Адмирал лазарев: биография, экспедиции, открытия, военная служба. михаил петрович лазарев
Содержание:
- Музыка и цвет — две основы раннего развития
- Произведения
- Пренатальное воспитание по наитию
- Фрегат «Суворов» и кругосветное путешествие
- ЦВЕТОНИК
- Три кругосветки Михаила Лазарева
- Краткая биография Лазарева
- Семья
- Наваринская битва
- Музыка и цвет — две основы раннего развития
- Служба на Черноморском флоте
- Музыкальное развитие до рождения
- Биография
- Что чувствует ребенок до рождения
- Музыкальное развитие до рождения
- Современные оценки деятельности М.П. Лазарева
Музыка и цвет — две основы раннего развития
Еще большую известность получила методика Михаила Лазарева, которая базируется на любви к нотам. «Цветоник» — это программа, сочетающая в себе музыкальные созвучия и их цветовые обозначения. В своем классическом виде методический набор включает песенный цикл «Цветоника», комплект игровых пособий «Цветные нотки» и книгу с дидактическими материалами «Школа музыкальных волшебников». В основном, все материалы рассчитаны на детей в возрасте от рождения и до трех лет, но могут использоваться и для занятий с детьми постарше.
В основе занятий по этой методике Лазарева лежит сочетание музыки, движений и цветовых обозначений нот. Типичный урок выглядит так: сначала родитель включает ребенку песню, затем играет ее вместе с малышом на пианино (на клавиши нажимает взрослый, но пальчиками малыша), после этого кроха занимается с инструментом самостоятельно (самые маленькие даже могут потопать ножками по клавиатуре). Далее следует перейти к упражнениям и заданиям из рабочей тетради по методике. Для того, чтобы ребенок лучше запоминал мелодию, на клавиши инструмента приклеивают специальные разноцветные кружочки: каждой нотке — свой кружок и свой цвет. Соответственно, на карточках с песенками ноты также обозначены разными цветами, и ребенку на первых порах не придется иметь дело с абстрактными «до», «ре», «ми»…
Первые песенки для малыша — простые, состоящие из одной строчки, из одной музыкальной фразы. Воспроизвести их на инструменте самостоятельно не составит труда: просто нужно нажимать клавиши с определенными цветными кружочками в той последовательности, в какой они обозначены на карточке с песенкой. В итоге получается простая и запоминающаяся мелодия — ребенок своими руками создает музыку. Дальнейшее обучение строится на усложнении заданий: песенки становятся более длинными, разнообразными и интересными. Сам автор методики убежден, что обучить малыша музыкальным азам и привить любовь к звучащей мелодии смогут даже те родители, которые не обучались игре на инструменте. Методика интуитивно понятна участникам процесса любых возрастов.
Активные участницы интернет-форумов раннего развития отмечают, что заниматься с ребенком самостоятельно по методике Михаила Лазарева несложно: все материалы можно приобрести или частично даже найти в свободном доступе. Впрочем, родителям доступны и готовые решения для занятий. Не так давно сам профессор Лазарев принял участие в запуске проекта по формированию готовых комплектов для учебных материалов по его программам. Их можно заказать в формате полностью укомплектованных «коробочек» для занятий, которые доставляются почтой. Каждый такой набор ориентирован на определенный возраст ребенка и содержит весь учебно-методический комплекс с песенками на карточках, подробным описанием программы, цветными наклейками на инструмент. Сервис «Bimbasket» доступен в интернете, да и в обычных книжных магазинах найти фамилию Лазарева на полке с литературой о раннем развитии детей довольно легко.
Татьяна Гольдина
Произведения
Критика
- Драматургия К. Симонова. — М., Искусство, 1952.
- Поэзия военного поколения. — М., Знание, 1966.
- Военная проза Константина Симонова. — М., Художественная литература, 1974.
- Это наша судьба: Заметки о литературе, посвящённой Великой Отечественной войне. — М., 1978; 2-е изд., дополненное — 1983.
- Василь Быков: Очерк творчества. — М., Художественная литература, 1979 (на англ. яз. — 1987).
- Константин Симонов. — М., Художественная литература, 1985.
- То, что запомнилось. — М., Правда, 1990.
- Шестой этаж, или Перебирая наши даты. — М., 1999.
