Проекты государственно-частного партнерства в россии и в зарубежных странах
Содержание:
- Содержание понятия
- Об организации
- Потенциальные потери для предприятия
- Возможности развития
- Эффективность управления
- Формы государственно-частного партнёрства
- Вклад участников
- Региональные и муниципальные проекты ГЧП в Российской Федерации
- Критика
- Государственно-частное партнёрство на Украине
- А что с примерами на федеральном уровне?
- Роль власти
- Таблица 2. Вопросы местного значения городского округа, для решения которых может быть использован механизм МЧП
- Ситуация в России
- Заключение
Содержание понятия
Среди специалистов нет единого мнения о том, какие формы взаимодействия власти и бизнеса можно отнести к ГЧП. Широкая трактовка подразумевает под ГЧП конструктивное взаимодействие власти и бизнеса не только в экономике, но и в политике, культуре, науке и т. д.
В числе базовых признаков государственно-частных партнёрств в узкой (экономической) трактовке можно назвать следующие:
- сторонами ГЧП являются государство и частный бизнес;
- взаимодействие сторон закрепляется на официальной, юридической основе;
- взаимодействие сторон имеет равноправный характер;
- ГЧП имеет чётко выраженную публичную, общественную направленность;
- в процессе реализации проектов на основе ГЧП консолидируются, объединяются ресурсы и вклады сторон;
- финансовые риски и затраты, а также достигнутые результаты распределяются между сторонами в заранее определённых пропорциях.
Как правило, ГЧП предполагает, что не государство подключается к проектам бизнеса, а, наоборот, государство приглашает бизнес принять участие в реализации общественно значимых проектов.
Для успешного выполнения программы ГЧП необходимы:
- Политическая воля.
- Соответствующая нормативно-правовая база.
- Объекты со значительными первоначальными капиталовложениями и наличием долгосрочных требований к обслуживанию на протяжении всего жизненного цикла.
- Сходные по размеру проекты для сравнения расходов с затратами на организацию государственных закупок.
- Постоянное гарантированное появление проектов, способных заинтересовать частные компании создавать технологические, инвестиционные и финансовые возможности.
- Институциональные возможности для управления как всей программой ГЧП, так и отдельными проектами.
Об организации
Как же устроены проекты ГЧП? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте рассмотрим организационные моменты
Основное внимание уделяется процессу подготовки и проведения публичной процедуры, во время которой выбирается частный партнер, заключается с ним контракт, который определяет деятельность, обязанности и права сторон для достижения оговоренных целей, а также обеспечивается контроль за исполнением взятых на себя обязательств. Государственные контракты в виде документов могут быть оформлены в нескольких формах:
- Акционерное соглашение.
- Договор услуг.
- Аренда публичной собственности с принятием частными участниками на себя обязательств по ее улучшению.
- Инвестиционный договор по созданию объекта.
- Концессионное соглашение.
- Договор подряда под ключ в рассрочку.
По сути, государственные контракты делятся на две модели (об этом ранее говорилось). Но в их основе лежат различные законодательные документы. Перечисленный только что список – это форма контракта, которую он принимает на практике
Это хоть и не значительное, но чрезвычайно важное отличие
Потенциальные потери для предприятия
Риски для бизнеса могут заключаться в:
- Корректировке условий деятельности по условиям соглашения вследствие изменения тех или иных политических факторов (нормативного регулирования, приоритетов структур власти и так далее).
- Невозможности достижения расчетных показателей рентабельности либо снижении ее уровня. Такая ситуация может возникнуть вследствие действия рыночных, экономических, политических факторов.
- Изменении предпочтений потребителей.
- Снижении расчетного дохода в ходе исполнения условий соглашения.
- Невыполнении договора солидарной ответственности.
- Репутационных потерях при провале проекта или недостижении целей.
Возможности развития
Безусловно, механизм государственно-частного партнерства заслуживает внимания. Он позволяет сконцентрироваться на создании необходимых проектов, на которые в данный момент времени у государства нет денег. Также благодаря ГЧП можно держать под контролем уровень долгов и успешно реализовывать стратегию по их уменьшению. Но, увы, здесь есть место и для многих негативных аспектов.
