Программа кружка «юный математик» рабочая программа
Содержание:
Кружок в МЦНМО
Прочитайте .
Кружок «Олимпиады и Математика» (ОиМ) проходит по средам с 22.01.2020, 19.00-20.00
(начинающие — те, кто решили не более 3 задач к данному дню, ауд. 308) и 19.00-20.15
(продолжающие — те, кто решили более 3 задач к данному дню, ауд. 309),
в МЦНМОНа кружок приглашаютсяНа занятиях кружкаРуководитель кружка А.Б. Скопенковучеников,Фотографии с выездных занятий
Фотографии с выездных школ и математических прогулокИнформация о кружке и о Московских Выездных Математических Школах
(команды Москвы на Всероссийскую олимпиаду по математике) 2004-2009. Темы Математический семинар (1994-2013)
ТЕМЫ ЗАНЯТИЙ (=домашние задания) 2019/2020 уч. года (если источник не указан, то занятие по
обновляемой электронной версии части
книги; бумажная версия доступна в школьной библиотеке или
в магазине; на кружке я выдаю ксерокопии нужных страниц; cледите за обновлениями заданий и pdf-файлов
книг!).
См. .
К 17-29.1.2020. Порешайте вариант своего
класса регионального этапа (письменно).
К 5-19.02. 2AB, 3, 7*, 8, 9, 10, 11 (9, 10, 11 для тривиальных),
13-22, 12 из п. 26.8 `Собери квадрат’ (в бумажной версии это п. 25.8).
К 26.02. Порешайте задачи своего класса
московской олимпиады (письменно; 11 класс — вариант A).
К 4-25.03. 1, 2ab, 3, 4a, 5ab, 9ab из п. 5.3 (по бумажной версии).
Занятие 18.03 отменяется.
К 18-25.09.2019. 1abc*, 2ab, 3ab, 4ab, 5ad*, 6abcd* из п. 2.2 и 1abc*d*, 2, 5ab* из п. 2.3 в
.
К 25.09-16.10. 1cdefghij*, 2, 3ab, 4abcdf*, 5ab, 6a*b*c*, 7a*
из п. 4.1 `Рациональные и иррациональные числа’. Задачи для исследования.
К 23.10-27.11. 1abcd, 2ab, 3, 4, 5, 7 из
п. 1.5 Подсчет двумя способами
(по электронной версии; в бумажной версии это п. 1.6). Задачи для исследования.
К 4-25.12. 2AB, 3, 7*, 8, 9, 10, 11 (9, 10, 11 для тривиальных),
13-22, 12 из п. 26.8 `Собери квадрат’ (в бумажной версии это п. 25.8).
К 6-13.02.2019 (для начинающих):
1ab, 2ab, 3ab, 4abc, 5abcde*f*, 6a*b* из п. 4.3 `теорема Безу и ее следствия’.
К 20.02-6.03 (для начинающих): вводные задачи 3, 4, 5 и 1a, 3*, 4, 5, 6, 7, 11, 12a, 21, 25*, 29, 31 из
Прасолов, глава 13,
Прасолов, глава 13
К 6.02-6.03 (для продолжающих): То же плюс из п. 9.3.1 (по розданному листку) и
17abcde*, 18abcdea’b’, 19ab из п. 5.4.
К 20-27.03. 2ab, 3abc*, 4ab, 5abc, 6abс*d*, 7(21)(2n)*, 8*, 9ab из п. 21.5.
К 27.03-3.04. 2b, 3, 4b, 5a’b’c’, 6abc, 7ab, 8abcd из п. 28.1 `Классическое определение
вероятности’ и 1ab, 2abc*, 3ab*, 4ab*, 5ab, 6, 7abc* из п. 28.2 `Более общее определение вероятности’.
К 10-17.04. 50ab, 51, 52ab, 55, 53, 54 из
Прасолов, глава 13.
К 17.04-15.05. 1abc, 2ab*c*, 3abc*d, 4abc, 5abc из п. 4.4 и
1abc, 2abd, 3abcd, 4* из п. 4.6 и задачи для исследования (даны лично).
