОСААФ
Кроме обязательной программы НВП преподаваемой в школах, техникумах и училищах, в СССР для юношей изъявивших желание получить дополнительную подготовку перед призывом на военную службу существовала всесоюзная сеть организации ДОСААФ (Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту) представительства которого имелись во всех областных центрах союзных республик.
Основная статья: ДОСААФ
В системе ДОСААФ имелись военно-технические школы и аэроклубы. Для изъявивших желание юношей и девушек ДОСААФ мог предоставить бесплатное обучение по следующим военно-прикладным дисциплинам:
- Курсы по вождению грузовых автомобилей;
- Курсы по вождению гусеничной техники (гусеничные тягачи);
- Курсы радиотелеграфиста;
- Обучение прыжкам с парашютом и парашютный спорт;
- Обучение управлению спортивными самолётами и самолётный спорт;
- Обучение вождению мотоцикла и мотоциклетный спорт;
- Спортивная радиопеленгация
- Радиотехническое дело
- Моделизм (авиамоделирование, судомоделизм, автомоделирование, ракетомоделизм)
- и многое другое
Фактически ДОСААФ занимался подготовкой юношей изъявивших желание поступить на обучение в высшие военные училища. ДОСААФ занимался также военно-патриотическим воспитанием молодёжи
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
Военно-политическая подготовка (далее – ВПП) является одним из основных предметов обучения личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации и важнейшей формой военно-политического, государственно-патриотического, духовно-нравственного, воинского и правового воспитания военнослужащих. В ходе ВПП в сочетании с занятиями по другим предметам боевой подготовки формируется духовно-нравственная готовность и психологическая способность военнослужащих самоотверженно и мужественно выполнять воинский долг.
ВПП проводится во всех видах учебно-боевой деятельности войск (сил) и организуется в соответствии с учебными планами, разрабатываемыми Главным военно-политическим управлением Вооруженных Сил Российской Федерации.
В соединениях и воинских частях ВПП планируется и проводится с учетом рекомендаций в учебных планах ВПП и организационно-методических указаниях к ним по изучению тем в модулях боевой подготовки подразделений (наступление, оборона, марш, специальные задачи).
Основным методом проведения занятий с солдатами и сержантами является рассказ-беседа.
В процессе занятий по ВПП должны активно использоваться наглядные пособия, видео- и кинофильмы, технические средства видеоотображения.
Для подготовки и проведения занятий по историческим темам рекомендуется использовать имеющуюся в войсках литературу (в том числе мемуарную и художественную), а также учебно-методические материалы, разрабатываемые военно-политическими органами по истории форм и способов боевых (тактических) действий.
На период непосредственной подготовки воинских частей и подразделений к выполнению специальных (контртеррористических, миротворческих и других) задач разрабатывается специальная тематика занятий по ВПП. На указанный период предусматривается изучение военно-политической обстановки, причин конфликта, истории, государственно-политического и военного устройства, законодательства, географии, обычаев народов, правил поведения военнослужащих в стране (регионе), где предстоит выполнять задачи, а также основ международного гуманитарного права.
При проведении занятий по другим предметам боевой подготовки должны использоваться исторические примеры.
В ходе учений, полевых выходов, при выполнении миротворческих, контртеррористических и других специальных задач, а также при нахождении подразделений в отрыве от пунктов постоянной дислокации ВПП организуется и проводится по отдельному плану не менее 1 часа в неделю. В этот период в дни, когда не проводится ВПП, перед началом занятий по боевой подготовке командирами (начальниками) ежедневно в течение 15-20 минут проводится военно-политическое, правовое, военно-техническое и иное информирование личного состава по специально разработанной тематике, исходя из особенностей региона, складывающейся обстановки и характера выполняемых задач.
В конце каждого периода подготовки проводятся контрольные занятия с выставлением оценок каждому военнослужащему в журналах по боевой подготовке.
При организации ВПП предоставляются права:
командирам соединений и воинских частей:
планировать ВПП по модульному принципу организации боевой подготовки;
изменять последовательность изучения тем;
изменять тематику и содержание занятий по ВПП до 30 % , а также дни и время проведения занятий в рамках учебного дня (в дообеденное время) при условии выполнения нормы часов, предусмотренной учебным планом на месяц и период обучения (учебный год).
Командиру батальона – уточнять содержание занятий и изменять продолжительность изучения учебных вопросов по темам ВПП рядовых и сержантов батальона.