Например, если было достигнуто соглашение о том, что работа над проектом финансируется и из бюджета, и из частных средств, то спустя определенное время может оказаться, что по факту все полученные деньги направлялись, скажем, в офшор. Необходимо работать над тем, чтобы такого не происходило.
Также довольно остро стоит вопрос о коррупции. К примеру, после принятия решения о внедрении системы «Платон» было множество неудовлетворенных людей, которые считали, что это результат близкой дружбы Ротенбергов с президентом Российской Федерации. Но тот факт, что об этом говорят, кое-что да значит. Конечно, недостатки есть, но пока с этим будут бороться, совершенствуя сам механизм, дела будут постепенно улучшаться. Не следует считать, что абсолютно все ужасно. Ведь есть люди вроде Игоря Артемьева, которые высказываются против всех недостатков. И есть правоохранительные структуры, борющиеся с преступностью.
Эффективность управления
В теории экономики рынка существует тезис о том, что частное предпринимательство является более эффективным, чем государственный менеджмент. Между тем это мнение справедливо для конкурентных условий хозяйствования, развитых институтов гражданского права и нормативного регулирования отношений, а также высокой культуры управления. Только при сочетании этих факторов заинтересованность коммерческих обществ в уменьшении расходов и извлечении прибыли перерождается в повышенную ответственность перед покупателями. Соответственно, предприятия стремятся повышать качество услуг и изделий, применяют новые технологии, постоянно совершенствуют производство. Для этого в рамках муниципально-частного партнерства должны устанавливаться такие условия, при которых управление деятельностью будет осуществляться компетентными лицами. При этом они могут являться представителями как власти, так и самих предприятий.
Формы государственно-частного партнёрства
В широком смысле к основным формам ГЧП в сфере экономики и государственного управления можно отнести:
- любые взаимовыгодные формы взаимодействия государства и бизнеса;
- государственные контракты;
- арендные отношения;
- финансовую аренду (лизинг);
- государственно-частные предприятия;
- соглашения о разделе продукции (СРП);
- концессионные соглашения.
В России в 2004 году рассматривалось семь основных типов концессионных соглашений. Однако, в связи с включением в ряд международных договоров РФ отдельных положений из документов Международного банка реконструкции и развития (Всемирного банка) и подготовкой к вступлению в ВТО в российское законодательство были включены и иные термины характеризующие иные виды концессионных соглашений.
На 2012 год в российском праве были предусмотрены следующие 3 формы (типы контрактов) ГЧП:
Контракт на управление и арендные договоры;
Контракт на эксплуатацию и обслуживание;
Концессия.
Основные типы ГЧП по состоянию на 2004 год | |||
---|---|---|---|
№ | Сокращение | Расшифровка | Описание |
1 | *BOT | Build, Operate, Transfer
(Построй-Управляй-Передай) |
Концессионный механизм: создание, право пользования (без права собственности) в течение срока соглашения и передача государству. |
2 | BOOT | Build, Own, Operate, Transfer
(Построй-Владей-Управляй-Передай) |
Аналогично вышесказанному, но право собственности на время действия контракта принадлежит частному партнёру |
3 | *BTO | Build, Transfer, Operate
(Построй-Передай-Управляй) |
Аналогично п. 1, только объект передается государству сразу после строительства. Частный партнёр обслуживает объект в течение срока действия соглашения, а публичный возмещает затраты регулярными платежами (контракт жизненного цикла). |
4 | *BOO | Build, Own, Operate
(Построй-Владей-Управляй) |
Аналогично п. 2, но по истечении срока соглашения объект остается в собственности частного партнёра. |
5 | BOMT | Build, Operate, Maintain, Transfer
(Построй-Управляй-Поддерживай-Передай) |
Акцент на поддержке жизнеспособности и обслуживании объекта. Право собственности остается у публичного партнёра. |
6 | DBOOT | Design, Build, Own, Operate, Transfer
(Спроектируй-Построй-Владей-Управляй-Передай) |
Аналогично п. 2, но в обязанности частного партнёра входит и проектирование объекта соглашения. |
7 | DBFO | Design, Build, Finance, Operate
(Спроектируй-Построй-Финансируй-Управляй) |
Акцент на обязанности частного партнёра финансировать строительство и мероприятия по обслуживанию. Публичный партнёр возмещает издержки регулярными платежами. |
-* Прописаны в Российском законодательстве (по состоянию на 2012 год прописаны все указанные виды, а также иные)
Решением совета глав правительств СНГ «О межгосударственной программе сотрудничества государств-участников СНГна период до 2020 года» в качестве приложения 4 утвержден «Словарь терминов (глоссарий) необходимых для работы с программой», в котором приводится полная расшифровка применяемых в рамках ГЧП терминов, в том числе 18 типов концессионных соглашений
Вклад участников
Коммерческие структуры обеспечивают профессиональный опыт, финансовую поддержку, эффективное управление, оперативность и гибкость в процессе принятия решений, проявляют способность к новаторству. В рамках партнерства внедряются инновационные методы работы, модернизируется техника, совершенствуются технологии. В процессе сотрудничества появляются новые формы производственной организации, образуются компании, в том числе с зарубежным капиталом, формируется эффективная кооперация с подрядчиками и поставщиками. При этом на рынке рабочих ресурсов растет спрос на хорошо оплачиваемых и высококвалифицированных сотрудников.
