Музыкальное воспитание в разных педагогических системах
Содержание:
- Зачем учить ребенка музыке
- Метод Никитиных
- Немного о праздниках в детском саду
- Как родилась музыка
- Работа музыкального руководителя
- Отечественные системы
- Методы организации музыкально-эстетической деятельности, формирования практического опыта музыкального творчества
- Истоки музыкального воспитания – все из народа
- Задачи музыкального воспитания дошкольников
- Современные технологии в музыкальном воспитании дошкольников
- Система Дмитрия Кабалевского
- Задачи музыкального воспитания
- Метод Хелен Хайнер
- Музыкальное воспитание дошкольников в России
- Раннее обучение Шиничи Сузуки
- Зарубежные системы музыкального воспитания детей
Зачем учить ребенка музыке
Музыкальное воспитание детей в нашей стране сегодня стало чем-то основным. И это не может не радовать. Музыкальные школы не ощущают нехватки учеников. Востребованными оказываются и те инструменты, которые еще два-три десятка лет назад были не в фаворе. Повышение культуры и грамотности среди родителей приводит к тому, что музыкальное воспитание прочно закрепляется, как основа воспитания гармоничной личности. Хорошо, что так думает большинство. Но, все-таки, не все. Есть такой тип родителей (их немало), которые искренне не понимают, и задаются вопросом: «А зачем учить моего ребенка музыке? Ведь он не станет музыкантом?».
Музыкантами становятся не многие. Нет, их, конечно, достаточно много, но это лишь десятая часть из всех, кто обучался в детстве. Но так ли это бесполезно? Совсем не бесполезно. Музыкальные занятия – не просто учебная деятельность. Это удовлетворение живых, естественных потребностей ребенка. Потребности в музыке, в звуках, в самовыражении с помощью ее средств.
«Если ребенок долго не говорит – научите его петь. Петь ему будет гораздо проще. Добавьте к пению игру с ручками. Пусть пальчики танцуют – это отлично стимулирует развитие речи» – говорят психологи.
«Если у ребенка проблема в произношении звука, пусть он его пропоет. Порой самые сложные дефекты речи устраняются в процессе пения» – говорят логопеды.
«Музыкальные упражнения на ритм, изучение элементарной теории музыки способствуют развитию математических способностей. Обучение игре на инструменте, с его систематическими занятиями и повторами вырабатывают усидчивость, терпение и способность рационально мыслить» – утверждают педагоги.
Добавим к этому упражнения на творчество, развитие памяти (текст песни и мелодии наизусть), координацию движений, да и просто море позитивной энергии, которое дарит детям каждое музыкальное занятие. Теперь на сакральный вопрос: «нужно ли учить ребенка музыке» вы ответите сами.
Метод Никитиных
Cистема раннего воспитания Бориса и Лены Никитиных, воспитавших семь здоровых, гармонично развитых, и, что важно для нас, любящих музыку, детей, вот уже более 50 лет одна из самых популярных в России. Вот её несколько основных положений
Большое значение первого года. Как говорили сами Никитины — «года запуска».
С рождения и до года Никитины «запускали» все направления и, если так можно выразиться, механизмы воспитательного процесса. Обычный среди пап и мам настрой «Ну, вот чуть-чуть подрастёт (как правило, это «чуть — чуть» затягивается на многие годы)» для Бориса и Лены был исключен. Их принцип — всё начинается как можно раньше. То, что не сделано сегодня, завтра уже будет поздно.
Не давить, не мешать, а помогать. Этот основополагающий принцип вполне оптимистичен. Главная задача родителей, по Никитиным, — создать возможности (выражаясь научным языком, организовать развивающую сред). А дальше дети будут двигаться сами.
Активное физическое развитие. Закаливание, обилие в доме спортивных снарядов, ходьба босиком, лечение холодом. Остановились на этом положении семьи Никитиных, которое, кажется, не имеет прямого отношения к музыкальному воспитанию, чтобы подчеркнуть: физическое воспитание — это главное. Все остальные направления, в том числе, музыкальное, имеют смысл, если не мешают воспитанию здорового ребёнка.