- Лазарев Л. И. Записки пожилого человека. Книга воспоминаний. — М.: Время, 2005. — 544 с. — ISBN 5-94117-058-0.
- Лазарев Л. И. Живым не верится, что живы… : Заметки о литературе, посвящённой Великой Отечественной войне. — М.: МИК, 2007. — 416 с. — ISBN 978-5-87902-144-8.
Пренатальное воспитание по наитию
Если вы не очень-то доверяете специалистам, которые уверены, что знают, как правильно воспитывать вашего нерожденного ребенка, можете совершать несколько простых действий, которые пойдут на пользу ребенку и будут приятны вам.
Говорите
Как уже доказано учеными, ребенок не просто слышит маму и папу, и даже не просто узнает их голоса, но способен запомнить сочетания слов. Чаще говорите ему приятные вещи: какой ваш малыш милый, умный, славный, как вы любите и ждете его. Конечно, понять смысл ваших слов он сможет гораздо позже, но на всю жизнь эти фразы станут самыми узнаваемыми и запомнившимися.
Пойте
Малыши отлично слышат и запоминают мелодии – постарайтесь обеспечить будущему ребенку гармоничную музыкальную среду, даже если сами придерживаетесь других музыкальных предпочтений. Небольшой лайфхак: если вы будете петь колыбельные во время беременности, то потом этими песенками сможете быстро успокоить новорожденного.
Поглаживайте
Прикосновения – это то, что ваш малыш чувствует так же, как и звуки. Мягкие, нежные прикосновения приятны ребенку, хотя он не может адекватно на них ответить. Варьируйте типы прикосновений: поглаживайте животик, постукивайте пальцами или перебирайте ими, словно играете гамму на пианино, похлопывайте.
Питайтесь правильно
Один из популярных на западе приемов пренатального воспитания – разгрузочные дни. Предполагается, что ребенок, ощутивший снижение уровня питательных веществ, будет вынужден энергичными движениями напомнить маме, что «пора идти на охоту» и, таким образом, укрепится связь мать-ребенок. Мы, разумеется, не советуем экспериментировать с диетой без консультации вашего лечащего врача, однако разгрузочные дни – действительно обычная практика в акушерстве. Воспринимайте их не просто как диету, но еще и как воспитательный момент!
Вообще же вкус амниотической жидкости может немного меняться в зависимости от диеты мамы. Даже если вы едите только продукты, одобренные вашим гинекологом, вы можете заметить, что в одни дни ребенок ведет себя спокойнее, чем в другие. Попробуйте проследить закономерность между особо резкими и неприятными движениями малыша и съеденным накануне. Быть может, вам удастся «договориться» до меню, которое будет полезно и приятно вам обоим?
Желаем всем легкой и приятной беременности и здоровых деток!
9.01.2017
Подготовила Екатерина Ершова
для беременных, о новорожденных
Фрегат «Суворов» и кругосветное путешествие
Биография мореплавателя Лазарева содержит сведения, что после долго морского пути, богатого флотоводского опыта, двух войн и карьерного подъема ему достается фрегат «Суворов», которому предстоит кругосветное плавание.
Фрегат «Суворов» был построен на деньги Американско-Российской компании, которую создали промышленники из России
Для компании было важно организовать перманентные поставки из русской Аляски в Петербург. Для поиска подходящего морского пути и был создан «Суворов»
Все подготовительные мероприятия закончили в октябре 1813 года, и корабль отправился в путешествие. Плаванье началось с вязкого тумана и порывистых ветров, от которых корабль укрывался в гавани Карлскруна (Швеция). На пути встречались военные корабли Франции и Дании, агрессивно настроенные против русских кораблей. Но Лазарев умело избежал столкновения с ними и без повреждений проплыл до Ла-Манша.
В Сиднее «Суворова» встретили залпом артиллерийских орудий. Конечно, стреляли не в судно. Таким нестандартным образом английская колония Новый Южный Уэльс встретила русский корабль, поздравляя с совместной победой над французами и их союзниками.
