Как выполнить анализ финансово-хозяйственной деятельности организации?

Законодательное обоснование

Документ, регламентирующий и контролирующий всю финансовую жизнь бюджетных организаций, по нормам российского законодательства является:

  • обязательным к составлению;
  • открытым и доступным.

Эти требования закреплены в подпункте 6 пункта 3.3 статьи 32 Федерального закона № 7-ФЗ от 12.01.1996 года «О некоммерческих организациях».

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! В этом же законодательном акте отмечается, что учредитель вправе сам разработать порядок утверждения Плана ФХД, главное, чтобы он не противоречил требованиям Министерства финансов Российской Федерации. Требования государства относительно ПФХД изложены в Приказе Минфина РФ № 81н от 28 июля 2010 г., последние изменения в который вносились в 2013 году

Этой нормой сегодня и надлежит руководствоваться учредителям при составлении и утверждении Плана ФХД

Требования государства относительно ПФХД изложены в Приказе Минфина РФ № 81н от 28 июля 2010 г., последние изменения в который вносились в 2013 году. Этой нормой сегодня и надлежит руководствоваться учредителям при составлении и утверждении Плана ФХД.

В различных отраслях и ведомствах могут быть приняты дополнительные требования к составлению данного документа. Дополнительные коррективы могут вносить местные власти.

Права самой бюджетной организации:

Учредитель вправе единолично:

  • утверждать типовую форму данного плана;
  • дополнительно детализировать предусмотренные Минфином показатели финдеятельности;
  • установить лимит по срокам утверждения ПФХД.

Кто и как должен составлять План ФХД?

План ФХД составляют бюджетные и автономные учреждения. А также их обособленные подразделения, но только если головным учреждением принято решение об утверждении им Плана ФХД. При этом обособленное подразделение должно вести бухгалтерский учет и выполнять государственное (муниципальное) задание (п. 1 Требований № 186н).

При составлении и утверждении Плана ФХД учреждениям (а также в определенных случаях их обособленным подразделениям) необходимо руководствоваться не только Требованиями № 186н, но и порядком, доведенным органом-учредителем (п. 2 Требований № 186н, пп. 6 п. 3.3 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ).

В порядке орган — учредитель должен установить (п. 4 Требований № 186н):

  1. сроки и порядок составления проекта Плана ФХД;
  2. сроки и порядок утверждения Плана ФХД;
  3. порядок внесения изменений в План ФХД;
  4. полномочия органа — учредителя или учреждения по утверждению Плана ФХД (внесению изменений в План ФХД).

Как указывали специалисты финансового ведомства еще в конце прошлого года: органам-учредителям необходимо было подготовиться к изменениям в части формирования Плана ФХД и разработать такой порядок для подведомственных учреждений или внести соответствующие поправки в уже существующий. В противном случае неизбежны сложности… Дело в том, что План ФХД кроме своей основной функции также должен размещаться на официальном сайте в сети «Интернет» (www.bus.gov.ru) в определенные сроки.

Право подписи финансовых документов

Финансовые документы являются важными составляющими успешной работы любого предприятия, которое занимается внешнеэкономической деятельностью. Необходимо правильно составлять и заверять эти бумаги, чтобы они не потеряли свою юридическую силу.

Первое и второе право подписи принадлежит директору предприятия и главному бухгалтеру соответственно. Остальные же права могут быть переданы уполномоченным лицам. Для получения права на выполнение этой процедуры они должны иметь доверенность. Заверить её можно двумя способами:

  1. Внутри предприятия, составив специальный приказ. Этот метод используется чаще всего. Он не требует больших денежных и временных затрат, а также прост в исполнении.
  2. Через нотариуса. Данный метод встречается гораздо реже.

Правом подписи, зачастую, обладает бухгалтер предприятия. Но при необходимости оно может быть передано любому другому уполномоченному сотруднику.

Доверенность на исполнение этой процедуры должна быть оформлена в письменном виде. Она должна содержать следующую информацию:

  • Паспортные данные доверенных лиц и копия удостоверяющего личность документа.
  • Дата оформления документа.
  • Название организации и её юридический адрес.
  • Срок действия доверенности.