К 14-28.9.2018 (для начинающих): 2.1.4.abc и 1abc, 2a, 3ab, 4, 5abc, 7abc, 8ab
из п. 2.5 `Линейные диофантовы уравнения’.
К 14-28.9 (для продолжающих): 1abcd, 2bef*, 3ad*e, 4abcd, 5abcd, 6* из п. 3.1
`Малая теорема Ферма’.
К 5-19.10: 1, 2ab, 3abcde, 4, 5, 6, 7ab*, 8abcd, 9abc, 10*
из п. 23.1 `Порядок, тип, сопряженность’.
К 19.10-2.11: 1abc, 2abc(со штриховкой и дырами), 3, 4, 5abc*d*, 6ab по рисованию,
стр. 129-130.
Принесите на занятие цветные карандаши и стирательную резинку (можно даже линейку).
К 9-16.11: 1abcde*f*, 3abcdef, 4abcde*, 5, 6bcde*, 7ab(без условия непрерывности и для
рациональных t,t_1,…,t_n) из п. 6.1 `В направлении неравенства Йенсена’.
К 23.11-7.12 (для продолжающих): 1eghij*, 2, 3b, 4cdf, 5a=5f, 6abc, 7a* из п. 4.1 и
1bdefg, 2*, 3(16,24,20*,15*,9,7,17,25*), 4cdef, 5, 6ab, 7.ZQ, 8(5,7,1,9*,25*,15*,16*,20*)
из п. 9.3 (листок роздан).
К 7-14.12 (для продолжающих): 1elm, 2elm, 3, 4ab, 5a*b*c*d*, 6a*b*c* из п. 7.7.
К 7-14.12 (для начинающих): 1eghi, 2, 3b, 4cdf, 5a=5f, 6abc из п. 4.1 и
1ab, 2ab, 3ab, 4abc, 5abcdef, 6a*b* из п. 4.3.
К 28.12: 6bcde, 8ab, 15abcdef, 19abcd, 20ab, 22, 23, 24* из \S2 в
.
Консультации по задачам для исследования.
Исследовательские задачи (`проекты’) в `Интеллектуале’
в течение всего учебного года.Задачи можно найти
25.10. Крайний срок сдачи первой порции: нужно сдать выбранному Вами предруководителю не менее
10 устных решений и 2 идеальных письменных
решений.
Последние нужно редактировать на основании замечаний предруководителя, пока он не сочтет их идеальными.
25.11. Крайний срок сдачи второй порции.
23.12 Крайний срок сдачи третьей порции.
20.01 Крайний срок сдачи четвертой порции.
17.02 Крайний срок сдачи пятой порции.
16.03 Крайний срок сдачи шестой порции.
13.04 Крайний срок сдачи всего.
Оценка за вторую и следующие порции (в частности, окончательная оценка) складывается из
— оценки руководителя (целое или полуцелое число от 0 до 2,
выставляемое на основании сданных устных и неидеальных письменных решений),
— оценки рецензента (целое или полуцелое число от 0 до 2, выставляемое на основании
идеальных письменных решений — для N-й порции N решений на одну тему или равноценного, по мнению
руководителя, решения более сложных задач),
— достижений на внешних мероприятиях (целое или полуцелое число от 0 до 1, выставляемое на
основании отзыва от
конференции-конкурса, на которой полные тексты работ выкладываются в интернет;
присутствие на самой конференции не обязательно, хотя наверняка Вам будет интересно).
Сумма округляется в большую сторону.
Решайте лучше и больше минимума, сдавайте быстрее крайнего срока!
Почему надо начинать уже в сентябре? Серьезные достижения требуют длительной работы.
Зачем писать текст? Написание текста — хороший способ структурировать и проверить свои
мысли, а также cделать их доступными пользователю.
Зачем представлять текст рецензенту? Взгляд со стороны помогает
увидеть и ошибки и новые возможности, которые трудно заметить Вам или
руководителю, `живущим внутри’ задачи.
Кружки для младших школьников
Руководитель Ирина Сергеевна Засыпкина2012/2013 учебный год
Занятия кружков для младших школьников под руководством И. С. Засыпкиной
проходят по субботам в аудитории П3 2-го учебного корпуса.
