Клинический психолог, педагог-психолог и психотерапевт
Содержание:
- Виды деятельности будущего психолога-педагога
- Проблемы душевного здоровья
- Рабочие программы
- Где я буду работать?
- Важные качества
- Оплата труда и возможности профессионального роста
- Общие сведения
- Похожие курсы
- Способы получения психолого-педагогического образования
- Факультет психологии МГУ им. М.В.Ломоносова (Москва)
- Медицинские тесты
- О профессии Педагога-психолога
- О курсе
- О курсе
- Карьера после окончания вуза по профилю магистратуры «Практическая психология в социальной сфере и образовании», код специальности 44.04.02
- Должностные обязанности
- Обучение
- Достаточно ли базы вуза или нужно дополнительное образование?
Виды деятельности будущего психолога-педагога
К основным видам дейятельности можно отнести:
- воспитательную;
- научно-исследовательскую;
- диагностическую.
Студенты вовлечены в научную и исследовательскую работу кафедры на микро-, мезо-, макро- и мегауровнях.
Микроуровень включает в себя проблемы индивидуальной психологической помощи, адаптации к социуму, проблемы развития человека в организациях своего района.
Мезоуровень: проблемы развития человека в муниципальных и межрегиональных организациях.
Макро- и мегауровень: проблемы человека в общегосударственных и международных организациях.
Вы также можете более подробно ознакомиться с описанием профессии «Психолог».
Проблемы душевного здоровья
Ускоренный за последние десятилетия ритм жизни, особенно в мегаполисах, приводит к тому, что жизнь человека протекает в почти непрекращающемся стрессе. Точнее, одна стрессовая ситуация сменяет другой, они повторяются часто изо дня в день. А иногда в этот поток непрерывного перенапряжения врывается поистине травмирующая ситуация.
Конечно, человек чувствует, что с ним происходит что-то неладное. Нет настроения, желания что-то делать, беспокоят физические симптомы. Пропадает внутренний ресурс, и справиться с этим самостоятельно не удается. Кто-то пытается получить поддержку от близких, другие изнуряют себя работой, пытаясь не думать о проблеме.
Конечно, человек чувствует, что с ним происходит что-то неладное. Нет настроения, желания что-то делать, беспокоят физические симптомы. Пропадает внутренний ресурс, и справиться с этим самостоятельно не удается. Кто-то пытается получить поддержку от близких, другие изнуряют себя работой, пытаясь не думать о проблеме.
Рабочие программы
История
Философия
Иностранный язык (английский)
Иностранный язык (немецкий)
Русский язык и культура речи
Экономика
Культура и межкультурные взаимодействия в современном мире
Математика
Современные информационные технологии
Анатомия и возрастная физиология
Основы правовых знаний
Безопасность жизнедеятельности
Общая и экспериментальная психология
Теория обучения и воспитания
Поликультурное образование
Социальная психология
Психология развития
Клиническая психология детей и подростков
Специальная психология и дефектология
Социальная педагогика
Психология дошкольного возраста и образовательные программы для дошкольного возраста
Психология младшего школьного возраста и образовательные программы начальной школы
Психология подросткового возраста
Самоопределение и профессиональная ориентация учащихся
Качественные и количественные методы психологических и педагогических исследований
Психолого-педагогическая диагностика
Психолого-педагогическая взаимодействие участников образовательного процесса
Профессиональная этика в психолого-педагогической деятельности
Физическая культура
Основы культуры чтения
Этнопсихология (с практикумом)
Психология семьи и семейное консультирование (с практикумом)
Психолого-педагогическая коррекция
Психолого-педагогический практикум 1
Психолого-педагогический практикум 2
Проектно-исследовательская деятельность обучающихся
Психология труда
История психологии
Методы активного социально-психологического обучения (с тренингом)
Психологическая служба в образовании
Элективные курсы по физической культуре «Волейбол»
Элективные курсы по физической культуре «Прикладная физическая культура»
Практика иностранного языка
Иностранный язык в современном обществе
Мировая художественная культура
Риторика
Математические методы в психолого-педагогических исследованиях
Информационные технологии в психолого-педагогических исследованиях
Социальное поведение и подростковая субкультура
Общение и социализация подростка
Теория личности
Дети в трудной жизненной ситуации
Психологические проблемы неуспеваемости учащихся
Психолого-педагогическая готовность к средней школе
Профилактика зависимостей у подростков
Риски асоциального поведения подростков
Психология учителя
Психология профессионального образования
Позитивная психология
Личностная идентификация
Государственная итоговая аттестация
Коммуникативный практикум
Ассистивные информационно-коммуникационные технологии
Где я буду работать?