Доверенность на право подписи может оформляться у нотариуса, однако эта крайняя мера. В большинстве предприятий имеется внутренняя доверенность на право подписи, снабженная специальным приказом.

Обычно право на подпись финансовых документов принадлежит руководителю организации или главному бухгалтеру. Однако, при их отсутствии на месте, право может быть передано другим сотрудникам.

Для выполнения доверенности на право подписи необходимо оформить её в письменной форме на бланке организации, а также поставить печать. В доверенности указывается следующая информация:

  • дата и город оформления доверенности;
  • паспортные данные сотрудников, на которых составляется доверенность, а также их подписи;
  • срок, в течение которого документ остается действительным.

Внешнеэкономическая деятельность – это одновременно и широкие возможности для развития компании, и возникающие при этом сложности. ВЭД требует не только поиска контрагентов за рубежом, но и вдумчивого оформления документов. Информация о том, как оформляется договор между партнёрами по внешнеэкономическим операциям вот здесь. Финансовые документы – важнейшая часть документооборота компании. Из них можно узнать о финансовом состоянии организации, прибыли и убытках.

Финансовые бумаги важны и при осуществлении транспортировки груза через границу. Документы, требующиеся для таможенного оформления, несут в себе информацию таможенной стоимости груза, его характеристиках, условиях поставки и так далее. Они свидетельствуют о финансовом аспекте конкретной перевозки груза.

Дополнительные сведения по теме вы найдёте в рубрике «Документы».

НОВЫЙ ПОРЯДОК СОСТАВЛЕНИЯ ПЛАНА ФХД НА 2019 ГОД

И.В. Артемова, главный бухгалтер, консультант

В период планирования бюджета на очередной финансовый год бюджетные и автономные учреждения составляют проект плана финансово-хозяйственной деятельности (далее – План ФХД), прикладывая к нему соответствующие обоснования. Минфином России разработан проект нового порядка составления Плана ФХД на 2019 год.

Требования к Плану ФХД

     На официальном сайте для опубликования проектов нормативных правовых актов по адресу опубликован проект приказа Минфина России об утверждении Требований к составлению и утверждению плана финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения (далее – Проект). В настоящее время Проект прошел общественные обсуждения.    Проект предполагается применять при формировании Плана ФХД бюджетных и автономных учреждений на 2019 год. Одновременно утратят силу действующие в настоящий момент Требования к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения, утвержденные приказом Минфина России от 28.07.2010 № 81н.    Учреждение составляет План ФХД в порядке, определенном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта РФ, органом местного самоуправления, осуществляющим функции и полномочия учредителя в отношении учреждения (далее – орган-учредитель, Порядок органа-учредителя), и в соответствии с требованиями к плану, утвержденными Проектом.    В случае изменения подведомственности учреждения в течение текущего финансового года План ФХД подлежит приведению в соответствие с порядком органа-учредителя, который будет осуществлять функции и полномочия учредителя после изменения подведомственности учреждения, в установленные им сроки. Напомним, что в настоящее время согласно Требований № 81н при изменении подведомственности учреждения план составляется в порядке, установленном «новым» учредителем. То есть ранее требовалось составлять новый план, но при этом не был установлен срок, когда это нужно сделать.     действующих Требований № 81н установлено, что обособленные (структурные) подразделения без прав юридического лица, осуществляющие полномочия по ведению бухгалтерского учета (филиалы учреждения), составляют План ФХД по тем же правилам, что и головное учреждение.    Согласно п. 3 Проекта План ФХД может утверждаться для филиала, оказывающего государственные (муниципальные) услуги в соответствие с государственным (муниципальным) заданием, утвержденным учреждению, и осуществляющему полномочия по ведению бухгалтерского учета. При этом учреждение вправе решить, утверждать ли План ФХД такому филиалу или нет. Если принято решение о его утверждении филиалу, то требования Проекта, адресованные учредителям и учреждениям, относятся к учреждению и филиалу соответственно.    Аналогично, если федеральное государственное учреждение является учредителем подведомственных ему федеральных бюджетных и автономных учреждений на основании нормативного правового акта Правительства РФ, на него распространяются требования, установленные для учредителей (п. 4 Проекта).    План составляется на текущий финансовый год (текущий финансовый год и плановый период) и утверждается на срок действия закона (решения) о бюджете.