Заинтересованность родителей. Один из самых важных, по мнению Бориса и Лены, моментов, объясняющий, почему никакой учитель и воспитатель не может в полной мере заменить папу и маму. Другими словами, чем выше уровень заинтересованности старших и их любви к детям, тем выше результат.
Немного о праздниках в детском саду
Календарные, народные и тематические мероприятия в детском саду, мы ласково и привычно именуем «утренники». Именно праздники являются апофеозом совместной работы всех педагогов и специалистов ДОУ. Самые главные гости на празднике – родители. Они с волнением спешат на торжество своих маленьких артистов, ведь это тот самый момент, когда можно оценить не только талант и артистизм своего ребенка, но и работу специалистов и воспитателей. Все это прекрасно понимают, потому и готовиться начинают серьезно и заранее.
Праздник в детском саду – не просто представление для родителей. Это сложное мероприятие, в котором умело сочетаются подготовленные детьми артистические номера, сюжетная сказочная линия, театрализованная постановка с участием героев, игры (часто, подвижные) для детей и их родителей. И как же обойтись без сюрпризного момента – изюминки любого утренника. Именно его так ждут маленькие, но уже большие такие большие артисты.
Как родилась музыка
Музыка появилась, когда появился человек разумный. Нет, это не было искусством. Искусством она стала позже. А вначале это была необходимость. Потребность человека, такая же, как сон. Потребность в звуках, гармоничных и радующих слух. Потребность в движении, потребность в передаче настроения. Ученые считают, что петь человек научился еще раньше, чем говорить. Нет, музыка не была искусством. Она была частью жизни человека. Она сопровождала его при рождении, в трагичных и радостных моментах. Она же провожала его в мир иной. Через музыкальные средства, первобытные люди искали контакт с природой, вселенной, Богами.
А потом появилось искусство. Музыка для наслаждения. Люди поняли, что приятно не только исполнять, но и слушать. Появились музыкальные инструменты. Играли на всем, что только может быть. Ударные и духовые инструменты стали первыми на земле, ведь их так просто было сделать. Музыка для увеселения, для удовольствия, для церемоний – все это родилось после. Сегодня музыка является одним из самых востребованных видов искусства. И объяснением тому является именно естественное стремление человека к звуку. А дети – тому лучшее подтверждение. Разве можно не дать детям то, что им так необходимо?
Работа музыкального руководителя
Музыкальную образовательную деятельность, которую мы, порой, по старинке зовем «музыкальные занятия» осуществляет педагог с музыкально-педагогическим образованием. Художественно-эстетическому воспитанию уделяется огромная часть в образовательной системе, ведь ее значимость в воспитании очень велика. Руководитель работает по программе, соответствующей требованиям ФГОС. ФГОС – Федеральный государственный образовательный стандарт, утвержденный Минобрнауки России от 17.10.2013, вступил в силу с 1.01. 2014, и именно он регламентирует всю образовательную деятельность в ДОУ.
В процессе своей педагогической деятельности, музыкальный руководитель расширяет свой кругозор, совершенствует педагогические навыки, посещая методические объединения и курсы повышения квалификации. Повышая мастерство, педагог-музыкант повышает свою педагогическую категорию, чему предшествует глубокая работа, научные и творческие поиски, написание авторской методики и составление индивидуальной программы.
Отечественные системы
Прошлый век для нашей страны ознаменовался небывалым ростом уровня образования населения. Воспитанию детей придавали огромное значение. Ведущие педагоги и психологи бросали все свои силы на разработку и систематизацию воспитательно-образовательных программ
Художественно-эстетическому воспитанию уделялось большее внимание, как основе развития полноценной личности. Музыкальное воспитание детей стало не роскошью, а необходимостью
Тем, что в нашей стране музыкальное воспитание доступно для детей от 2 лет, стоит гордиться – это большая редкость в мире.