Отплыв от берегов Австралии, «Суворов» направился к востоку Тихого океана. Приближаясь к экватору, 28 сентября команда увидела вдали точку, которая планомерно приобретала очертания суши. Посмотрев на карту, русский мореплаватель Лазарев Михаил Петрович не заметил никаких островов. Когда подплыли ближе, с «Суворова» выплыла шлюпка, которая исследовала затерянный остров. При обследовании выяснилось, что островов несколько и все они коралловые. Большая часть их поверхности была покрыта кустарниками и деревьями. Группа островов, открытая Лазаревым, была названа в честь русского полководца Суворова.
Фрегат пересек экватор 10 октября и направился на север. В ноябре «Суворов» подплыл к Русской Америке в порт Ново-Архангельска. Здесь его встретил представитель управления Американо-Российской компании Баронов А.А, который поблагодарил Лазарева за доставленный в целости и сохранности груз.
ЦВЕТОНИК
«Цветоник» — это цветомузыкальная программа по самому раннему развитию ребенка.
Она открывает перед вашим ребенком мир красоты и гармонии, в котором малыш будет не простым зрителем, а самым настоящим волшебником. Он сможет создавать свою цветную музыку жизни.
Программа включает:
1. Книгу для детей «Школа музыкальных волшебников».
2. Песенный цикл «Цветоника».
3. Комплект игровых пособий «Цветные нотки».
Программа сенсорной цветомузыкальной гимнастики с комплектом игровых пособий «Цветные нотки» (для детей от 0 до 3-х лет и старше)
ПЕНИЕ И ЧТЕНИЕ – С РОЖДЕНИЯ!
1. Книга «Школа музыкальных волшебников»
Книга состоит из сказок, которые с первых дней жизни знакомят детей с семью цветами радуги и семью нотами гаммы. Сказки сопровождаются не сложными
практическими заданиями, направленными на стимуляцию у детей творческой активности, формирование музыкального слуха и навыков художественного
моделирования (с помощью цвета и звука) явлений окружающего мира.
В том числе, дети в игровой форме знакомятся с клавиатурой фортепиано, подготовить которую очень просто.
2. Песенный цикл «Цветоника»
Песенный цикл дан в книге «Мамалыш, или рождение до рождения». Песенный цикл включает ноты и аудиозапись песен с голосом и фонограммой.
3. Комплект игровых пособий «Цветные нотки»
Игровые пособия направлены как на адаптацию ребенка к окружающей среде, так и на пробуждение в нем творческой активности по созиданию собственных элементов окружающей среды. Пособия формируют у него цветообразные представления, способствуя развитию мотивации двигательной активности, мотивации деятельности, развивающей здоровье, адаптируя его к окружающим условиям.
Пособия сконструированы таким образом, чтобы можно было проводить с ребенком трехмерную цветомузыкальную гимнастику.
При этом каждому из пособий дано свое название, имеющее внутреннюю звуковую или смысловую рифму. Пособия «Дорожка-Цветоножка», «Кружочки-Цветокочки» и «Семитоник-Цветик» предназначены для проведения как горизонтальной, так и вертикальной двигательной гимнастики.
Пособие «Ковер-Цветолет» предназначено для освоения фронтального двигательного интонирования (дополнительно к горизонтальному и вертикальному), для формирования речи, первичных навыков нотослогового чтения, сольфеджирования.
Серия игр, прилагаемых кцветомузыкальному тренажеру «Цветные нотки» выполняет также функцию сенсорной гимнастики, с элементами двигательного, дыхательного и психологического тренинга.
Три кругосветки Михаила Лазарева
Окончание Отечественной войны 1812 года знаменовало для лейтенанта Михаила Лазарева начало совершенно иного этапа его флотской карьеры — исследовательского. В 1813 году он получает под командование только что построенный фрегат Русско-американской компании «Суворов» и отправляется на нем во второе в истории русского флота кругосветное путешествие. Целью экспедиции Лазарева была Русская Америка. Покинувший кронштадтский рейд 9 октября 1813 года «Суворов» должен был доставить туда необходимые колонистам припасы, что и было сделано в ноябре 1814 года, а 15 июля 1816 года корабль вернулся в Кронштадт.
Капитан второго ранга Фаддей Беллинсгаузен и лейтенант Михаил Лазарев на мостике «Востока». Гравюра по рисунку художника Павла Павлинова, 1953 г.