Государство, в свою очередь, обеспечивает определенные правомочия собственника, предоставляет налоговые послабления, гарантии, финансовые и материальные средства. Власть в рамках сотрудничества с коммерческими структурами получает возможность реализовывать свои прямые функции – контроль, регулирование, соблюдение общественного интереса. По ходу развития партнерства государство может плавно смещать акценты с конкретных проблем возведения и эксплуатации объектов на административно-контрольные задачи. Возникающие предпринимательские риски перераспределяются в сторону коммерческих структур. Общественное значение партнерства состоит в том, что в результате выигрывает общество как пользователь услуг более высокого качества.
Региональные и муниципальные проекты ГЧП в Российской Федерации
Особое место занимают проекты ГЧП, реализуемые на региональном и муниципальном уровне, поскольку посредством них удается во многом удовлетворить потребности населения в общественных благах и услугах качественно нового уровня.
По данным на конец 2016 года в российской экономике на принципах ГЧП реализуется около 900 проектов, по которым заключены соответствующие соглашения. В результате на различных стадиях реализации находится более 1300 проектов. Суммарный объем частных инвестиций превышает 640,0 млрд. руб. Основная доля проектов ГЧП приходится на муниципальный уровень — 86,7% от общего количества проектов. Региональный и федеральный уровень составляют соответственно 11,9 % и 1,4 % (рисунок 2).
Рисунок 2. Проекты государственно-частного партнерства в Российской Федерации и их основные характеристики в 2015 году
Количество проектов ГЧП, прошедших стадию коммерческого закрытия, существенно увеличилось за 2013-2015 годы с 86 до 875 проектов. Среднегодовой темп роста числа проектов ГЧП в России, прошедших стадию коммерческого закрытия, составляет 115 %. Преимущественно проекты ГЧП реализуются в сфере транспорта, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства. Около 16% проектов, выполненных на основе механизма ГЧП, приходится на социальную сферу, при этом их основная часть сосредоточена в здравоохранении.
Как отмечалось ранее, проекты ГЧП в мировой практике осуществляются посредством проектного финансирования. В Российской Федерации есть проекты ГЧП, которые выполняются исключительно на основе частных инвестиций. В тоже время можно выделить проекты ГЧП, в которых доля государственных бюджетных средств достигает 90 и более процентов.
В России основная форма проектов ГЧП реализуется в форме концессии. На региональном уровне часто используется соглашение о ГЧП в целях реализации проектов преимущественно в социальной сфере. На региональном и муниципальном уровне также реализуются проекты на основе договорных обязательств, обязательств частного партнера по финансированию на стадии капитальных инвестиций, долгосрочных обязательства сторон и распределения рисков и ответственности сторон в рамках ведения проекта ГЧП. Кроме того, используется контракт жизненного цикла.
Отраслевая характеристика регионального рынка проектов ГЧП показывает, что последние в основном сосредоточены в социальной сфере (здравоохранение), транспортной и коммунальной инфраструктурах. Появляются проекты в таких сегментах как железнодорожный и общественный транспорт общего пользования, в системе контроля безопасности ПДД, весогабаритного общественного порядка и др.