Система музыкального воспитания Дмитрия Кабалевского
Имя Дмитрия Кабалевского знают даже те, кто к музыке не имеет ни малейшего отношения. Величайший педагог, композитор, почетный президент Международного общества музыкального воспитания ISME, он один из первых понял, что сухое, педантичное обучение музыки не приносит желаемых результатов, а лишь отталкивает подрастающее поколение от всего, что с ней связано. Он говорил о том, что музыка не должна быть оторванной от повседневной жизни. Отнюдь, она должна стать ее частью. Музыку нужно познавать, впитывать, а не учить по слогам, как грамоту.
Три кита в музыке – песня, марш и танец. Кабалевский считал, что на этих «китах» строится весь музыкальный мир. Именно эти три составляющие являются связью между сложным музыкальным искусством, и нашей обычной жизнью.
Еще одной важной мыслью учения Кабалевского стал принцип «добывания знаний». Не нужно рассказывать детям о чем либо
Нужно провоцировать их на то, чтоб они сами вас спросили. Побуждать интерес, стимулировать мышление, а не пичкать готовым продуктом (знаниями). Диалог, а не лекция должен стать основой музыкального занятия. Дети – активные участники процесса, а не пассивные слушатели. Музыка не должна обрушиться на них, как волна, они должны сами войти в нее, постепенно погружаясь все глубже и глубже, наслаждаясь процессом.
Система воспитания супругов Никитиных
Согласно методике этих активных и педагогически продвинутых родителей, воспитывать ребенка нужно «сразу, а не потом». Первый год жизни они называют «годом запуска». Многие наивно считают, что маленькие дети не способны воспринимать информацию, но это совершенно не так. Создать гармоничную развивающую среду вокруг маленького человечка, и он сам начнет брать оттуда то, что ему нужно и сколько нужно. Не мешать, а помогать – основа родительского воспитания.
Казалось бы, что к музыке методика Никитиных не имеет никакого отношения, но это не совсем так. Если взять их методику в контексте, то она вполне применима в музыкальном воспитании.
Павел Тюленев – раннее, самое раннее музыкальное воспитание
Идея методики Тюленева в том, чтобы начинать музыкальное развитие ребенка с самого рождения. За основу были приняты исследования института развития потенциальных возможностей человека (Филадельфия, США), которые подтверждают, что первые три года мозг ребенка развивается с огромной скоростью, поглощая такое количество информации, которое потом будет уже недоступно. Дети до трех лет подобны губке, которая вбирает максимум, поэтому начинать обучение нужно сразу. Павел Тюленев призывает учить ребенка музыке, как только он появился на свет.
- Карточки с изображением нот. Яркие крупные карточки он советует прикреплять к стенкам кровати малыша таким образом, чтобы он мог их хорошо видеть. Изображение нот и частей фортепианной клавиатуры должны быть повсюду. Здесь срабатывает зрительная память, которая впоследствии поможет быстро освоить музыкальную грамоту;
- Музыкальный инструмент в постоянной доступной близости. Инструмент (в этом случае, лучше всего синтезатор), Павел советует ставить в плотную к кроватке малыша, чтобы он мог свободно дотянуться до клавиатуры своими ручками. Трогая своими крохотными пальчиками клавиши пианино, он слушает его звучание, постепенно улавливает связь между своими действиями и звуком инструмента;
- Дать ему возможность самому творить музыку. Для этого нужно, чтобы ребенок имел свободный доступ к музыкальным инструментам. Дети инстинктивно тянутся к музыке – это факт. Произвольно играя на инструменте, запоминают его звучание, познают соотношения звуков по высоте и длительности звучания. Они пробуют различную комбинацию и слушают. Это действует лучше, чем любые уроки теории в будущем;
- Убрать все лишнее. Все то, что не имеет никакого смысла для развития ребенка – прочь с его поля зрения. Ничего не должно отвлекать – телевизор, ненужные «взрослые» вещи не должны засорять окружающую среду малыша.