У англоязычной программы двух дипломов «Applied Social Psychology» богатая предыстория и не менее богатая на события жизнь. Программа была создана специалистами Центра социокультурных исследований на базе русскоязычной магистерской программы «Прикладная социальная психология», чьи выпускники построили успешную карьеру в международных компаниях, а также в крупных российских, таких как «Газпром», «Северсталь», IT-компания «Сбербанк-Технологии», компания «Mars», АО КБ Ситибанк, Volkswagen Group Finance и других. Наши студенты востребованы в консалтинговых центрах и тренинговых компаниях (аналитико-консалтинговая фирма KPMG, тренинговая компания Alliance L&D, Центр толерантности).
Около 40% выпускников программы двух дипломов закрепляются в Нидерландах, получая рабочие места в голландских компаниях по итогам стажировок. Из тех, кто выбрал обучение в НИУ ВШЭ на втором году (без второго диплома), значительная часть продолжает академическую карьеру в аспирантуре российских университетов либо на аналогичных программах PhD за рубежом. Остальные устраиваются в частный сектор или в общественные организации.
Возможные векторы трудоустройства выпускников магистерской программы «Applied Social Psychology»:
Научная карьера: продолжение обучения в академической аспирантуре НИУ ВШЭ, получение степени PhD в Университете Тилбурга и других Университетах мира, работа в научных и научно-исследовательских структурах (Центр социокультурных исследований, ЛССИ, ВЦИОМ, ФОМ);
Преподавательская карьера: учебные заведения высшего профессионального образования, в т.ч. НИУ ВШЭ;
Государственная служба: органы государственного управления (департаменты и управления, занимающие социальной и миграционной политикой);
Работа в международных и российских коммерческих структурах (МТС, MARS, Unilever, Ромир, ГфК-Русь);
Консалтинг: консалтинговые центры (Центры мониторинга и предупреждения межэтнических конфликтов, Центр толерантности и т.д);
Работа в неправительственных и некоммерческих организациях (общественные и благотворительные фонды, советы и т.д.) (CAF, UNICEF, WWF).
Важные качества
Помимо профессиональных знаний и умений в сфере психологии, специалист должен обладать рядом личностных качеств. Одними из основополагающих черт, присущих педагогу-психологу, является высокая духовная организация и чувство ответственности.
Немаловажное значение в работе такого сотрудника играет то, как человек «владеет словом». Ведь ему необходимо донести до слушателя либо воспитанника необходимую информацию, сделав это с помощью огромного лексического запаса и литературных, исторических и других примеров; добиться, чтобы она стала личным убеждением слушателя
Из этого следует, что к личным качествам относится:
- Богатый лексический запас;
- Знание литературы, истории, искусства;
- Умение приводить аргументы, используя примеры известных личностей и литературных персонажей.
Также в связи с тем, что специфика данной профессии состоит в предоставлении услуг людям любого возраста, социального статуса, половой и гендерной принадлежности, специалист должен обладать такими качествами:
- Гуманитарный и аналитический склад ума;
- Воспитанность и тактичность;
- Гуманность и деликатность;
- Уравновешенность и спокойствие;
- Учтивость и вежливость;
- Общительность и умение располагать к себе человека;
- Человеколюбие;
- Наблюдательность и проницательность;
- Обладать даром убеждения.
Оплата труда и возможности профессионального роста
Заработная плата педагога-психолога в среднем по России варьируется в пределах 35-40 тысяч рублей. Наибольшая заработная плата зафиксирована в Ненецком автономном округе и составляет 52 тысячи. При этом данная профессия больше востребована в Москве и Московской области. По данным статистики на этот регион приходится 45% открытых вакансий.
Заработная плата педагога-психолога в государственном образовательном учреждении напрямую связана с опытом работы и квалификацией специалиста. Чем выше эти два показателя, тем больше потенциальный доход. Также, на оплату труда напрямую влияет суммарная занятость работника в часах. Можно работать на полную ставку, а сверху брать дополнительные часы нагрузки.