План финансово-хозяйственной деятельности бюджетного учреждения

Составление документа регулирует Приказ Министерства финансов РФ №81н, утвержденный 28 июля 2010 года. Также образовательные учреждения должны обращаться за разъяснениями к Федеральному закону №7-ФЗ “О некоммерческих организациях” (п.3.3, подпункт 6).

В 2019 и 2020 годах при составлении плана ФХД бюджетного учреждения следует ориентироваться на поправки Минфина к приказу №81н, которые включают: дополнительные требования в отражении расходов;

изменение ряда терминов согласно нововведениям в Бюджетный кодекс РФ; отчетность о ведущемся строительстве на некоторых объектах.

Согласно дополнениям в законе, школе на будущий период 2019-2020 гг. в ПФХД надо обосновать все расходы с разбивкой по статьям, составить перечень необходимых закупок для учебной и хозяйственной деятельности, а также подать данные о финансах, предназначенных на строительство новых объектов. 

Альтернативная форма главного финансового документа

Чтобы руководящий состав ОУ имел полное и раскрытое представление о материальном состоянии организации и грамотно и рационально производил расход финансирования, в последние несколько лет широко практикуется видоизменение структуры плана ФХД. Для бюджетных (муниципальных)  организаций автономного типа приемлема несколько иная структура главного отчетного документа:

Разделы плана ФХД Содержание разделов
Краткое содержание документа Помещается после «шапки» в виде оглавления с указанием страниц
Учетная карта образовательного учреждения Составляется в виде таблицы с указанием следующих данных:

1.       Полное наименование образовательного учреждения.

2.       Юридический адрес организации с указанием почтового индекса.

3.       Дата и место прохождения государственной регистрации.

4.       Контактные данные.

5.       ФИО руководителя организации и главного бухгалтера.

6.       ИНН ОУ.

7.       Коды, значимые за организацией в результате их присвоения Росстатом и другими органами контроля.

8.       Размер уставного капитала и муниципальной доли организации.

Обобщенное описание финансовой и хозяйственной ситуации Указание направления деятельности ОУ, наличие лицензий и других свидетельств установленного образца, позволяющих осуществлять вышеуказанную деятельность. Подробное описание деятельности управляющего состава.
Анализ состояния бюджета и перспектив развития В данном разделе отражены показатели в динамике следующих данных:

·         количество учащихся;

·         численность управляющего состава, педагогов и обслуживающего персонала;

·         доходу образовательной организации;

·         выплаты заработной платы (в том числе и задержки выплат по причине нехватки средств);

·         материально-техническое обеспечение;

·         оценка качества образовательных услуг.

Маркетинг Расходование финансирования с целью поддержания имиджа учебного заведения, реклама и распространение образовательных услуг на платной основе. Привлечение абитуриентов и инвесторов.
Описание образовательных услуг и учебного процесса Актуальность и качество образования, проходящего на платной основе.
Направления деятельности ОУ Информация о деятельности образовательного учреждения за последние несколько лет, для отслеживания соответствия в динамике
План доходов Прогноз возможных доходов по следующим направлениям:

·         бюджетное финансирование;

·         внебюджетные доходы;

·         иные источники получения дохода (инвестиции  субсидии, гранты  благотворительность).

Материально-техническая база В данном разделе необходимо указать в денежном эквиваленте совокупность всех объектов, находящихся на балансе (зданий, подобных помещений, предметов мебели и прочее),  а также указать сумму недостающих средств, для улучшения материально-технического обеспечения.

Здесь же необходимо уточнить возможные источники дополнительного финансирования и график его получения.

Состояние кадров Указать, есть ли необходимость в организации новых рабочих мест:

·         количество вакантных мест;

·         усредненная заработная плата работника на замещение;

·         общие показатели начислений в фонд оплаты труда.

