Проект «профессия — учитель»
Содержание:
Введение новых должностей в карьере учителя
В школах могут появиться новые должности — «старший учитель», «ведущий учитель». Карьера учителя пойдет как по горизонтали, так и по вертикали. И если просто учитель может качественно обучать по основной программе, то «старший» — разрабатывает индивидуальные, вариативные и коррекционные программы, «ведущий» — выступает наставником, координирует работу педагогов, психологов, дефектологов.
Например, рядовой педагог ведет уроки по единым разработанным планам и рабочим программам, а старший — по вариативным программам, направленным на учет особых образовательных потребностей. Ведущий учитель может заниматься в самом сложном классе, где есть ученики, которым нужен индивидуальный подход и адаптированные программы. Ведущий учитель будет иметь минимальную учебную нагрузку и заниматься наставничеством. Эти нюансы уже прописаны в новом профстандарте для учителей. Он не вступил в силу, но вполне возможно, что с 1 сентября 2019 года станет обязательным.
— Как учитель может развиваться? Стать завучем? Директором? И все? Очевидно, что нам нужна новая система, которая позволит сохранить свой статус преподавателя и профессионала, не переходя на административные должности. В будущем я хочу брать под крыло молодых специалистов, руководить методическим объединением или кафедрой в рамках школы. И чем выше по этим ступенькам учитель будет подниматься, тем большую зарплату он должен получать, — считает призер конкурса «Учитель года-2018», историк Илья Казанцев.
Сама модель еще может сильно измениться: ее общественные обсуждения идут на сайте ЕФОМ.рф до 9 ноября. Министерство просвещения обсудил ее детали на всероссийской конференции.
Из инженеров — в учителя
Чтобы стать учителем английского языка, филолог Марина Кудасова два года назад переехала из Калининграда в Воронеж. На первый взгляд, проект «Учитель для России» напоминает систему распределения выпускников по советскому принципу. На самом деле, главное условие для участия в программе — личная заинтересованность.
«У меня первое образование — зарубежная филология, английский язык и литература, сейчас в аспирантуре я изучаю международное сравнительное образование. Поэтому у меня был интерес посмотреть, как теория работает на практике. Но и в целом мне нравится работать с детьми. Я много работала волонтером с детьми сиротами, с наркозависимыми и уличной молодежью. В этой работе меня привлек сложный социальный контекст. Это меня зацепило», — рассказала Кудасова.
Еще одной выпускнице первого набора, 27-летней Евгении Златоустовской переезжать в другой регион не потребовалось. Она училась на инженера в Воронеже, там и осталась. «Стать учителем было моим осознанным желанием. Я много занималась с детьми репетиторством. Да и против генов не пойдешь. У меня бабушка с дедушкой в двух поколениях — учителя», — сказала Златоустовская.
Программу переподготовки по педагогике для проекта «Учитель для России» разработали в НИУ ВШЭ. А переобучение проходило, что называется, без отрыва от производства, в настоящем классе с настоящими учениками. Именно поэтому после завершения программы новые учителя стали не просто педагогами, но и экспертами, изнутри изучившими систему образования и способными дать импульс для ее обновления и развития.
Увлеченность предметом
В эссе на данную тематику учащийся может указать, что преподаватель XXI века должен обладать высоким мастерством корректирования сложных взаимоотношений ученика с окружающим миром, налаживать баланс его интересов и образовательного процесса. Без увлеченности обучение превращается в рутину и со временем оказывается заброшенным. Если нет страсти к предмету, то и цели образовательного процесса не достигаются. Учитель будущего должен быть мастером дискуссии, ему также необходима способность производить образовательный процесс в виде диалога
Подросткам всегда важно быть услышанными
И преподаватель должен проявлять уважение к тому мнению, которое высказывают школьники. Ведь в противном случае ребенок замыкается в себе, в нем не зарождается конфликт, который и наталкивает на размышления. Уважение мнения учащегося способствует тому, что в нем появляется вера в свои силы. Талантливый преподаватель помогает ученику самостоятельно отыскать ту или иную истину. Мастерски задавая вопросы, он развивает в группе дискуссию, так, что предмет перестает быть скучным или рутинным. Каждый из учеников вовлекается в процесс обсуждения, и вопрос о том, как «заставить» детей учиться, отпадает сам собой.
Основные цели и задачи проекта «Учитель будущего»
Национальная система учительского роста войдет в федеральный проект «Учитель будущего». Он во многом ключевой: не менее половины педагогов должны пройти переподготовку. Будет и новая система карьерного роста. То есть не вертикальная: учитель-директор-завуч, а горизонтальная. Сейчас в образовательной среде обсуждаются новые должности педагогических работников, отражающие их профессиональные успехи. Например, учитель — наставник.
Кроме того, сейчас проходит апробацию новая система аттестации учителей, которая станет обязательной уже в 2020 году. Проведение аттестации будет доступно «в два клика». Не будет никакого портфолио, сбора грамот, благодарностей, подтверждающих, что педагог хорошо учит детей. Поэтому для новой системы потребуется современная техническая база, которая постепенно внедряется в школах по всей стране.
Зачем нужна аттестация учителей?
Вовсе не для того, чтобы найти ошибки и наказать. Главное — понять, как повысить
качество преподавания в школах
ЧИТАЙТЕ ПО ТЕМЕ:
Профессиональный экзамен на основе единых заданий предлагается сдавать всем
выпускникам педвузов — это станет «входом в профессию». Затем через какое-то
время учителю нужно будет подтвердить соответствие занимаемой должности, сдав
ЕФОМ. А если преподаватель не сможет пройти аттестацию? Его отправят доучиваться
и повышать квалификацию.