Примечания
- ↑ Коллектив авторов. статья «Допризывная подготовка» // Советская военная энциклопедия / Под ред. Огаркова Н. В.. — М.: Воениздат, 1977. — Т. 3. — С. 248. — 678 с. — 105 000 экз.
- ↑ Коллектив авторов. статья «Допризывная подготовка» // Военная энциклопедия / Под ред. Грачёва П. С.. — М.: Воениздат, 1995. — Т. 3. — С. 121—122. — 543 с. — 10 000 экз. — ISBN 5-203-00748-9.
- Военный энциклопедический словарь (ВЭС), М., ВИ, 1984 г., страница 481
- Коллектив авторов. статья «ДОСААФ СССР» // Советская военная энциклопедия / Под ред. Огаркова Н. В.. — М.: Воениздат, 1977. — Т. 3. — С. 255—257. — 678 с. — 105 000 экз.
- Начальная военная подготовка. Учебник. Редакция Ю. А. Науменко. Москва. ВоенИздат. 5-е издание. 255 стр.
- Коллектив авторов. статья «ДОСААФ СССР» // Военная энциклопедия / Под ред. Грачёва П. С.. — М.: Воениздат, 1995. — Т. 3. — С. 128—129. — 543 с. — 10 000 экз. — ISBN 5-203-00748-9.
- (недоступная ссылка). Дата обращения 7 сентября 2015.
ВУЗы РФ с военной кафедрой
В России существует 35 ВУЗов, при которых функционирует военная кафедра и ведется предпризывная и офицерская подготовка.
- Алтайский государственный технический университет им. Н. И. Ползунова.
- Балтийская государственная академия рыбопромыслового флота.
- Волгоградская государственная сельскохозяйственная академия.
- Государственный университет по землеустройству.
- Государственный университет — Высшая школа экономики.
- Казанский государственный технический университет им. А. Н. Туполева.
- Казанский государственный технологический университет.
- Ковровская государственная технологическая академия.
- Комсомольский-на-Амуре государственный технический университет.
- Морской государственный университет им. адмирала Г. И. Невельского.
- Московский государственный институт международных отношений (Университет).
- Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова.
- Московский инженерно-физический институт (государственный университет).
- Московский государственный агроинженерный университет им. В. П. Горячкина.
- Московский государственный институт радиотехники, электроники и автоматики (технический университет).
- Московский государственный лингвистический университет.
- Московский физико-технический институт (государственный университет).
- Морская государственная академия им. адмирала Ф. Ф. Ушакова.
- Новосибирская государственная медицинская академия.
- Российская академия правосудия.
- Российский государственный медицинский университет.
- Ростовский государственный медицинский университет.
- Самарский государственный технический университет.
- Санкт-Петербургский государственный университет.
- Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ» им. В. И. Ульянова (Ленина).
- Санкт-Петербургский государственный университет информационных технологий, механики и оптики.
- Санкт-Петербургский государственный горный институт им. Г. В. Плеханова (технический университет).
- Санкт-Петербургский государственный политехнический университет.
- Саратовский государственный технический университет.
- Сибирский государственный университет телекоммуникаций и информатики.
- Томский политехнический университет.
- Ульяновское высшее авиационное училище гражданской авиации (институт).
- Финансовая академия при правительстве Российской Федерации.
- Южно-Российский государственный технический университет (Новочеркасский политехнический институт).
- Южно-Уральский государственный университет.
В различных государственных университетах есть военная кафедра
Таким образом, в России сформирован и ведется целый ряд специализированных мероприятий, целью которых является формирование положительного отношения граждан к военной службе, осознания ее престижной специализацией. Для этого создаются специальные учреждения, формируются профильные кадетские классы, открываются военные кафедры при образовательных учреждениях среднего и высшего образования, организовываются военно-патриотические клубы.
Полностью контролируются и создаются эти программы военными ведомствами и комиссариатами. Кроме того, активно поощряется добровольная подготовка граждан к военному делу и получение военно-учетных специальностей. Патриотизм, физическая и психологическая подготовка, воспитание любви к Родине и желание ее защищать – вот основная задача подготовки граждан к службе.
Военные дисциплины и их классификация
Все элементы военного дела невозможно уложить в единой дисциплине. Поэтому, все военные знания разделены на отдельные военные дисциплины. Вместе с тем, все дисциплины взаимосвязаны и в боевых действиях применяются в комплексе.