Ниже приведены окончательные списки зачисленных на эти кружки по итогам вступительной работы 15 сентября. Все вопросы просим присылать только по электронной почте vecher.mmmf@gmail.com. Мы непременно ответим.
К сожалению, формат проведения занятий не позволяет охватить бóльшее количество школьников, поэтому
дополнительный набор в течение года не планируется. Учащиеся
2–4 классов, не прошедшие отбор или не участвовавшие во вступительной работе, могут посещать
кружки под руководством E. Б. Прониной и А. В. Спивака (см. расписание кружков). Для этого нужно зарегистрироваться (даже если вы уже регистрировались на вступительную работу в кружок И. С. Засыпкиной).
Кружок для 1 и 2 классов (начало занятий 12:30)
- Акопова Карина
- Аношин Иван
- Антонов Игорь
- Архипова Анастасия
- Бицоева Полина
- Дёмин Дима
- Долженков Кирилл
- Казаков Илья
- Калмыков Владимир
- Купцов Святослав
- Латышев Иван
- Латышев Михаил
- Михайлов Антон
- Молодчиков Александр
- Мустафин Денис
- Сакальская Виктория
- Смирнов Андрей
- Фёдоров Александр
- Чечуро Дарья
- Чибисов Даниил
- Шапошник Илья
- Якушев Всеволод
Кружок для 2 и 3 классов (начало занятий 13:30)
- Артемьев Николай
- Ахияров Артур
- Бендюков Никита
- Бобкова Екатерина
- Брянский Артём
- Вакуловский Кирилл
- Вахрамеев Федор
- Гаджиев Теймур
- Гераськина Мария
- Голоцан Григорий
- Горшкова Мария
- Гудков Григорий
- Дмитрёнок Мария
- Евстифеев Михаил
- Зюзюкин Кирилл
- Каушик Эвелина
- Коршоков Степан
- Крахмалёв Александр
- Лазутина Софья
- Ленский Кирилл
- Лепешов Всеволод
- Мелькумова София
- Мельников Алексей
- Мосейчева Юлия
- Наумов Фёдор
- Нестеренко Виталий
- Перунова Мария
- Подойницын Илья
- Пойдашев Артём
- Потехин Федор
- Пронькина Арина
- Рафикова Галя
- Розинский Сергей
- Рощин Сергей
- Рощина Надя
- Садовничий Антон
- Самоделкин Петр
- Соловьева Юлия
- Тимошкина Алина
- Черкесова Ольга
- Эшмеев Павел
Кружок для 4 класса (начало занятий 15:00)
- Бойков Алёша
- Брусник Андрей
- Гайдай-Турлов Иван
- Германский Артём
- Дрофа Алина
- Дрофа Полина
- Дудников Кирилл
- Евлентьева София
- Закорко Полина
- Зубкова Дарья
- Кабаков Иван
- Карпов Ваня
- Киселёв Леонид
- Королёв Фёдор
- Кувшинов Валера
- Кузнецов Артур
- Кузнецов Юрий
- Курский Николай
- Лапко Егор
- Лобушкин Егор
- Лошаков Максим
- Музитов Павел
- Мустафин Артём
- Пичушкин Антон
- Попов Вадим
- Протасова Дина
- Рудяк Кира
- Рыбин Борис
- Савченко Всеволод
- Савчук Анна
- Трухачёва Мария
- Чернышёва Алиса
- Шапошник Никита
- Юсупов Максим
- Яковлева Юля
История
Математические кружки при мехмате МГУ существуют уже более полувека – точная дата их
создания не установлена. К концу 70-х гг. эти кружки для учащихся 7–9 классов работали
под названием Вечерняя математическая школа («Школа Юного Математика»).