Методы организации музыкально-эстетической деятельности, формирования практического опыта музыкального творчества
Данная группа методов имеет прикладной характер, направленность на создание практических ситуаций при музыкально-воспитательной работе. Перед музыкально-педагогическими работниками встает главная задача реализовать методы организации музыкальной деятельности. Данными методами являются:
Приучение – это взаимодействие между участниками процесса музыкального воспитания, при которых воспитанникам прививаются навыки практической музыкальной деятельности. При первом опыте общения с искусством музыки педагог приучает ученика практически исполнять музыкальные произведения, участвовать в самодеятельном музыкальном творчестве и коллективных мероприятиях. Методы приучения реализуют в повседневном участии учеников в музыкальной жизни образовательного заведения: участии в концертах, посещении различных мероприятий, посвященных музыкальному искусству.
Упражнения – это многоразовое повторение музыкально-творческих задач, которые помогают закрепить и усовершенствовать практические навыки музыкального исполнения. На практике музыкального образования упражнения чаще других применяются в музыкальном обучении, они составляют одну из основополагающих основ технической подготовки музыканта. Наиболее эффективен этот метод в паре с другим – убеждением.
Педагогическое требование – это поступок воспитателя, педагогически целесообразный, импровизированный или спланированный, направленный на смену отношения воспитанника к своей деятельности или смену его личностного поведения. На практике это один из главных факторов определения и формирования характера творческой деятельности ученика.
Общественное мнение – суждения и взгляды преподавателей, товарищей, коллег и других по поводу практической музыкальной деятельности ученика, отрицательно или положительно влияющие на формирование его практического музыкального опыта. Общественное мнение играет огромную роль, поскольку значительно влияет на формирование практического музыкального опыта будущего музыканта. Чаще всего оно выполняет контрольную и консультативную функцию, становясь экспертом уровня совершенства музыканта.
Истоки музыкального воспитания – все из народа
Хоть само понятие «система музыкального воспитания» кажется новым, на самом деле такое воспитание дети получали всегда в изобилии. Откуда, спросите вы? Да из народа, как и все прекрасное. Конечно, никому и в голову не приходило систематизировать, научно преподать то, что было естественной частью повседневной жизни. Колыбельные, потешки, прибаутки, попевки, хороводы и прочие элементы народной культуры были неотъемлемой частью жизни маленького человека. Надо ли говорить о том, какое благотворное влияние оказывали народные попевки на развитие малышей? Играя пальчиками, напевая незатейливый мотив, мама не просто воспитывала свое чадо, она передавала ему огромное наследие своего народа. Стоит обратиться к опыту прошлого, чтобы понять, что музыка – не наука, а естественная и необходимая часть жизни любого человека.
Задачи музыкального воспитания дошкольников
Музыка, благодаря своей специфики и уникальности, основной помощник в развитии эстетического восприятия ребенка.
Основные задачи:
- Развивать интерес к музыке, знакомить с простыми понятиями мелодичного мира, произведениями разных композиторов и поэтов.
- Развивать практические навыки и действия в разных видах музыкальной деятельности.
- Насыщать эмоциональную сферу ребенка, наполнять их впечатлениями с помощью музыки и инструментов ее выражения.
- Всестороннее, гармоничное развитие ребенка, его эмоционально-сенсорной сферы, музыкальности, слуха, ритма, такта.
- Формировать и расширять творческие способности, воображение дошкольников, используя элементы музыки в различных играх.
- Прививать музыкальный вкус, оценивая то или иное композиционное произведение.
Современные технологии в музыкальном воспитании дошкольников
Особый подход в этом направлении образования требует применения инновационных методик и технологий. Современные изобретения облегчают и определяют разнообразие деятельности педагога.