Можно выделить следующие основные дисциплины военной подготовки:
- Тактика или тактическая подготовка;
- Огневая подготовка;
- Физическая подготовка бойцов;
- Инженерная подготовка;
- Медицинская подготовка;
- Подготовка к химическим атакам.
Нельзя обойти еще две дисциплины:
- Изучение уставов;
- Строевая подготовка.
Теперь о каждой дисциплине отдельно.
Подготовка тактическая
Тактическая подготовка включает все тактические знания по верному пониманию, что происходит и что должно происходить на марше, на поле боя, в разведке, в городских боях и боях на открытой местности. Знания по организации обороны от отделения до батальона и армии, по ведению наступления, прорывам, действию в окружении и окружение сил противника все это тактика боевых действий.
На тактические знания своих войск и войск противника опираются оперативные и стратегические планы ведения боевых действий.
Тактическая подготовка имеет классификационный характер. Командиру отделения не нужно знать, действия командира батальона, хотя командир батальона должен знать все тактические действия и командира отделения и каждого солдата в отдельности. Тактическая подготовка включает не только действия отдельных подразделений, но и слаженное взаимодействие различных подразделений, различных родов войск и их оперативное управление.
Тактическая подготовка делится на теоретическую и практическую. В теории изучаются действия подразделений на картах и схемах, моделируя те или иные ситуации на поле боя.
Практическая тактика складывается из полевых выходов и отработки действий подразделений на местности. Итогом практической тактики являются военные учения.
Огневая подготовка
Огневая подготовка включает изучение вверенного оружия, вооружения своего подразделения, оружия потенциального противника.
Ночные стрельбы
Трудно представить огневую подготовку без практики. Отсюда стрельбы обязательный элемент огневой подготовки, от автомата до баллистических ракет.
Физическая подготовка
Оружие не может само передвигаться, само стрелять. Пока, для этого нужна физическая сила. Физическая подготовка издавна была обязательной для любого солдата. Физические упражнения, рукопашный бой, специальный рукопашный бой, работа с холодным оружием, упражнения с автоматическим оружием и другая индивидуальная подготовка относятся к физической подготовки бойцов.
Инженерная подготовка
Все что касается местности, и работы с ней относятся к инженерной подготовке. Это и организация обороны с рытьем окопов и укрытий, и наведение переправ и строительство укрепленных точек. Саперное дело также относится к инженерной подготовке.
Начинается инженерная подготовка с изучения топографии и умении разбираться в картах местности.
Медицинская подготовка
Каждый солдат должен уметь оказать первую медицинскую помощь при ранениях и травмах. Именно таким обучением занимается медицинская подготовка.
Бег в АЗК
Защита от химических атак и последствий атомной атаки занимается химическая подготовка.
Строевая подготовка и изучение уставов
Строевая подготовка и изучение уставов это первое, с чем сталкиваются новобранцы. Несмотря на кажущеюся бессмысленность, строевая подготовка учит дисциплине, опрятному внешнему виду, чувству локтя и сплоченности подразделения.
К перечисленным видам военных дисциплин нужно добавить специальную военную подготовку для десантников, разведчиков, горную, водолазную, диверсионную подготовки.
Специальное подразделение
Отдельной военной дисциплиной является морское дело со своими нюансами и задачами.
Специально для сайта «Военное дело».
Похожие посты:
- Значение военного искусства
- Что такое боевой нож: мысли о боевом ноже
- Оборона мотострелкового отделения
- Оборона подразделения ночью
Иные занятия
ОБЖ – это первый и основной курс в ряде мероприятий по подготовке юношей к армии, целью которого ставится формирование у учеников позитивного и лояльного отношения к армии и службе по призыву. Однако не только курс ОБЖ помогает достичь желаемого эффекта.
Ученикам предлагается заниматься прикладными видами спорта, что ведет их к подготовке к выполнению своих воинских обязанностей.
Юношам предлагается заниматься, например, моделированием, греблей и проч.
Спорт – один из наилучших способов получения должных навыков и качеств, которые пригодятся молодым людям в процессе несения службы. На сегодняшний день многоборье, дельтапланерный и мотоциклетный спорт активно принимают участие в допризывной подготовке.
Каждый из этих видов спорта нацелен на воспитание тех или иных качеств у юношей. Кроме того, они помогают выявить индивидуальные наклонности, особенности и качества молодых людей – то, что поможет в дальнейшем выбрать специальность для полноценной службы в ВС РФ.