В середине 70-х гг. на мехмате начала свою работу Воскресная подготовительная школа
(школа «Абитуриент») для подготовки учащихся 10 (выпускного) класса к поступлению в вузы
с повышенными требованиями по математике. В 1978 г. была создана заочная математическая
школа для учащихся 8–10 классов под названием «Малый мехмат» (до этого некоторое время
действовала Заочная подготовительная школа для жителей Подмосковья). Таким образом, к
началу 80-х гг. на мехмате существовало сразу три подразделения, ведущих работу со
школьниками. 11 декабря 1981 г. на базе этих подразделений была создана единая школа
юных математиков «Малый мехмат», состоящая из трех отделений: вечернего, заочного и
отделения «Абитуриент». Эта дата и считается днем рождения Малого мехмата. Первым
директором объединенного Малого мехмата стал Я. В. Татаринов. Вечернее отделение
возглавил А. В. Макаров, заочное – И. Н. Сергеев, отделение «Абитуриент» – Л. П. Исупов.
В 1982 г. отделение «Абитуриент» было включено в состав вечернего отделения, и Малый
мехмат обрел свою нынешнюю структуру. В середине 80-х гг. на Малом мехмате на некоторое
время был создан отдельный поток программистов.
В 80-е гг. Малый мехмат динамично развивался при поддержке факультета. Появлялись новые методические разработки,
увеличивалось количество учащихся. К сожалению, тяжелая экономическая ситуация конца 80-х — начала 90-х гг. не
могла не отразиться и на работе Малого мехмата. В первую очередь она затронула заочное отделение: с 1992 г. была
введена плата за обучение (обучение на вечернем отделении всегда было и остается бесплатным), сократилось
количество учащихся, возникли сложности с обновлением методической базы. Однако в начале нового тысячелетия
Малый мехмат вновь получает положительный импульс развития. В 2003–08 гг. подготовлено 8 новых методических
разработок для учащихся, и работа по созданию новых брошюр продолжается. Разработаны подробные указания для
преподавателей заочного отделения, что позволило поднять качество проверки работ. Растет количество учащихся из
всех регионов России и стран ближнего зарубежья.
Кружок 5 класса
Руководитель Степан Львович Кузнецов2017/2018 учебный год
В апреле—мае прошли математические бои четырёх команд групп «А».
Победу одержала команда «Просто Космос» в составе:
Матвей Бондарь (капитан), Маргарита Кашапова (зам. капитана), Диана Загребина, Георгий Каданчик,
Анатолий Сергунов, Дарья Платущихина, Елизавета Хохлова.
Поздравляем победителей!
31 марта в группах «А» кружков 5-го класса прошла математическая регата.
Игра проводилась в трёх лигах: 15:00 ауд. П8, 15:00 ауд. 510, 16:45 ауд. П8, с раздельным награждением.
Подведены также итоги в общем зачёте:
- В общем зачёте c 83 баллами
победила команда «Люди» в составе: Виктория Башкина, Ярослав Константинович, Екатерина Русинович,
Вероника Семенова. - 2-е место в общем зачёте разделили команды «Дерево» (М. Горонок, Н. Малахов, Н. Степаненко, А. Пуляевский)
и «Н.О.К.А.» (А. Калашникова, О. Кузнецова,
Е. Нехаева, А. Подклетнова), набравшие по 79 баллов. - 3-е место в общем зачёте разделили команда «Сборная 5А» (В. Волков, А. Курин, Н. Насонов, О. Редичева) с 72 баллами
и команда «Блинчики» (И. Матушкин, А. Никитин, С. Скляренко), набравшая 71 балл.
Поздравляем победителей!
Таблица результатов (по задачам, в формате XLS).