Рисунок 3. Отраслевая структура региональных проектов ГЧП в России в 2015 году,
Следует отметить, что проекты ГЧП неравномерно распределены по российским регионам. Наибольшее количество проектов ГЧП ведется в таких регионах как г. Москва, Санкт-Петербург, Самарская область и др. В тоже время есть регионы (Республика Северная Осетия — Алания, Карачаево-Черкесская Республика, Чукотский автономный округ и др.) в которых такие проекты отсутствуют или ведутся в минимальном количестве и часто имеют невысокое качество проработки.
В связи с недавним введением законодательства о государственно-частном партнёрстве и муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации на федеральном уровне, перед органами государственной власти регионов поставлена задача приведения регионального законодательства в соответствие с нормами федерального закона о ГЧП. В настоящее время такая работа уже проведена в 33 субъектах Российской Федерации.
В целях усиления места и роли проектов ГЧП в развитии регионов введен специальный комплексный показатель «Уровень развития государственно-частного партнерства в субъектах Российской Федерации». Разработана и введена специальная методика расчета указанного показателя, учитывающая воздействие следующих факторов: развитие институциональной среды субъекта Российской Федерации в сфере ГЧП; нормативно-правовое обеспечение сферы ГЧП в субъекте Российской Федерации; опыт реализации проектов ГЧП в субъекте Российской Федерации.
Критика
1 марта 2017 г. в интервью журналистам глава ФАС Игорь Артемьев заявил, что ряд ГЧП в России являются «имитацией концессии», поскольку все расходы концессионера компенсируются за счет бюджетов платой концедента, при этом частная компания не вкладывает своих средств.
Как пояснил ТАСС замглавы ФАС Рачик Петросян, ГЧП может использоваться как механизм для обхода госзакупок. Именно по этой причине ФАС в январе 2017 г. аннулировал результаты конкурса на строительство дороги Стерлитамак — Магнитогорск. Отвечая на вопрос о том, подпадает ли под это определение концессия по системе «Платон» и будет ли она пересмотрена, глава ФАС сказал, что ведомство может «посмотреть и ее».
Критикуя слава Артемьева, заместитель министра экономического развития Станислав Воскресенский заявил, что подобные заявления ФАС представляют угрозу для всего механизма ГЧП. В «Роставтодоре» подчеркнули, что подход антимонопольной службы «блокирует запуск новых проектов в транспортной сфере».
Государственно-частное партнёрство на Украине
В октябре 2010 года вступил в силу Закон Украины «» — закон, отразивший точку зрения украинского государства по поводу принципов, форм и условий взаимодействия бизнеса и государства.
Государственно-частное партнёрство как способ организации публично-частных правоотношений известно украинскому бизнесу давно. На практике оно выражается в формах совместной деятельности, управления государственном имуществом, аренды государственного имущества, концессии и других.
Новый закон фактически воспроизводит картину государственно-частного партнёрства, существующую на практике, с прибавлением к ней желательных для государства штрихов.
Термин «государственно-частное партнёрство» введён как политико-управленческая, а не юридическая категория. Он определён как сотрудничество между государством в лице его органов и субъектами хозяйствования, основанное на договоре.
Более подробно о государственно-частном партнёрстве на Украине можно найти на украиноязычной странице
А что с примерами на федеральном уровне?
Можно ли рассказать здесь о чем-то? Да, есть целый ряд событий, которые были следствием ГЧП. Что же интересует частный бизнес в данном случае? Например, можно привести несколько громких случаев, связанных с транспортной сферой. В первую очередь следует вспомнить о строительстве западного скоростного диаметра в Санкт-Петербурге, а также трассу от города к Москве. Но, пожалуй, наибольшую известность в стране приобрела система взимания платы с грузовых автомобилей «Платон», из-за которой довольно длительное время наблюдались забастовки по всей стране.
Всего по состоянию на март 2017 года было зарегистрировано 1 340 проектов, построенных по схеме государственно-частного партнерства. Из них на этап эксплуатации (то есть, успешно реализованных) выведено 426. Где же они создаются? Какие сферы ГЧП позволяет подлатать? Основная их часть выпадает на коммунальное хозяйство. Здесь был зарегистрирован 901 проект. Затем идет сфера энергетики, однако она может похвастаться только 133 соглашениями. Еще 81 проект — к сфере транспорта. Все остальные достигнутые соглашения относятся к области социальной инфраструктуры.