Общие сведения
Педагогика и психология входят в число одних из древнейших профессий. В Древней Греции этим двум профессиям дали трактовку. Так, под педагогикой понималось искусство воспитания, а под психологией – наука о познании души
С течением времени данные трактовки не изменились, как и важность самой профессии
Педагог-психолог – это специалист, несущий ответственность за социальную адаптацию детей, их психологическое развитие и поведение. Часто человека, профессия которого связана с данной областью психологии, называют «воспитателем человеческих душ»
Такое прозвище акцентирует важность профессии для общества и отражает высокую степень ответственности за выполнение специалистом своей работы
Преимущества профессии:
- Рост заработной платы в связи с увеличением интереса к данной профессии в последнее время;
- Возможность оказывать помощь людям и быть полезным социуму;
- Полученные знания можно применять не только на работе, но и в личной жизни;
- Большой выбор сфер деятельности для трудоустройства.
Недостатки профессии:
- Размер оклада у начинающего специалиста;
- Эмоциональные нагрузки и переживания за подопечных;
- Коммерческая сфера не развита в России.
Похожие курсы
31 августа — 15 ноября 2020 г.
Старт через 8 дней
2 марта — 25 мая 2020 г.
Завершён
2 сентября — 1 декабря 2019 г.
Завершён
4 марта — 9 июня 2019 г.
Завершён
3 сентября — 2 декабря 2018 г.
Завершён
19 февраля — 27 мая 2018 г.
Завершён
4 сентября — 4 декабря 2017 г.
Завершён
20 февраля — 15 мая 2017 г.
Завершён
3 октября 2016 — 11 января 2017 г.
Завершён
4 апреля — 18 июля 2016 г.
Завершён
Введение в историю искусства
НИУ ВШЭ
31 августа — 29 ноября 2020 г.
Старт через 8 дней
2 марта — 15 июня 2020 г.
Завершён
9 сентября — 8 декабря 2019 г.
Завершён
18 февраля — 9 июня 2019 г.
Завершён
10 сентября — 23 декабря 2018 г.
Завершён
19 февраля — 17 июня 2018 г.
Завершён
11 сентября — 25 декабря 2017 г.
Завершён
История дизайна
НИУ ВШЭ
Способы получения психолого-педагогического образования
Получить образование по специальности педагог-психолог можно в педагогических учебных заведениях. Это может быть среднее профессиональное образование (колледж) или же высшее образование. Педагогические вузы представлены по всей стране. Конечно, можно выделить самые престижные из них:
- МГУ имени М.В. Ломоносова (г. Москва)
- НИУ ВШЭ (представлен филиалами во многих городах страны),
- Московский педагогический государственный университет,
- РГПУ им. А.И. Герцена в г. Санкт-Петербург,
- Российский Государственный гуманитарный университет,
- Российский Государственный социальный университет.
При этом, есть масса курсов дополнительного образования, как на базе университетов, так и от частных организаций.
Образование, полученное в колледже и вузе, не критично различаются. Кроме, само собой, того, что вуз – ступень, где дают больше часов практических занятий в образовательных учреждениях. После окончания колледжа беспрепятственно можно найти достойную работу. Уже имея профессиональный стаж, можно поступить на заочную форму обучения по специальности в высшем учебном заведении.
https://youtube.com/watch?v=C8vYDUPEiQY
Дистанционные курсы и семинары подойдут для повышения уровня квалификации. Чтобы они принесли практическую пользу, должно быть базовое понимание профессии, которое дают ссузы и вузы.
Преимущество психолого-педагогического образования заключается в том, что педагогические образовательные учреждения есть во многих городах России. Даже в небольшом районном центре обычно функционирует хотя бы один такой колледж или ВУЗ.
К тому же, бюджетных мест на данной специальности всегда больше, чем на более популярные направления (такие как экономика и юриспруденция).
Получение дополнительного образования за рубежом требуется в случаях, когда Вы нацелены на трудоустройство в иностранную корпорацию, либо профильное учебное учреждение, базирующееся на изучении иностранных языков. Либо для повышения своего профессионального уровня и кругозора. Существует множество информационных площадок, работающих через Интернет, в том числе и иностранных. Они дают возможность получить иностранное образование дистанционно. Обычно подобные курсы стоят больших денег, чем российские аналоги.