Успех этого плавания предопределил новое назначение молодого способного офицера: он стал командиром шлюпа «Мирный», назначенного в первую русскую антарктическую экспедицию. Правда, до выхода в это плавание Михаилу Лазареву пришлось немало потрудиться, чтобы приспособить бывший ледоходный транспорт «Ладога» к плаванию в высоких южных широтах. Корабль оснастили двойной обшивкой и обитой медными листами подводной частью, а сосновые элементы конструкции и управления по требованию капитана заменили более крепкими дубовыми. 16 июля 1819 года «Мирный» вместе со шлюпом «Восток» под командованием капитана II ранга Фаддея Беллинсгаузена вышел в историческое плавание, в ходе которого 26 января 1820 года и был открыт шестой континент — Антарктида. Домой оба корабля вернулись только 5 августа 1821 года, обойдя вокруг света, проведя сто дней во льдах, четырежды достигнув антарктических берегов и составив подробные карты ранее открытых мест. Кстати, этими картами моряки всего мира пользовались еще целое столетие.
Такое достижение не могло остаться невознагражденным. По итогам антарктической экспедиции лейтенант Михаил Лазарев был пожалован званием капитана II ранга, прыгнув через один флотский чин, что было редкостью. А через два года командир фрегата «Крейсер» кавторанг Лазарев ушел в свое третье кругосветное путешествие — и снова к берегам Русской Америки, которую нужно было обезопасить от активно действовавших контрабандистов. Вместе с «Крейсером» в 1822-1825 годах вокруг света обошел и шлюп «Ладога», которым командовал капитан-лейтенант Андрей Лазарев. Завершив труднейший поход и получив в награду звание капитана I ранга, Михаил Лазарев настоял на награждении всех без исключения членов своего экипажа — не только офицеров, но и матросов, что было исключительным случаем.
Портрет вице-адмирала Михаила Лазарева работы художника Ивана Айвазовского, 1839 год
Впрочем, для самого Михаила Лазарева в таком отношении к матросам не было ничего исключительного. Пройдя жесткую школу британского флота и хорошо зная, как относятся к младшим чинам многие морские офицеры в России, Лазарев делал все, чтобы матросская служба под его командованием не была каторгой. Такое же отношение он прививал и своим ученикам — будущим флотоводцам Павлу Нахимову, Владимиру Истомину, Владимиру Корнилову, Евфимию Путятину. Уважительно обращаться с матросами Лазарев требовал ото всех офицеров, служивших под его началом, и чем выше он поднимался по карьерной лестнице, тем больше низших флотских чинов могли рассчитывать на его заступничество.
Краткая биография Лазарева
Четырнадцатого ноября 1788 года в семье потомственных дворян Лазаревых родился второй сын. Ребенка назвали Михаилом. Отец мальчика статский советник и генерал-поручик Петр Гаврилович в это время состоял на должности гражданского губернатора города Владимир. Мать малыша Анна Андреевна происходила из старинного рода Чагиных, выходцев из Тверской губернии.
В 12 лет Миша был зачислен в Морской кадетский корпус в Санкт-Петербурге. В этом учебном заведении получили образование и его братья — Андрей и Алексей. После экзаменов гардемарин с 1803 года проходит стажировку в Англии. На судах королевского флота Лазарев ходил по морям Атлантического и Индийского океанов. Через пять лет молодой человек вернулся в Россию, где после окончания морского училища получил чин мичмана.
В составе Балтийского флота выпускник кадетского корпуса участвует сначала в войне со шведами, затем в Отечественной войне 1812 года. Бриг капитана Лазарева Феникс высадил десант в окрестностях Данцига, чтобы оттянуть силы французской армии от Риги. За доблесть и мужество Михаилу присвоено звание лейтенанта.
В 1813 году молодой офицер назначен капитаном фрегата Суворов. Судно числилось за Российско-Американской компанией, управлявшей имперскими колониями в Северной Америке. Задача экспедиции — перевоз грузов между Кронштадтом и Новоархангельском, столицей русской Аляски. Поход продолжался с октября 1813 до июля 1816 года. Это был первый кругосветный вояж М. П. Лазарева.
В 1819 году из Кронштадта вышла южная экспедиция, задачей которой было изыскание новых земель. Одним из шлюпов командовал лейтенант Лазарев. Итог путешествия — открытие Антарктиды. После второго кругосветного похода Михаил Петрович становится капитаном 2-го ранга.