Так, при прослушивании мелодических композиций широко используются презентации и видеоролики. Такая наглядность и расширенные возможности позволяют лучше воспринимать, понимать информацию, предающуюся с помощью музыки.
При разучивании танцевальных движений и ритмических упражнениях используются видеоролики на соответствующую тематику.
Данные методы вызывают больший интерес у детей и способствуют лучшему формированию музыкальности.
Накоплению музыкального опыта и культуры способствует технология развития восприятия музыки О. П. Радыновой.
Система Дмитрия Кабалевского
У выдающегося музыканта и композитора ХХ века был яркий педагогический талант и дар провидца. Он смог в настоящем разглядеть будущее. Ещё в шестидесятые годы, будучи почётным президентом Международного общества музыкального воспитания ИСМЕ Дмитрий Борисович один из первых почувствовал приближающуюся опасность. Он предупреждал о приближении эпохи коммерциализации музыки. О приближении времени, когда великое искусство станет шоу-бизнесом, молодёжь попадет под влияние, мы бы сказали даже, под зависимость, от низкопробной, развлекательной массовой культуры.
Нечто похожее сегодня произошло. Не будем лукавить. Классическая музыка у большинства подрастающего поколения вызывает отторжение и дискомфорт, как музыка скучная и никому не нужная.
Как переломить ситуацию? Возможно ли это?
Кабалевский прекрасно знал о плачевном состоянии уроков музыки в общеобразовательной школе. Эти уроки, составленные из перемешанных в произвольных пропорциях частей (пение, слушание музыки, нотная грамота) были, за редким исключением, скучны и неинтересны. А, главное, оторваны от настоящего музыкального искусства, от жизни. Уроки и музыкальное искусство существовали как два параллельных мира и, практически, не пересекались.
Кабалевский попытался соединить уроки и музыку. И у него получилось. В чём её суть? Кабалевский говорил, что музыка покоится на трёх китах, на трёх главных составляющих — песне, танце, марше. Это и есть ниточка, соединяющая два мира. Потому что, с одной стороны на песне, танце и марше основываются сложнейшие произведения музыкальной культуры, а, с другой, они входят в музыкальный опыт всех детей с дошкольного возраста. Теперь «Марш деревянных солдатиков» из «Детского альбома» П.Чайковского становится не просто конкретным маршем, но одним из многих маршей. Если ребёнок это поймёт, то с радостью узнает марш, как нечто уже ему знакомое, скажем, в третьей части шестой симфонии П.Чайковского или в финале фортепианного концерта Д.Кабалевского. То же самое происходит с песней и танцем.
«Движение музыкальной мысли, — пишет композитор, — получая пищу из окружающей среды, продолжится и будет всё более набирать силу».
Другое важное направление системы Д.Кабалевского мы бы назвали методом Сократа. Дети, по мысли Дмитрия Борисовича, приходят к тем или иным выводам не в результате лекций или рассказов, от которых они засыпают, а сами
Размышляя и разговаривая о музыке. При помощи наводящих вопросов учителя. В нашем случае, папы или мамы. Ну, например:
— Что нужно для того, чтобы получилась песня?
— Композитор.
— А ещё?
Ребёнок задумался. Напойте ему какую-нибудь известную песню без слов.
— Чего здесь не хватает?
— Слов.
— Верно. Значит, кто ещё сочиняет песню?
— Поэт.
— А кто нужен, чтобы исполнить песню?
— Певец. Музыкант.
— Правильно. Какие бывают песни?
Вы поёте детскую песню.
— Какая это песня — взрослая или детская?
— Детская.
— Какие ещё бывают песни?
— Взрослые.
— А ещё? Как называется песня, которую маленьким детям поют перед сном?
— Колыбельные.
— А песни о войне?
— Военные.
И т.д. и т.п. Подобные разговоры о музыке, когда вопросы взрослых помогают детям самим найти ответ, чудесным образом делают разговоры о музыке интересными и увлекательными.