Группа | «А» | «Б» | Кружок Антропова и Лимонова |
---|---|---|---|
Аудитории | 15:00: 424, 426, 510 (бывш. П2, П14) | 15:00: 410, 413, 425, 428, 438, 439, П8 | 15:00 и 16:45: 447 |
16:45: 411, 414, 416, 438 | 16:45: 410, 413, 424, 425, 426, 439, П4, П8 | ||
30.09.2017 | Вводное занятие | Вводное занятие | сайт кружка |
07.10.2017 | Переливания | Переливания | |
14.10.2017 | Задачи с конца | Задачи с конца | |
21.10.2017 | Разрезайки | Разрезайки | |
28.10.2017 | Рыцари и лжецы | Рыцари и лжецы | |
11.11.2017 | Игра «Завоевания» | ||
18.11.2017 | Логика | Логика | |
25.11.2017 | Спички и ребусы | Спички и ребусы | |
02.12.2017 | Плюс-минус один | Плюс-минус один | |
09.12.2017 | Ассорти | Ассорти | |
16.12.2017 | Игра «Зимняя дорога» | ||
10.02.2018 | Графы | Графы | |
17.02.2018 | Звериный разнобой | Звериный разнобой | |
03.03.2018 | Лингвистика | Лингвистика | |
10.03.2018 | Фигуры объёмные и не очень | Фигуры объёмные и не очень | |
17.03.2018 | Докажи свою правоту | Докажи свою правоту | |
24.03.2018 | Ребусы | Ребусы | |
31.03.2018 | Игра: математическая регата | Шифрование | |
07.04.2018 | Расскажи как | Расскажи как | |
14.04.2018 | Весенний мозговой штурм | Весенний мозговой штурм | |
21.04.2018 | Математический бой / Игра «Расскажи другу» | Игра «Расскажи другу» |
При оформлении некоторых листочков использованы произведения мировой культуры:
- 07.10.2017 («А») — Джон Сингер Сарджент. «Данаиды»;
- 28.10.2017 («А» и «Б») — Пабло Пикассо. «Дон Кихот»;
- 09.12.2017 («А» и «Б») — Виктор Михайлович Васнецов. «Витязь на распутье».
Спецматематика в `Интеллектуале’
Как ставится оценка за модуль?Успехи учеников
ТЕМЫ ЗАНЯТИЙ (=домашние задания) 2019/20 уч. года (если источник не указан, то по
бумажной версии книги; cледите за
обновлениями заданий и pdf-файлов книг! окончательны только задания с жирными датами)
К 18.1.2020. 9.2.10cd, 9.2.11a*b* (по электронной версии) и 2AB, 3, 7*, 8, 9, 10
(9, 10 для тривиальных) из п. 25.8 `Собери квадрат’ (в электронной версии это п. 26.8).
К 25.1 (ИГ сдает 11-14.3). Порешайте
вариант своего класса
регионального этапа (письменно).
К 1.2 (МЕ сдает 14.3). 1a, 2ab, 3ab, 5cd из п. 15.2 `Правильные многогранники’.
К 8.2 (ДИ и МЕ сдают 14.3). 5с, 6ab*, 8ab, 10ab* из п. 15.2 и прочитайте п. 5.1.2 и 5.3.1.
К 29.2. Cделайте модели и порешайте задачи
своего класса московской олимпиады (письменно).
К 7.3 (для ИГ к 15.2, сдача 11-14.3). Прочитай начало п. 5.3.4 и 12abc, 13abc из п. 5.3
(по бумажной версии).
К 14.3. К каждому занятию готовьте сдать все Ваши долги (см. жирное выше).
1, 2ab, 3ab из п. 3.5 и 2ab, 3, 4a из п. 5.3.
К 21.3. 5ab, 9ab из п. 5.3 (по бумажной версии).
К 28.3. 9c, 10ab, 11a из п. 5.3 (по бумажной версии) и (по электронной версии) 9.2.11abc
для q=3 и q=5, 9.2.12b.
К 1.09 для МЕ. 1abc, 2ac, 3bc, 4a из п. 4.2 Решение уравнений 3-й и 4-й степени.
Подсказка.
К 7.09. 2b, 3ad, 4b, 5ab, 6abc из п. 4.2 Решение уравнений 3-й и 4-й степени.
К 14.09. 4b(вещественные и комплексные), 5c, 6d, 7b из п. 4.2 и
1, 2ab, 4a из п. 1.3 в .
15.09. присылки работ на конференцию школьников.
К 21.09. 4b(вещественные и комплексные), 7b из п. 4.2 и
1a, 2a, 3a, 6ab из п. 1.4 в .
К 28.09. По :
1b, 2bcd, 4, 5, 3b, 9a из п. 1.4 и 2.2.5a.
К 5.10. По : 1.3.3.cd* и
1ac*, 2, 3a, 6ab, 8a из п. 2.3 (используйте без доказательства неравенство Эйлера 2.4.2b).
15.10.
присылки работ на конференцию школьников.