В 30-х годах XIX столетия действия контрабандистов подрывали торговлю Российско-Американской компании. Для борьбы с нарушителями закона к Аляске отправляется флотилия под командованием Лазарева: фрегат Крейсер, вооруженный 36 пушками, и шлюп Ладога. Правоохранительная миссия длилась 2 года. В 1825 году Крейсер возвратился в Кронштадт. Окончилось третье кругосветное путешествие русского морехода, получившего чин капитана 1-го ранга.
Как командир линкора Азов, Лазарев участвует в бою около о-ва Сфактирия в Наваринской губе. 20 октября 1827 года русско-французско-английский флот разгромил эскадры турок и египтян в Ионическом море. Флагман русского отряда Азов потопил 5 вражеских судов. Командиру корабля присвоено звание контр-адмирала.
За победу в Наваринском бою Лазарев награжден иностранными государствами:
- Франция — орден святого Людовика.
- Англия — орден Бани.
- Греция — командорский крест ордена Спасителя.
В 1832 году М. П. Лазарев возглавляет штаб Черноморского флота. Спустя год вице-адмирал начинает командовать флотом и портами на Черном море и становится губернатором Севастополя и Николаева. Начинается преобразование южных рубежей России.
Эскадру пополнили новые корабли, вооруженные качественной артиллерией. Начинается постройка первых пароходов. Экипажи укомплектованы по штатному расписанию. Улучшаются бытовые условия семей моряков. Лазарев стимулирует работу гидрографической службы, которая составляет карты и схемы черноморского бассейна. Адмирал воспитал плеяду талантливых русских флотоводцев.
Михаил Петрович умер в ночь на 12 апреля 1851 года в Вене, где последний год лечился от тяжелой болезни. Родственники перевезли тело покойного в Севастополь. Адмирала похоронили во Владимирском соборе.
О заслугах Лазарева перед Россией свидетельствуют ордена:
- св. Владимира всех степеней,
- св. Георгия четвертой степени,
- св. Андрея Первозванного,
- св. Александра Невского,
- Белого орла.
Семья
Екатерина Тимофеевна на портрете Р. К. Шведе (1844)
Жена (с 1835) — Екатерина Тимофеевна Фан-дер-Флит (1812—1877), дочь архангельского вице-губернатора Тимофея Ефремовича Фан-дер-Флита (1775—1843) от брака его с Татьяной Фёдоровной Сухотиной (1776—1854). В молодости в Екатерину Тимофеевну был влюблён Нестор Кукольник и воспел её под именем «Леноры». Из-за своей нерешительности Кукольник не успел сделать предложения, несмотря на взаимность со стороны Екатерины Тимофеевны. В 1835 году она была выдана замуж за Лазарева. В 1845 году основала женское благотворительное общество, в 1873 году преобразованное в Николаевское благотворительное общество. Состояла обер-гофмейстериной при великой княгине Александре Иосифовне. Похоронена в Петербурге на Никольском кладбище Александро-Невской лавры.
В браке имели детей:
- Татьяна Михайловна (1836—1916), фрейлина, интимная подруга принцессы Марии Баденской; в 1885 году была награждена орденом Св. Екатерины 2 степени. В неё был влюблён прусский генерал Герман Тресков, просил руки, но получил отказ. С тех пор в течение 25 лет ежегодно до самой своей смерти в день, когда он сделал предложение, Тресков посылал ей букет фиалок.
- Михаил Михайлович (1839—1908)
- Пётр Михайлович (1843—1845)
- Анна Михайловна (1845—1893), фрейлина, с 1871 года замужем за шталмейстером Н. А. Скалоном (1832—1903).
- Александра Михайловна (1848—1853)
- Пётр Михайлович (1850—1919), сенатор.
Наваринская битва
Наваринская битва 1827 года – одна из самых эпических страниц в истории российского флота и биографии адмирала Лазарева. Эсминец атаковали сразу пять вражеских кораблей. В первые минуты боя «Азов» серьезно повредил восьмидесятипушечный турецкий корабль, а затем уничтожил остальных атакующих один за другим, после чего бросился на поддержку союзников. В этом бою и командир, и экипаж проявили большое мужество. Англичане, ставшие свидетелями героизма экипажа «Азова» признали, что ни один британский корабль не сражался так даже в Трафальгарской битве.