В процессе обучения по специальности психолого-педагогическое образование, упор делается на углублённое изучение психологии, детской психологии, педагогики, методики преподавания в учебном заведении. К ним добавляются и общеобязательные дисциплины – философия, история, экономика, право, информатика, математический анализ и статистика.
При освоении профессии педагог-психолог необходимо делать большой упор на получение практического опыта работы, больше практиковаться и разрабатывать практически применимые методики.
Факультет психологии МГУ им. М.В.Ломоносова (Москва)
Факультет психологии Московского государственного
университета существует
в качестве самостоятельного с 1966 года.
В настоящее время в состав факультета психологии входят 9
кафедр и и 5 научных лабораторий. Кроме того, при факультете действуют: Центр
переподготовки научных и преподавательских кадров МГУ (по психологии);
Учебный центр по переподготовке
работников вузов в области психолого-педагогических основ учебного
процесса в высшей школе; Спецотделение
для лиц с высшим образованием ;
Спецотделение для переподготовки практических психологов для сферы
народного образования;
Центр тестирования «Гуманитарные технологии» ;
Филиалы кафедр факультета в Институте психологии Российского Академии
Наук и в Центре психического здоровья Академии Медицинских Наук РФ;
Школа юного психолога.
Факультет психологии МГУ является базовым в Учебно
Методическом Объединении (УМО) университетов РФ по психологии. За
30 лет существования, в качестве самостоятельного, факультет заслужил признание
как один из ведущих психологических центров мира. Трудами ученых факультета
были положены основы новых перспективных научных направлений в психологии,
сформировались и успешно работают научные школы, получившие признание в
психологическом научном сообществе.
Сегодня на факультете психологии готовят психологов — дипломированных специалистов,
бакалавров и магистров (по специальности: “020400-Психология” по 8 специализациям
и по специальности: “022700-Клиническая психология”), аспирантов и докторантов
по 6-ти специальностям ВАК РФ.
На факультете психологии обучаются более 1000 студентов и более 100 аспирантов.
Преподавание на факультете ведут 105 преподавателей. Среди них: 10 академиков
и членов-корреспондентов Академии Образования России, 2 члена-корреспондента
Российской Академии Наук, 36 профессоров и докторов наук, 58 доцентов
и кандидатов наук. На кафедрах и в научных лабораториях работают 104
научных сотрудника, в их числе 4 доктора и 60 кандидатов наук. Декан
факультета — академик РАО, профессор Александр
Иванович Донцов.
В соответствии с многолетними традициями МГУ на факультете психологии
организована система дополнительного образования (профессиональной
переподготовки) лиц, уже имеющих высшее психологическое
образование. В рамках дополнительного образования действует программа профессиональной
переподготовки: «Психоанализ
личности и межличностных отношений».
Принимаются лица с высшим психологическим или медицинским образованием.
Срок обучения: 2 года – 4 семестра.
При успешном обучении (и при наличии высшего образования) по окончании выдается
государственный диплом МГУ о дополнительном образовании (о
профессиональной переподготовке).
Собеседование и отбор желающих проводится с 20 апреля и по 1 июля.
Адрес и телефон отделения:
125009, Б.Никитская ул., 4, комн. 17;
Телефон: 203-68-14.
Web-страница отделения : http://www.psy.msu.ru/educat/dopoln/analiz.html
Сайт факультета психологии МГУ: http://www.psy.msu.ru
Медицинские тесты
Кроме интеллектуальных тестов, врач-психиатр обязательно исследует внутреннее состояние человека. Об этом можно судить по результатам следующих процедур:
- Биохимическое обследование. Содержание того или иного элемента в крови может говорить о различных нервно-психических осложнениях.
- Эндокринологическое обследование. Гормональные нарушения могут стать причиной депрессии, панического страха, психозов.
- Иммунологические тесты. Нередко причиной психических расстройств являются вирусы, особенно те, что передаются половым путем.
- Токсикологические исследования. Это могут быть не обязательно наркотики или таблетки. Нарушения деятельности головного мозга вызывают отравления промышленными или бытовыми химикатами, тяжелыми металлами или опасными отходами.
- Электроэнцефалограмма – нанесение на бумагу кривых деятельности отделов головного мозга.
- Полисомнография – это тоже ЭЭГ, но наносится оно во время глубокой стадии сна. Позволяет определить множество заболеваний, которые сложно диагностировать во время бодрствования пациента.