Но просто количественные цифры не дают полного представления. Поэтому давайте поговорим о стоимости. Сколько денег получили проекты ГЧП? Точнее, частных вложений, ведь государственные деньги – это наши средства, собранные как налоги. В данном случае было привлечено около 700 миллиардов рублей. При этом 440 из них направлены на региональные проекты.
Роль власти
Утверждаемые в рамках ГЧП проекты представляют собой не просто соединение ресурсов. Они являются совершенно особой конфигурацией соответствующих правомочий и интересов взаимодействующих субъектов. В первую очередь государство, выступая в качестве одной из сторон партнерства, является носителем общественно-значимых целей и потребностей. При этом оно исполняет и контрольную функцию. Во-вторых, являясь участником хозяйственного оборота, государство заинтересовано не только в высоких результатах партнерства, но и в обеспечении своего коммерческого эффекта. Кроме этого, как любой нормальный предприниматель, участник таких отношений стремится к максимизации прибыли. В связи с этим в секторе коммерческих интересов между сторонами вполне уместен, а в ряде случаев необходим торг о разделе вероятных рисков, характере передаваемых правомочий, условиях их предоставления и использования.
Таблица 2. Вопросы местного значения городского округа, для решения которых может быть использован механизм МЧП
Вопросы местного значения |
Формы организации МЧП |
Хозяйственная сфера |
|
Владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности |
Аренда муниципального имущества, созданиемуниципально-частного предприятия, передача муниципального имущества по концессионному соглашению, в доверительное управление |
Организация электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и снабжения топливом населения |
Передача муниципальных предприятий электро-, газо-, водо-, теплоснабжения и водоотведения в концессию, доверительное управление, аренду |
Дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог общего значения |
Строительство платных автодорог, содержание транспортных сооружений с использованием механизмов МЧП на основании заключения концессионных соглашений |
Обеспечение жильем малоимущих граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий |
Приобретение жилья для своих работников, предоставление ссуды работникам, погашение части процентной ставки по ипотечному кредиту |
Создание условий для жилищного строительства |
Совместное участие в реализации инвестиционных проектов в области жилищного строительства |
Организация транспортного обслуживания населения |
Передача муниципальных транспортных предприятий частному бизнесу на основаниидоговора аренды, в доверительное управление. Предоставление городу подвижного состава автотранспорта частными предприятиями |
Организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых отходов |
Совместное финансирование строительства мусороперерабатывающих заводов |
Организация благоустройства и озеленения территории, использования и охраны городских лесов |
Благоустройство и озеленение частными предприятиями прилегающих городских территорий |
Организация мероприятий по охране окружающей среды |
Стимулирование предприятий к проведению мероприятий по охране окружающей среды |
Социальная сфера |
|
Создание условий для массового отдыха жителей округа и организация обустройств мест отдыха |
Передача в частные руки мест массового отдыха путем заключения договоров аренды или в доверительное управление |
Участие в решении вопросов опеки и попечительства |
Создание частных детских домов и интернатов, благотворительная деятельность |
Организация предоставления начального и среднего образования, дополнительного и дошкольного образования |
Создание частных образовательных учреждений, шефство над муниципальными учреждениями |
Организация отдыха детей в каникулярное время |
Организация частным бизнесом отдыха детейсвоих работников |
Организация оказания скорой и первичной медико-санитарной помощи |
Строительство частных поликлиник, оплата лечения своих работников предприятиями, приобретение оборудования для лечебных учреждений |
Создание условий для организации досуга и обеспечения жителей услугами организаций культуры |
Привлечение бизнеса для совместного проведения праздников, в том числе профессиональных |
Создание условий для развития народного творчества и художественных промыслов |
Поддержка муниципальными органами власти инициатив бизнеса по созданию и реализации проектов в данной сфере |
Создание и развитие лечебно- оздоровительных местностей и местных курортов |
Создание муниципально-частного предприятия |
С использованием средств местного бюджета и бизнеса была возведена городская поликлиника N 3, что позволило улучшить обеспечение жителей города качественными медицинскими услугами, а для бизнеса явилось источником дополнительной прибыли за счет оказания платных медицинских услуг.