Задачи музыкального воспитания
- Развитие интереса к музыке и потребности в ней при помощи стимулирования музыкального слуха, восприимчивости, художественного вкуса.
- Расширение музыкального кругозора ребенка, приобщение его к различным музыкальным стилям и жанрам.
- Обогащение понятийного аппарата ребенка при помощи элементарных музыкальных знаний и представлений.
- Развитие навыков детского эмоционального восприятия музыкальных произведений.
- Развитие созидательной музыкальной деятельности (к ним относится игра на музыкальных инструментах, петь простые вокальные произведения, танцевать).
Обучение игре на музыкальных инструментах надо осуществлять только по желанию ребенка
Метод Хелен Хайнер
Хелен Хайнер (Елена Николаева) окончила московскую консерваторию по классу фортепиано, позже переехала в США, где уже около 30 лет работает в музыкальной школе и даёт частные уроки. Она написала при литературной помощи Николая Кузнецова книгу «Стать музыкантом? Легко!», в которой делится своим опытом музыкального воспитания. Опытом, в котором, безусловно, присутствуют некоторые оригинальные моменты. В том числе, и те, которые могут заинтересовать пап и мам. На них и остановимся…
Воспитать хорошего слушателя музыки важнее, чем воспитать музыканта. Многое зависит от того, какие цели ставить перед собой учитель. Хайнер считает, что не стоит специально ставить перед учеником профессиональные задачи. Не стоит изо всех сил (как это принято в российских музыкальных школах) пытаться поднять ребёнка на профессиональный уровень.
Лучший способ музыкального развития ребёнка — обучение на фортепиано. Не слушание музыки, не пение, а обучение игре на фортепиано. Причём, фортепиано, (не скрипка, не блок флейта, не шумовые инструменты К. Орфа), по мнению Хелен, подходит для этой цели лучше всего. Другими словами, лучшие уроки музыки — занятия на фортепиано. Всё остальное (игра в оркестре, пение в хоре) малопродуктивно и потому не нужно. Отсюда вывод: на фортепиано надо учить всех детей. Причём Хелен предпочитает для обучения электронное фортепиано. На нём можно играть разными голосами, что интересно ученику. На нём можно записать и прослушать игру ребёнка
Что тоже важно
Учить, строго соблюдая правило: от простого к сложному. Этот дидактический принцип, по мнению Хайнер, должен лежать в основе обучения игре на инструменте. Главное для учителя — найти тот постепенный путь (не перепрыгивая через ступеньки), по которому ребёнок сможет медленно, но верно подниматься наверх. В этом и состоит, по мнению американской учительницы, его искусство. Всё чрезмерно сложное неминуемо вызовет у маленького ученика негативное отношения к занятиям.
Музыкальное воспитание дошкольников в России
То, каким мы его знаем, оно появилось в нашей стране не сразу. Этому предшествовала череда событий, открытий и изменений в самой структуре образования.
Воспитание дошкольников до революции
Само понятие «дошкольное образование» появилось тогда, когда в стране стали открываться первые детские сады. За основу была принята идея немецкого психолога и педагога Фридриха Фребеля – автора теории дошкольного заведения, названия которого мы используем по сей день. Детский сад Фребеля (Kindergarten) получил свое название не просто так. Фребель сравнивал детей с цветами, за которыми нужно ухаживать так же бережно и кропотливо. Воспитателей Фребель называл «садовницами» – то же название было в обиходе в России.
В 1871 году в Петербурге открылось первое «Санкт-Петербургское Фребелевское общество содействия первоначальному воспитанию детей». Это учебное заведение – прототип педагогического ВУЗа, которое готовило «детских садовниц». Наряду с другими предметами в обязательную программу входило пение. Наличие музыкального слуха было не просто желательным, а обязательным требованием для абитуриентов общества, так как пение (обучение ему) входило в программу Фребельского дошкольного воспитания.