- Ядерно-магнитная томография. Это наиболее современный метод диагностирования проблем мозга. Позволяет увидеть даже мельчайшие детали, которые не уловит ЭЭГ. С его помощью можно обнаружить рак на самых ранних стадиях и предотвратить инсульт.
О профессии Педагога-психолога
Бакалавриат и специалитет69
Магистратура96
Вузы163
Статьи о профессии1
Педагог-психолог — это специалист, сочетающий в своей работе знания по психологии и педагогике. Как правило работает в школе, проводит работу в образовательных учреждениях, направленную на сохранение психического здоровья и развитие личности учащихся и студентов. Выявляет условия, затрудняющие становление личности, и посредством психопрофилактических мер, психодиагностики, психокоррекции, консультирования и реабилитации оказывает помощь учащимся, учителям и родителям (лицам, их заменяющим) в
Педагог-психолог — это специалист, сочетающий в своей работе знания по психологии и педагогике. Как правило работает в школе, проводит работу в образовательных учреждениях, направленную на сохранение психического здоровья и развитие личности учащихся и студентов. Выявляет условия, затрудняющие становление личности, и посредством психопрофилактических мер, психодиагностики, психокоррекции, консультирования и реабилитации оказывает помощь учащимся, учителям и родителям (лицам, их заменяющим) в решении личностных, профессиональных и других психологических проблем.
Функции педагога-психолога включают в себя:
- Осуществление профессиональной деятельности, направленной на сохранение психологического, соматического и социального благополучия детей в процессе воспитания и обучения;
- Содействие в охране прав личности в соответствии с конвенцией по охране прав ребенка;
- Определение факторов, препятствующих развитию личности обучающихся, и принятие мер показания различного вида психологической помощи;
- Проведение психологической диагностики различного профиля и предназначения;
- Ведение документации по установленной форме и использование ее по назначению;
- Участие в планировании и разработке развивающих и коррекционных программ образовательной деятельности с учетом индивидуальных и половозрастных особенностей личности детей, тем самым, содействие в развитии у них готовности к ориентации в различных ситуациях самоопределения;
- Консультирование работников учреждения по вопросам развития данного учреждения, практического применения психологии, ориентированной на повышение социально-психологической компетентности детей, педагогических работников, родителей.
Научно-технический прогресс приводит к необходимости меняться и человеку. Для успешной адаптации человеку нужно будет быстрее усваивать новые знания, быть более гибким, стрессоустойчивым, ускорять процессы переработки и усвоения информации. Также будет расти уровень индивидуализации в обучении людей, будет возрастать роль персональных наставников, тьюторов, специалистов по проектированию персональной образовательной траектории с учетом способностей конкретного человека. Роль психолога в педагогике будет возрастать.
РазвернутьСвернуть
О курсе
Общая психология и педагогика представляет собой комплекс дисциплин, формирующих у студентов целостную систему психологических и педагогических знаний, позволяющих ориентироваться в гуманитарных проблемах современного общества, а также проводить анализ психолого‐педагогических факторов, определяющих развитие человека, начиная с момента его рождения. Курс дает представления о том, каким рождается человек: с какими возможностями и ограничениями, как он будет развиваться, каким он станет; каковы условия, определяющие его развитие и что в этом отношении может сделать для него общество, окружение, среда.
О курсе
В этом курсе слушатели получат возможность:
— познакомиться с психолого-дидактическими компетенциями современного вузовского преподавателя в условиях модернизации профессионального образования;
— развить профессионально-педагогическое мышление в процессе построения собственной образовательной и профессиональной стратегий;
— освоить основные понятия, принципы и методы психолого-педагогической диагностики и мониторинга, позволяющих проектировать и реализовывать развивающий эффект диагностических процедур;
— овладеть навыками рефлексивного использования в организации образовательного взаимодействия специфических видов коммуникаций, адекватных постановке и решению образовательных задач в области психологии в условиях современного университета;
— расширить представления о современных подходах к проблеме психологической безопасности в учреждениях высшего профессионального образования;
— формировать способность адаптировать и обобщать результаты современных психолого-педагогических исследований для собственных целей преподавания.
Система тестовых, рефлексивных, проектных заданий для самостоятельной работы позволяет слушателям самим выбирать тот уровень когнитивной сложности, на котором они готовы и могут выполнять предложенные задания.