К концу дня турки остались практически без флота. Основная заслуга в разгроме турецкого флота принадлежала русским морякам. «Азов» имел 153 пробоины в корпусе и потерял все мачты. В письме своему другу Лазарев признался: «Я понятия не имею, как я вышел живым». За победу Михаил Петрович получил звание контр-адмирала. Экипаж «Азова» получил высшую военно-морскую награду Российской Империи – Георгиевское знамя. Награды Лазареву за этот бой вручили правительства Греции, Франции и Великобритании.
Музыка и цвет — две основы раннего развития
Еще большую известность получила методика Михаила Лазарева, которая базируется на любви к нотам. «Цветоник» — это программа, сочетающая в себе музыкальные созвучия и их цветовые обозначения. В своем классическом виде методический набор включает песенный цикл «Цветоника», комплект игровых пособий «Цветные нотки» и книгу с дидактическими материалами «Школа музыкальных волшебников». В основном, все материалы рассчитаны на детей в возрасте от рождения и до трех лет, но могут использоваться и для занятий с детьми постарше.
В основе занятий по этой методике Лазарева лежит сочетание музыки, движений и цветовых обозначений нот. Типичный урок выглядит так: сначала родитель включает ребенку песню, затем играет ее вместе с малышом на пианино (на клавиши нажимает взрослый, но пальчиками малыша), после этого кроха занимается с инструментом самостоятельно (самые маленькие даже могут потопать ножками по клавиатуре). Далее следует перейти к упражнениям и заданиям из рабочей тетради по методике. Для того, чтобы ребенок лучше запоминал мелодию, на клавиши инструмента приклеивают специальные разноцветные кружочки: каждой нотке — свой кружок и свой цвет. Соответственно, на карточках с песенками ноты также обозначены разными цветами, и ребенку на первых порах не придется иметь дело с абстрактными «до», «ре», «ми»…
Первые песенки для малыша — простые, состоящие из одной строчки, из одной музыкальной фразы. Воспроизвести их на инструменте самостоятельно не составит труда: просто нужно нажимать клавиши с определенными цветными кружочками в той последовательности, в какой они обозначены на карточке с песенкой. В итоге получается простая и запоминающаяся мелодия — ребенок своими руками создает музыку. Дальнейшее обучение строится на усложнении заданий: песенки становятся более длинными, разнообразными и интересными. Сам автор методики убежден, что обучить малыша музыкальным азам и привить любовь к звучащей мелодии смогут даже те родители, которые не обучались игре на инструменте. Методика интуитивно понятна участникам процесса любых возрастов.
Активные участницы интернет-форумов раннего развития отмечают, что заниматься с ребенком самостоятельно по методике Михаила Лазарева несложно: все материалы можно приобрести или частично даже найти в свободном доступе. Впрочем, родителям доступны и готовые решения для занятий. Не так давно сам профессор Лазарев принял участие в запуске проекта по формированию готовых комплектов для учебных материалов по его программам. Их можно заказать в формате полностью укомплектованных «коробочек» для занятий, которые доставляются почтой. Каждый такой набор ориентирован на определенный возраст ребенка и содержит весь учебно-методический комплекс с песенками на карточках, подробным описанием программы, цветными наклейками на инструмент. Сервис «Bimbasket» доступен в интернете, да и в обычных книжных магазинах найти фамилию Лазарева на полке с литературой о раннем развитии детей довольно легко.
Татьяна Гольдина
Служба на Черноморском флоте
И. К. Айвазовский. Портрет вице-адмирала М. П. Лазарева. 1839 год
27 февраля 1826 года М. П. Лазарев был назначен командиром 12-го флотского экипажа и строящегося в Архангельске 74-пушечного корабля «Азов». После окончания строительства, 5 августа — 19 сентября 1826 года, М. П. Лазарев руководил переходом отряда кораблей, в составе «Азова», «Иезекииля» и военного транспорта «Смирный», из Архангельска в Кронштадт.
10 июня — 6 октября 1827 года, командуя кораблём «Азов», совершил переход из Кронштадта на Средиземное море. Здесь, 8 октября 1827 года, являясь командиром «Азова», М. П. Лазарев принял участие в Наваринском сражении. Сражаясь с пятью турецкими кораблями, уничтожил их: он потопил два больших фрегата и один корвет, сжёг флагманский корабль под флагом Тагир-паши, вынудил выброситься на мель 80-пушечный линейный корабль, после чего зажёг и взорвал его. Кроме того, «Азов» под командованием Лазарева уничтожил флагманский корабль Мухаррем-бея.