В аттестационный «портрет учителя» входят еще три элемента, но собирать их будет
администрация школы: справка работодателя, анализ образовательных результатов
учеников, мнения выпускников. За все максимально можно набрать 100 баллов. До 60
— за прохождение ЕФОМ. Еще 20 баллов «подарят» успехи учеников, а условия
профессиональной деятельности — максимум 5. И еще 15 баллов могут принести
индивидуальные достижения учителя.
Все это будет органично встроено в Национальную систему учительского роста,
которую министерство просвещения разрабатывает по поручению президента.
? Олимпиада 2 уровня сложности?
6. Межрегиональная олимпиада школьников на базе ведомственных образовательных организаций
2 уровень: английский, испанский, китайский, немецкий и французский языки
Отборочный этап: декабрь 2019 г. — январь 2020 года
7. Герценовская олимпиада школьников
2 уровень: английский, немецкий, французский, испанский языки
Дистанционный этап: ноябрь 2019 г. – январь 2020 г.
8. Межрегиональные предметные олимпиады Казанского (Приволжского) федерального университета
2 уровень: английский, немецкий, французский, испанский и итальянский языки
Интернет-тур: 1 ноября — 1 декабря 2019 г.
9. Межрегиональная олимпиада школьников «Евразийская лингвистическая олимпиада»
2 уровень: английский, немецкий, французский, испанский языки
Отборочный тур: 16 ноября 2019 г. — 18 января 2020 г.
10. Плехановская олимпиада школьников
2 уровень:английский и немецкий языки
Регистрация и заочный тур: с 10 октября 2019 г. по 23 января 2020 г.
24 января 2020 г. – открытие кабинета с заданиями
11.Учитель школы будущего
2 уровень:английский, немецкий, французский, китайский и японский языки
Заочный тур: декабрь 2019 г. — февраль 2020 г.
12. Олимпиада МГИМО МИД России для школьников
2 уровень:гуманитарные и социальные науки
Регистрация: с 21 октября 2019 г.
Публикация заданий: с 1 ноября 2019 г.
Зачем нужна аттестация учителей?
Вовсе не для того, чтобы найти ошибки и наказать. Главное — понять, как повысить качество преподавания в школах
ЧИТАЙТЕ ПО ТЕМЕ:
В аттестационный «портрет учителя» входят еще три элемента, но собирать их будет администрация школы: справка работодателя, анализ образовательных результатов учеников, мнения выпускников. За все максимально можно набрать 100 баллов. До 60 — за прохождение ЕФОМ. Еще 20 баллов «подарят» успехи учеников, а условия профессиональной деятельности — максимум 5. И еще 15 баллов могут принести индивидуальные достижения учителя.
Все это будет органично встроено в Национальную систему учительского роста, которую министерство просвещения разрабатывает по поручению президента.
Навыки пользования современной техникой
Для современного школьника общение – это важнейшая часть жизни. И учитель будущего должен быть всегда на связи. Он обязан быть готовым к любой форме общения – посредством электронной почты, «Скайпа», социальных сетей или мессенджеров. Только такой человек, который идет в ногу со временем, может быть интересен школьникам.
Помимо этого, учитель будущего должен уметь правильно пользоваться самыми современными гаджетами. Ведь с каждым годом в школах применяется все больше техники. Происходит процесс информатизации. Оборудование и программное обеспечение становится устаревшим очень быстро. Поэтому подготовка будущего учителя обязательно должна включать в себя и курс информатики. Преподаватель должен не просто уметь использовать те или иные гаджеты, но и быть способным освоить их новые версии.
Также преподаватель будущего должен уметь пользоваться и таким достижением современной техники, как интерактивная доска. Например, на уроке химии она дает возможность конструировать формулы из предлагаемых элементов, подставлять связи, степени окисления, заряды. Также полезность интерактивной доски отмечают и преподаватели английского языка. Ведь с помощью этого устройства информация из электронного пособия может быть продублирована с помощью голосовой записи. Профессиональное будущее учителя сегодня во многом зависит от того, насколько он способен осваивать подобные современные приспособления.
Физическое совершенство
Об олимпиаде
В Олимпиаде могут принять участие обучающиеся 10-11 классов и обучающиеся образовательных организаций среднего профессионального образования.
Олимпиада проходит в два этапа:
Второй этап (1 апреля – 19 апреля) — в дистанционной форме– конкурс научных проектов, в котором конкурсант предоставляет Проект по теме «Физическая культура на службе общества». Проект пишется в свободной форме. В проекте должны быть отражена позиция автора о возможностях использования знаний по физической культуре и спорту для оздоровления человека, выявления возможностей человека в спорте. Объем Проекта не более 3 страниц Word документа (шрифт 14, интервал 1,5) и презентации от 7 до 10 слайдов. Проект представляется текстовым документом и презентацией вместе с заявкой на участие.
Победители и призеры олимпиады могут получить дополнительные баллы при поступлении в МГПУ, а также снижение стоимости обучения установленных приказом ГАОУ ВО МГПУ «Об утверждении Положения о порядке и случаях снижения стоимости платных образовательных услуг и предоставления рассрочки по их оплате обучающимся».