Используемые в курсе технологические приемы проблемного ввода, рефлексивного анализа, «решения задач на смысл» выступают в качестве механизмов превращения безличной для слушателей информации в знание, имеющее личностный смысл и ценность.
Карьера после окончания вуза по профилю магистратуры «Практическая психология в социальной сфере и образовании», код специальности 44.04.02
Могут трудоустраиваться в образовательные организации различных уровней; психологические службы; центры психолого-медико-социального сопровождения; психологические консультации; HR-отделы и кадровые службы.
Специалисты смогут:
- проектировать и осуществлять диагностику психического развития на разных этапах онтогенеза
- составлять психологическое заключение и разрабатывать рекомендации по результатам диагностического обследования
- осуществлять
Могут трудоустраиваться в образовательные организации различных уровней; психологические службы; центры психолого-медико-социального сопровождения; психологические консультации; HR-отделы и кадровые службы.
Специалисты смогут:
- проектировать и осуществлять диагностику психического развития на разных этапах онтогенеза
- составлять психологическое заключение и разрабатывать рекомендации по результатам диагностического обследования
- осуществлять психологическое консультирование лиц разных возрастов и социальных групп по проблемам обучения, воспитания, семьи и детско-родительских отношений
- разрабатывать (совместно с участниками образовательного процесса) индивидуальный образовательный маршрут с учетом особенностей и образовательных потребностей обучающегося, в том числе детей группы риска и одаренных детей
- разрабатывать индивидуальные программы психологического сопровождения лиц старших возрастов
- реализовывать психологическое сопровождение детей-сирот и детей в замещающих семьях
- проектировать стратегию индивидуальной и групповой коррекционно-развивающей работы с детьми и подростками с учетом особенностей их развития
- проектировать и реализовывать профилактические программы для лиц разных возрастов и социальных групп
- разрабатывать и реализовывать программы профилактики различных форм зависимого поведения
- применять активные методы обучения в психолого-педагогическом образовании
- обоснованно применять психотерапевтические методы и технологии в работе с лицами разных возрастов и социальных групп
- проектировать и реализовывать тренинговые программы с целью укрепления внутренних ресурсов личности
- применять активные методы обучения в психолого-педагогическом образовании
- проектировать и реализовывать тренинговые программы с целью осуществления профессионального коучинга
- проектировать и реализовывать тренинговые программы с целью формирования копинг-стратегий в конфликтных ситуациях
- оказывать психологическое содействие оптимизации реабилитационного процесса в реабилитационных организациях разного типа и вида;
- проектировать стратегию индивидуальной и групповой реабилитационной работы с лицами с ОВЗ на основе результатов диагностики;
- подбирать эффективные методы социально-психологической и социально-педагогической реабилитации в соответствии с актуальным состоянием лица с ОВЗ, уровнем его развития, возрастом, образованием и социальным статусом;
- прогнозировать и оценивать результаты реабилитационных мероприятий в соответствии с возможностями лица с ОВЗ, его ближайшим окружением и уровнем средовых ресурсов;
- консультировать сотрудников и администрацию по вопросам оптимизации реабилитационного процесса в организациях социальной сферы;
- консультировать участников междисциплинарной реабилитационной команды в ходе решения реабилитационных задач;
- обучать родителей (законных представителей) и других членов семьи человека с ОВЗ, педагогов образовательных учреждений, специалистов медицинских, соцзащитных учреждений методам реабилитационной поддержки лица с ОВЗ.
РазвернутьСвернуть
Должностные обязанности
К числу должностных обязанностей, вменяемых педагогу-психологу, можно выделить следующие:
- Привитие социальных норм поведения и социальная адаптация детей,
- Выстраивание стабильности в психологическом развитии,
- Личностный подход к каждому воспитаннику,
- Проведение психологических тестов и диагностики,
- Взаимодействие с родителями,
- Мероприятия по налаживанию взаимопонимания внутри коллектива (также и педагогического состава),
- Работа по коррекции поведения ребёнка, при наличии явных отклонений,
- Просветительская деятельность в области детской психологии (работа как с коллегами, так и с родителями).
После ознакомления со списком стандартных задач, с которыми должен справляться педагог-психолог, становится ясно, что это не только интересная работа. Зона ответственности психолога огромна. Формирование юных характеров дело трудное, но благородное.