За участие в Наваринском сражении Лазарев был произведён в контр-адмиралы и награждён сразу тремя орденами (греческий — «Командорский крест ордена Спасителя», английский — Бани и французский — Святого Людовика, а его корабль «Азов» получил Георгиевский флаг.
В 1828—1829 годах руководил блокадой Дарданелл; в 1830 году вернулся в Кронштадт и командовал отрядом кораблей Балтийского флота.
В 1832 году Лазарев стал начальником штаба Черноморского флота. В феврале — июне 1833 года, командуя эскадрой, возглавил экспедицию русского флота в пролив Босфор, в результате которой был заключён Ункяр-Искелесийский договор. С 1833 — главный командир Черноморского флота и портов, военный губернатор Николаева и Севастополя. В том же году он был произведён в вице-адмиралы.
Командуя Черноморским флотом, Лазарев стал его подлинным преобразователем. Он ввёл совершенно новую систему обучения моряков непосредственно в море в обстановке, максимально приближённой к боевой.
Штаты боевых кораблей Черноморского флота были полностью укомплектованы и оснащены артиллерией более высокого качества. При Лазареве Черноморский флот получил более 40 парусных судов. Также Лазарев заказал для своего флота 6 пароходо-фрегатов и 28 пароходов. На Чёрном море был построен первый железный пароход и начата подготовка кадров для службы на паровых судах.
Однако Лазарев не ограничивался лишь техническим перевооружением Черноморского флота. В Севастополе была реорганизована Морская библиотека, построен Дом собраний и открыта школа для матросских детей. При Лазареве были построены здания адмиралтейств в Николаеве, Одессе, Новороссийске, начато строительство адмиралтейства в Севастополе.
Используя свой опыт, накопленный в дальних походах, Лазарев наладил работу гидрографического депо, которое начинает издавать карты и атласы Чёрного моря. Заслуги Лазарева перед русской наукой оценило и Русское географическое общество, избрав его своим почётным членом. Он был также избран почётным членом Морского учёного комитета, Казанского университета и других научных учреждений.
Особая заслуга Лазарева в подготовке людей, прославивших русский флот и Россию в годы Крымской (Восточной) войны 1853—1856 годов. Адмирал Лазарев пользовался влиянием как технический специалист и наставник молодых офицеров. Он выступал за оборудование российского флота кораблями на паровой тяге, но техническая и экономическая отсталость России того времени была главным препятствием на этом пути. Также он выступал наставником таких известных русских флотоводцев как Нахимов, Корнилов, Истомин и Бутаков.
6 декабря 1850 года был награждён орденом Св. Андрея Первозванного.
Президент России Владимир Путин возле склепа адмиралов В. И. Истомина, М. П. Лазарева, В. А. Корнилова и П. С. Нахимова, 9 мая 2014 года
Музыкальное развитие до рождения
Идеи перинатального воспитания занимали профессора и доктора медицинских наук Михаила Лазарева на протяжении долгого времени. Разработанный им метод музыкального развития плода «Сонатал» применяется в России и за рубежом с 1983 года. Суть этой программы в том, что беременная женщина учится общаться со своим ребенком через песню, рисование и движение под музыку. В переводе с латинского «сонатал» — это мелодия рождения, особая субкультура, объединяющая материнство и детство.
Общеизвестно, что ребенок в материнской утробе чутко реагирует на внешние раздражители и особым образом отзывается на гармоничные звуковые волны — на музыку
Поэтому, находясь в ожидании малыша, так важно слушать хорошую музыку и петь, был убежден Лазарев. Разработанные им песенные программы способны оказывать регулирующее действие на сенсорные системы организма и кардиореспираторные процессы
Материнский напев оказывает непосредственное влияние на оба полушария мозга ребенка и на функцию внешнего дыхания, а эмоционально сопереживать звучащей музыке малыш способен, даже находясь в утробе. Практика показала, что дети, которые до рождения регулярно слушали песни матери и музыку, рождались более зрелыми в физиологическом и эмоциональном плане, а в дальнейшем проявляли повышенный интерес к эстетическому развитию, оказывались подвижными и любознательными.