Педагог Ушинский не особо лестно отзывался о музыкальном воспитании детских садов Фребеля, отмечал в простых песнях чрезмерный дидактизм. Текст песен был наполнен моралью, что было совершенно бесполезно, учитывая слишком ранний возраст детей. Отмечал он, также, пассивную роль детей в воспитательном процессе, жалея маленьких воспитанников. Но начало было положено.
Революция в стране и в системе образования
Ощутимый толчок в системе образования пришел к нам после революции. Образование стало доступным для всех. Школы вместе с детскими садами открывали во всех деревнях и городах. Система нуждалась в модернизации в соответствии с новыми запросами социума.
1917 год. В.Шацкая создает первую методику дошкольного воспитания. Работа называлась «Музыка в детском саду. Воспитание Юного Гражданина, которая, впоследствии, была переиздана дважды. В своей работе Шацкая подробно описывает роль музыки в воспитании детей, предлагает приемы и методы, ставит задачи, прилагает репертуар с играми, песенками и произведениями для слушания.
В 1919 году вышло пособие «музыка в единой трудовой школе», в которой уже было подробно описано планирование и методика музыкальных занятий в детских садах. Целью дошкольного музыкального воспитания было «открытие ребенку мира звуковой красоты».
1938 год. Музыкальное образование потихоньку начинают выделять из общей системы дошкольного воспитания. Занятия музыки в детском саду проводятся в соответствии с графиком занятий – 2 раза в неделю, плюс ко всему, эта деятельность плавно интегрируется в повседневную жизнь детского сада (аккомпанемент для гимнастики, физических упражнений, сопровождение прогулки). Специальных преподавателей еще нет. Занятия ведут педагоги, прошедшие специальную подготовку.
После окончания войны, в 1945 году, музыкальное образование в детских садах начинает приобретать форму занятий. Роль педагога – формирование умений и навыков у воспитанников. Появляется должность «музыкальный работник». Требования, предъявляемые тогда, были, практически, те же, что сегодня – наличие специального образования. Для этого открываются новые кафедры педагогических университетов, готовящие будущих музработников – кафедры дошкольного образования. Теория и методика музыкального воспитания выделяется, как педагогическая наука. Пишутся книги, создаются методические рекомендации для студентов – будущих педагогов, которые поведут маленьких граждан большой страны в мир музыки, звуков, песен.
Современное музыкальное воспитание
Сегодня музыкальное воспитание дошкольников осуществляется по самым новым стандартам ФГОС. Педагоги обучаются в высших учебных заведениях, изучая теорию и методику. Самым распространенным пособием для студентов и музыкальных руководителей является книга «теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста» современных авторов А.Г. Гогоберидзе и В.А. Деркунской.
Полное и написанное ясным языком пособие состоит из трех частей:
- Теоретические основы музыкального воспитания (современные идеи, философия детства, музыкальная деятельность с научной точки зрения)
- Характеристика музыкального опыта ребенка в разных видах его музыкальной деятельности. Ребенок
-
Методика музыкального воспитания. Практические рекомендации по организации окружающей среды, образовательного процесса, педагогические технологии, мониторинг, тесты.
Раннее обучение Шиничи Сузуки
Методика раннего обучения владения музыкальными инструментами. Автор начинал обучать детей 2-3 лет игре на скрипке и уже к 4-5 годам создавал прекрасные ансамбли маленьких исполнителей.
Основной посыл базируется на трех идеях:
- Все дети музыкальны от рождения, главное, своевременно разглядеть талант и развить его.
- Успеха добивается только тот, кто любит детей всей душой. Будучи строгим и требовательным, нужно иметь огромное чувство к ребенку, без этого ничего не получится.
- Лучший учитель — родитель. Обладая должным отношением к малышу, только мама или папа могут донести до него необходимую информацию и обучить нужным навыкам.
Обучение по технике Сузуки подразумевает ежедневные занятия, но они направлены не столько на научение музыке, сколько на формирование достойного и воспитанного человека.