К 19.10. Задачи без * к 28.09 и 5.10 и 1abcd*, 2ab из п. 3.3 Квадратичные вычеты.
К 26.10. 1abcd*, 2ab (приготовьте к сдаче), 2cdef, 3ab, 5abc из п. 3.3 и
.
Ко 2.11. 6abc, 7ab, 3cd*ef*, 4*, 8abc из п. 3.3
и .
К 9.11. 3.3.3de и 1ab, 2, 3, 5, 7, 19 из
Прасолов, глава 14.
15.11. присылки работ на конференцию школьников.
К 16.11. 10, 13, 20ab, 21a, 25*
из Прасолов, глава 14.
К 30.11. 1abcd, 2ab, 3*, 4, 5*, 7 из
п. 1.5 Подсчет двумя способами
(по электронной версии; в бумажной версии это п. 1.6).
К 7.12. 2, 3ab, 4abc, 5ab*, 1a из п. 23.2.
К 14.12. 23.2.1bc* и (по электронной версии) 9.1.17ab, 9.1.18* и
1(2,3), 2(3,2), 3a, 7a из п. 9.2.
15.12. Заседание конференции школьников.
К 21.12. 3b (радикальность x), 7b, 8ab*, 9abc, 10ab*cd из п. 9.2
(по электронной версии).
Необязательное задание на лето 2020 начинается с любой из задач для исследования, которые мы
обсуждали.
Если появятся продвижения или вопросы, то я предложу дальнейшие задачи по данной теме (в т.ч. учебные).
ТЕМЫ ЗАНЯТИЙ (=домашние задания) семинара по исследовательским задачам 2018/19 уч. года
(если источник не указан, то по книге;
cледите за обновлениями заданий и pdf-файлов книг!)
Из п. 4.1 и
3(25,n*), 8(9,25,15*,16*,20*) из п. 9.3 (листок роздан и послан по почте) и 10, 14 из п. 20.5 и 25.6.3a*.
За круглым столом сидят 7 гномов. Перед каждым стоит кружка. В некоторые из этих кружек налито молоко.
Один из гномов разливает все свое молоко в кружки остальных поровну. Затем его сосед справа делает то же
самое. Затем то же самое делает следующий сосед справа и так далее. После того, как последний, седьмой
гном разлил всем остальным свое молоко, в каждой кружке оказалось столько же молока, сколько было в ней
вначале. Во всех кружках вместе молока 3 литра. Сколько молока было первоначально в каждой кружке?
(Возьмем последовательность многоугольников, в которой каждый следующий образован серединами сторон
предыдущего.
Докажите, что для любого исходного многоугольника все многоугольники, начиная с некоторого,
содержатся в некотором круге радиуса 1.)*
2abcde*, 3, 4a, 5ab*, 7 (для n=4,3) из п. 13.1.
Подготовить программу для вкладывания на github и задачи к 1-8.12 и
6bcde, 8a, 19ab из \S2 в и
6bсd, 7(21)(2n)(31)(3n)*(41)*, 8 из п. 21.5 и (оцените сложность выражения через элементарные
симметрические симметрического многочлена от x,y,z степени не более n по каждой переменной)
Школьник имеет право досдать домашние задачи на кружке
«Олимпиады и Математика»,
по пятницам между 16.00 и 18.00 в аудитории 308 МЦНМО (можно приехать позже, всего примерно на
1-2 часа в зависимости от объема сдаваемого).
Оценка за устные задачи, сданные после урока, на который они заданы, делится пополам.
Позже 2 месяцев после этого урока задачи уже не принимаются.
Досдать даже обязательно, если школьник
* сдал менее трех задач, или
* не принес очередной версии письменного решения, или
* за последние 3 недели ни одна версия письменного решения не засчитана, или
* пропустил занятие, или
* не сдал первую порцию по проекту, или
* в других объявленных случаях.
Малый мехмат — школе
На этой странице размещены методические разработки, созданные
ведущими преподавателями Малого мехмата
для проведения математических кружков
в общеобразовательных школах. Работа выполняется при финансовой поддержке
Департамента образования г. Москвы.