Биография
С осени 1942 — командир взвода, затем отдельной стрелковой роты в составе бригады морской пехоты 28-й армии, с июля 1943 — командир роты 116-го гвардейского стрелкового полка 5-й ударной армии. 27 августа 1943 тяжело ранен на Миусе, уволен из армии в апреле 1944 года в звании лейтенанта. Награждён орденом Отечественной войны I степени, орденом Отечественной войны II степени, медалями.
Окончил Ленинградское высшее военно-морское училище (), филологический факультет МГУ () и аспирантуру при нём ().
Печатался с 1950 года. Кандидат филологических наук (1954), тема диссертации «Творчество К. Симонова».
Член Союза журналистов с 1959 года, Союза писателей СССР с 1960 года.
Работал в «Литературной газете» (—). C 1961 года — в журнале «Вопросы литературы», с до конца своих дней — его главный редактор.
Был художественным редактором фильмов А. Тарковского «Андрей Рублёв», «Солярис», «Зеркало».
С работал на факультете журналистики МГУ, был доцентом кафедры литературно-художественной критики и публицистики.
Похоронен на Введенском кладбище в Москве (20 уч.).
Что чувствует ребенок до рождения
Наверное, самый впечатляющий пример «дородового воспитания» приведен в книге «Тайная жизнь вашего неродившегося ребенка» Томас Верни. В ней Борис Бродт, дирижер из Канады, утверждал, что виолончельные партии в некоторых произведениях казались ему хорошо знакомыми, хотя он разучивал их с оркестром впервые. Он выяснил, что именно эту музыку разучивала его мать-виолончелистка во время беременности.
Достоверность этой информации подтвердить трудно, и вовсе невозможно решить, все ли дети музыкантш запоминают музыку внутриутробно, или Борис исключение. Однако есть и статистические исследования, подтверждающие, что новорожденные помнят фрагменты жизни до рождения.
Музыкальное развитие до рождения
Идеи перинатального воспитания занимали профессора и доктора медицинских наук Михаила Лазарева на протяжении долгого времени. Разработанный им метод музыкального развития плода «Сонатал» применяется в России и за рубежом с 1983 года. Суть этой программы в том, что беременная женщина учится общаться со своим ребенком через песню, рисование и движение под музыку. В переводе с латинского «сонатал» — это мелодия рождения, особая субкультура, объединяющая материнство и детство.
Общеизвестно, что ребенок в материнской утробе чутко реагирует на внешние раздражители и особым образом отзывается на гармоничные звуковые волны — на музыку
Поэтому, находясь в ожидании малыша, так важно слушать хорошую музыку и петь, был убежден Лазарев. Разработанные им песенные программы способны оказывать регулирующее действие на сенсорные системы организма и кардиореспираторные процессы
Материнский напев оказывает непосредственное влияние на оба полушария мозга ребенка и на функцию внешнего дыхания, а эмоционально сопереживать звучащей музыке малыш способен, даже находясь в утробе. Практика показала, что дети, которые до рождения регулярно слушали песни матери и музыку, рождались более зрелыми в физиологическом и эмоциональном плане, а в дальнейшем проявляли повышенный интерес к эстетическому развитию, оказывались подвижными и любознательными.
Современные оценки деятельности М.П. Лазарева
С точки зрения традиционной российской историографии, М.П. Лазарев — один из самых заслуженных моряков русского флота, адмирал, путешественник, первооткрыватель. Он внес большой вклад в развитие морского дела, им лично или при его участии была открыта Антарктида и множество островов в Тихом океане.
Однако роль М.П. Лазарева в Кавказской войне трактуется не столь однозначно.
В 2003 году черкесская общественность заявила резкий протест против восстановления памятника М.П. Лазареву в поселке Лазаревское.
В постановлении исполкома Международной черкесской ассоциации было сказано: «Считать не соответствующим общечеловеческим нравственным принципам и нормам решение органов местного самоуправления г. Сочи об установке на этнической родине адыгов памятника адмиралу М.П. Лазареву, непосредственному участнику военных действий против коренного населения, приведших к массовой гибели мирного населения и национальной трагедии адыгов».