Зарубежные системы музыкального воспитания детей
Над задачей музыкального воспитания с самых ранних лет работали выдающиеся педагоги всего мира. Некоторые из них, методом проб и ошибок, приходили лишь к определенным выводам или тезисам. Но некоторые создали свои авторские системы, эффективность которых подтверждена многолетним опытом, практикой и научными исследованиями. Сказать, что какая-то из методик лучше или хуже другой невозможно. Дети все разные, каждый со своими особенностями и способностями восприятия, поэтому каждая из методик может оказаться «той самой» для вашего малыша или воспитанника.
Карл Орф
Система музыкального воспитания Карла Орфа
Имя этого величайшего педагогического деятеля известно всему миру. Покупая детские шумовые инструменты, вы обязательно встретите пометку – рекомендован системой Орф (ну, или просто Орф). Его система полностью и целиком базируется на свободном музицировании.
Body percussion – звучание нашего тела
«Самым первым инструментом человека было и есть его тело» – говорит Орф. Слушать и слышать свое тело, играть на нем, как на перкуссии – это значит пропускать музыку, ее ритм непосредственно через себя. Так родилась система “body percussion” (звучащие жесты), которую активно используют учителя музыки по всему миру. Хлопки, шлепки, топот ног, удар пальцами, тыльной стороной ладони, сопровождающие музыкальное произведение или пение самих детей.
Орфовский оркестр
Дети любят, и должны играть на музыкальных инструментах. Произвольно, в ритм, предложенный педагогом, или под музыку, дети музицируют и наслаждаются этим процессом. Для детского музицирования нужны те инструменты, игра на которых не должна представлять никакой сложности и не требует предварительного учения. Это ударные, шумовые инструменты: маракасы, румбы, кастаньеты, бубны, барабаны. Металлические колокольчики, треугольники и тарелки – то, что имеет различный, богатый и громкий звук. Инструменты для детей являются продолжением их тела. Звукоизвлечение следует после жеста рукой или ногой.
Сочетание игры и пения, текста и ритма дают оптимальный результат. Дети познают музыку самым натуральным образом, с помощью собственного голоса и тела. Что может быть естественнее?
Шиничи Судзуки
Гениальные дети Шиничи Судзуки
О профессоре Судзуки принято говорить, как о необыкновенном новаторе. Автор методики музыкального воспитания, который ни просто сказал, а доказал на практике, что начинать обучение игре на инструменте можно в возрасте до 3 лет. Он учил малышей играть на скрипке, начиная обучение в 2-3 года. Пятилетние малышки поражали мировую публику своей игрой. Оркестр из 100 -200 детей легко и чисто исполнял программу, состоящую из классических произведений Моцарта, Бетховена, Вивальди.
Его методика рассчитана на любого ребенка, без определенных талантов и навыков. По мнению Судзуки, все дети – музыкальны. Главное не потерять тот самый момент, когда дети настежь открыты для обучения музыке.
Японский профессор умер в конце прошлого столетия, никто пока не сумел повторить его результаты. Может просто никто всерьез не верил в детей так, как верил Шиничи Судзуки?
Система Золтана Кодая
Венгерский композитор, посвятивший свою жизнь музыкальному воспитанию. Его взгляды на обучение музыки повторяют идеи Кабалевского:
- музыке не учат – в нее вводят постепенно, заинтересовывая и увлекая;
- нет немузыкальных детей;
- на первом месте слух и голос. Только потом теория и нотная грамота.
-
полноценное развитие и воспитание личности невозможно, без музыкального воспитания.
Как и его коллеги-педагоги, Золтан Кодай говорил о первостепенности семьи в вопросах воспитания, но ставил музыкальное воспитание, как государственную задачу. Известный в Венгрии педагог добился того, что уроки музыки в школах Венгрии стали ежедневными. Им уделялось максимум внимания, что приносила отличные результаты – успеваемость в венгерских школах существенно повысилась.