Каждая методическая разработка состоит из пособия для руководителя
кружка, сопровождаемого готовым к печати набором заданий для школьников. Задания свёрстаны в формате A5 и
размещены по два на странице формата A4. Некоторые из них нужно
печатать на двух сторонах — в таком случае они размещены на
соседних страницах в файле. Все материалы представлены в виде
PDF-файлов.
Дорогие школьники! Опубликованные здесь материалы предназначены
в основном для преподавателей, ведущих математические кружки.
Выдавать решения задач из методического комментария за свои собственные
во время занятия кружка — это грубый обман, причём прежде всего
не преподавателя, а самого себя. Помните, что истинная ценность —
это самостоятельно решённая задача, а не «плюсик» в ведомости!
В то же время, листочки с задачами, решения и комментарии к ним можно
использовать для самообразования (например, в случаях, когда кружок
недоступен). Это всячески приветствуется.
Методические разработки
Методические разработки «Малый мехмат — школе» представлены двумя линиями. Первая линия рассчитана на
4-летний, вторая — на 2½-летний курс. Мы рекомендуем выбрать одну из линий и следовать ей в порядке возрастания
классов (при этом соответствие классам средней школы в значительной степени условно).
Линия 1:
- для 5 класса (30 занятий), cоставители Д. А. Коробицын и Г. К. Жуков:
задания для школьников,
пособие для преподавателей; - для 6 класса (30 занятий), составители Д. А. Коробицын и Г. К. Жуков:
задания для школьников + ответы и комментарии; - для 7 класса (30 занятий), составители Е. А. Асташов, Я. А. Верёвкин, А. А. Дейч, С. М. Саулин, А. В. Феклина:
- 1-я часть: задания для школьников; пособие для преподавателей;
- 2-я часть: задания для школьников; пособие для преподавателей.
- для 8–9 классов:
- 1-е полугодие (15 занятий), составители Е. А. Асташов и Д. А. Удимов:
задания для школьников,
пособие для преподавателей. - 2-е полугодие (15 занятий), составители Е. А. Асташов, Я. А. Верёвкин, О. А. Манжина и Д. А. Удимов:
задания для школьников,
пособие для преподавателей.
- 1-е полугодие (15 занятий), составители Е. А. Асташов и Д. А. Удимов:
Линия 2:
- для 5–6 классов:
- 1-е полугодие (15 занятий), составители А. Л. Канунников, С. Л. Кузнецов и И. И. Осипов:
задания для школьников,
пособие для преподавателей; - 2-е полугодие (15 занятий), составитель И. И. Осипов:
задания для школьников,
пособие для преподавателей.
- 1-е полугодие (15 занятий), составители А. Л. Канунников, С. Л. Кузнецов и И. И. Осипов:
- для 6–7 классов:
- 1-е полугодие (15 занятий), составители Н. П. Стрелкова и С. Л. Кузнецов:
задания для школьников,
пособие для преподавателей; - 2-е полугодие (15 занятий), составители С. Л. Кузнецов и А. А. Оноприенко:
задания для школьников,
пособие для преподавателей,
приложение: игра «математическая абака».
- 1-е полугодие (15 занятий), составители Н. П. Стрелкова и С. Л. Кузнецов:
- для 8 классов, составитель А. Л. Канунников:
- 1-е полугодие (15 занятий): задания для школьников, пособие для преподавателей;
- 2-е полугодие (15 занятий): задания для школьников, пособие для преподавателей.
Игровые занятия
Иногда разумно проводить занятие не в обычном режиме «приёма и
разбора задач», а в виде игры
Особенно это важно для кружков
5–6 классов. Мы предлагаем несколько наборов правил и подборок задач
для проведения игровых занятий.
-
Игра «Гонка вооружений»
(составитель И. И. Осипов) - Игра «Математический аукцион» — включена
в методическую разработку Н. П. Стрелковой и С. Л. Кузнецова для
6–7 классов (см. выше) -
Игра «Математический футбол» для двух команд (проводилась на занятии кружка 7 класса
под руководством В. А. Косоротовой в 2009/10 учебном году) -
Игра «Расскажи другу» (проводилась на занятии кружка 6 класса под руководством
С. Л. Кузнецова 21.03.2015)