Ситуация в России
В РФ нормативный акт о концессионных соглашениях вступил в силу с 2005 г. Однако в настоящее время такое сотрудничество не получило своего развития. Основной причиной такой ситуации эксперты называют недостаточную защищенность прав пользователя. Риск, который несет коммерческая организация, касающийся непосредственно его деятельности в рамках соглашения, отягощается существующей обязанностью вносить высокую концессионную плату. Вместе с тем неустойка за нарушение условий соглашения пользователем в нормативном акте не установлена. В настоящее время продолжается обсуждение поправок к закону, которые могли бы простимулировать возникновение концессионных отношений в России.
Заключение
Становление и развитие проектов ГЧП является реальной предпосылкой роста инвестиционной и социальной привлекательности российских регионов, укрепления их конкурентоспособности, формирования положительного образа страны и отдельных регионов
В связи с этим большое внимание должно быть уделено наличию необходимых профессиональных компетенций в области проектного управления у государственных и муниципальных служащих, формированию и развитию региональных команд, способных управлять проектами на основе современных стандартов и технологий . Существенное внимание следует уделить организационной структуре проектной деятельности, ее эффективному взаимодействию с имеющейся системой управления
Библиографический список
- Федеральный закон N 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 13 июля 2015 года
- ГЧП в цифрах: Единая информационная система государственно-частного партнерства в РФ. Центр развития ГЧП при поддержке Министерства экономического развития РФ. URL.: http://pppi.ru
- Исследование «Развитие государственно-частного партнерства в России в 2015–2016 годах. Рейтинг регионов по уровню развития ГЧП» /Ассоциация «Центр развития ГЧП», Министерство экономического развития Российской Федерации. – М.: Ассоциация «Центр развития ГЧП», 2016. – 36 с.
- Проектный менеджмент в структуре современного менеджмента //Управление экономическими системами. Электронный научный журнал. – 2016. — № 11 (93).
- Market Update, Review of the European PPP Market in 2015. , March, 2016. URL.: http://www.eib.org/epec/library/epec_market_update_2015_en2
- Market Update, Review of the European PPP Market in 2014. , March, 2015. URL.: http://www.eib.org/epec/resources/epec_market_update_2014_h1_en.pd
- Market Update, Review of the European PPP Market in 2013. , March, 2014. URL.: http://www.eib.org/epec/resources/publications/epec_market_update_2013_en.pdf
- Market Update, Review of the European PPP Market in 2011. , September, 2012. URL.: http://www.eib.org/epec/resources/epec_market_update_2011_en_web.pdf
- Market Update, Review of the European PPP Market in 2010. , April, 2011. URL.: http://www.eib.org/epec/resources/epec-market-update-2010-public.pdf
References
- Federal Law N 224-FZ «On public-private partnership, municipal-private partnership in the Russian Federation and the Introduction of Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation» dated July 13, 2015 .
- PPP in figures, uniform information system of public-private partnership in the Russian Federation. Centre for the development of public-private partnership with the support of Ministry of Economic Development . URL.: http://pppi.ru
- Study «Development of public-private partnership in Russia in 2015-2016. Rating regions by the level of development of PPPs » . Association» PPP Development Centre «, Ministry of Economic Development of the Russian Federation. Association «Centre for PPP development», 2016. 36 p.
- Yurieva T.V. Project management in structure of modern Management . Management of Economic Systems. Electronic scientific journal. № 11 (93)
- Market Update, Review of the European PPP Market in 2015. , March, 2016. URL.: http://www.eib.org/epec/library/epec_market_update_2015_en2
- Market Update, Review of the European PPP Market in 2014. , March, 2015. URL.: http://www.eib.org/epec/resources/epec_market_update_2014_h1_en.pd
- Market Update, Review of the European PPP Market in 2013. , March, 2014. URL.: http://www.eib.org/epec/resources/publications/epec_market_update_2013_en.pdf
- Market Update, Review of the European PPP Market in 2011. , September, 2012. URL.: http://www.eib.org/epec/resources/epec_market_update_2011_en_web.pdf
- Market Update, Review of the European PPP Market in 2010. , April, 2011. URL.: http://www.eib.org/epec/resources/epec-market-update-2010-public.pdf