Обучение
Подготовка соответствующих специалистов проводится на основании образовательной программы 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование».
Для того, чтобы поступить на данный профиль, абитуриенту необходимо сдать следующие экзамены:
- Русский язык;
- Математика (базовый уровень);
- Биология (профильный предмет).
Сроки обучения по выбранному направлению подготовки для очного отделения составляют 4 года (бакалавриат), а для заочного – 5 лет. При наличии среднего профессионального образования, срок обучения в ВУЗе составит 3,5 года.
Подготовка по программе «Психолого-педагогическое образование» осуществляется с изучением следующих направлений:
- «Психология личности и группы».
- «Формирование педагогической деятельности».
- «Психология развития».
- «Психологическое сопровождение педагогического процесса».
Во время учебного процесса студент изучает как общеобразовательные дисциплины, так и профильные, а именно:
- Общая психология;
- Психология управления;
- Психодиагностика;
- Индивидуальная и социальная психология;
- Психологическое консультирование;
- Возрастная психология;
- Социальный и психологический тренинги;
- Социальная педагогика.
- Теория и методика обучения и воспитания;
- Психология в коммерции и образовании;
- Менеджмент организации;
- Управление персоналом;
- Конфликтология;
- Иностранный язык.
Как видно из данного перечня, студент получает не только знания по психологическим и педагогическим наукам, но и изучает менеджмент и управление персоналом, что расширяет круг мест для трудоустройства.
Получить диплом о соответствующем образовании можно в следующих ВУЗах страны:
- Московский социально-педагогический институт (средний балл ЕГЭ – 56.8, стоимость обучения 110 тыс. руб. в год);
- Московский городской педагогический университет (средний балл ЕГЭ – 72.12, стоимость обучения 199,6 тыс. руб. в год);
- Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена (средний балл ЕГЭ – 67.07, стоимость обучения 138,7 тыс. руб. в год);
- Российский государственный профессионально-педагогический университет
- (средний балл ЕГЭ – 62.5, стоимость обучения 108 тыс. руб. в год);
- Уральский государственный педагогический университет (средний балл ЕГЭ – 63.81, стоимость обучения 108 тыс. руб. в год);
- Новосибирский государственный педагогический университет (средний балл ЕГЭ – 61.73, стоимость обучения 87 тыс. руб. в год);
- Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина (средний балл ЕГЭ – 63.10, стоимость обучения 95,3 тыс. руб. в год).
Напоследок следует сказать, что доля трудоустройства выпускников рассматриваемой профессии по стране составляет 79.1%.
Достаточно ли базы вуза или нужно дополнительное образование?
Психология развивается иначе, чем другие науки. Целью психологии не является конечное знание, для неё важнее – найти смысл собственной жизни и помочь в этом другому человеку. Психологии учатся всю жизнь. И это аксиома профессии
Важно отметить, что деньги для психолога не являются источником мотивации. Сначала нужно влюбиться в свое дело
Например, если человек собирается стать международным гроссмейстером ради того, чтобы получать миллионные призы, то он им не станет никогда. Так и с психологией. В иерархии ценностей психолога деньги не могут быть на первом месте. У психолога более высокая миссия – помогать людям и обществу.
Еще полвека назад предполагали, что благодаря развитию психологии люди получат совершенное знание о человеке, о его поведении, о свойствах личности. К счастью, или к сожалению, но эти прогнозы и надежды не оправдались. Постфрейдистский психоанализ вообще оказался великой мифологией. Не оправдались надежды и на психотерапию, её результаты весьма скромны, потому что психотерапия – это скорее искусство, чем наука, поскольку в ней основной фактор успеха, – личность терапевта, а не психологическая теория.
Дипломированный психолог должен выбрать сферу исследования сам. Подробно и много изучать литературу, читать иностранные и отечественные научные журналы. Обязательно – работать практически. Тогда дополнительное образование поможет развитию способностей и стать конкурентоспособным. Дэвид Мацумото, автор учебника «Психология и культура», по которому учится весь мир, советует брать как можно больше знаний о научной методологии, о научном исследовании и сочетать их с математическими методами и психометрикой. В Библии сказано: «Избери для себя какую-нибудь работу и тебя не постигнет никакая болезнь». Работа есть лучшее средство к возвышению и усовершенствованию человека, и психология, как никакая из них, в наибольшей степени удовлетворяет этой базовой ценности.