Оценка риска Здесь отображаются возможные ситуации образования дефицита средств и способы его устранения.
Полный финансовый план ОУ на один финансовый год В форме таблиц указываются все возможные траты средств из бюджета ОУ (заработная плата, налоги, услуги транспорта и связи, коммунальные платежи, оплата работ сторонних учреждений и прочее).
Источники финансирования Перечисление всех возможных источников дополнительного финансирования:

·         собственные средства организации, полученные в рамках законной деятельности ОУ;

·         бюджетные средства, направленные на осуществление госзадания.

Комплекс мероприятий, направленных на повышение эффективности финансово-хозяйственной деятельности ОУ Производится учредительными органами и управляющим составом, в рамках реализации основной деятельности учебного заведения.

При условии получения субсидий, необходимо отразить в плане ФХД способ освоения данных средств учебным заверением.

Порядок составления плана ФХД бюджетного учреждения

План финансово-хозяйственной деятельности школы должен отражать движение всех финансовых средств, которыми располагает организация: 

  • остаток за прошлый отчетный период с обоснованием неиспользования; 
  • средства, полученные для реализации муниципального задания;
  • денежные ресурсы, поступившие в результате благотворительности, по грантам или другими путями;
  • доходы, полученные от реализации платных образовательных услуг.

Документ должен включать три больших раздела:

Заглавный: название документа, период, который отражен в плане ФХД, общая информация об образовательной организации, платежные реквизиты и валюта. Содержательный: текст, графики и таблицы, описывающие движение доходов и расходов школы в рамках установленного периода, стоимость балансового имущества и деньги, потраченные на закупки.

Оформительный: перечень должностных лиц, несущих ответственность за распределение и расходование финансовых средств бюджетной организации и утверждение ПФХД.

План ФХД бюджетного учреждения: образец на 2019 год

Структура документа для описания финансового обеспечения образовательной организации на 2019-2020 гг. может выглядеть следующим образом. 

Заглавный раздел

1. Титульный лист

  • Перечень Ф.И.О. должностных лиц, принимающих участие в составлении и утверждении плана ФХД, с подписями каждого из них.
  • Наименование органа, который отвечает за контроль лицевого счета школы. Суммы, указанные в отчете, с точностью до двух знаков после запятой. Фактический адрес ОУ.
  • Полное наименование учредительного органа.
  • Полное наименование школы, ИНН, КПП.

Содержательный раздел

1. Описательная часть

  • Цели и задачи бюджетного учреждения.
  • Описание реализуемых видов деятельности: оказание общеобразовательных услуг.
  • Перечень дополнительных платных услуг, которые реализует школа.
  • Стоимость имущества образовательной организации, как закрепленной вышестоящими органами, так и приобретенной на специально выделенные или полученные другим путем средства.
  • Стоимость движимого балансового имущества.

2. Описание финансового счета бюджетного учреждения

  • Финансовые активы, включая дебиторские задолженности.
  • Нефинансовые активы, включая имущество, закрепленное за школой.
  • Состояние кредитных историй на отчетный период плана ФХД (2019-2020 гг.) 

3. Прогноз движения доходов и расходов с учетом данных прошлого финансового года

  • Остаток средств на начало и конец отчетного периода.
  • Поступившие денежные средства (указываются общей суммой) с учетом субсидирования, прибыли от реализации платных образовательных услуг, целевого финансирования и т.д.
  • Израсходованные денежные средства (указываются общей суммой) с учетом выплаченных заработных плат, уплаченных налогов, деньги, потраченные на оплату коммунальных, транспортных услуг, аренду помещений.

4. Расходы на приобретение товаров, услуг и работ с указанием перечня трат. Данные подраздела плана ФХД рассчитываются бюджетным учреждением на основании ФЗ №223 “О закупках товаров, работ, услуг отдельными группами юридических лиц” и ФЗ №44 “О контрактной основе в сфере закупок товаров, работ, услуг”.

5. Сведения о финансовых средствах, которые идут на реализацию обязательств по контракту. Указывается остаток на начало отчетного периода и прогноз поступления на будущий финансовый год. Обозначается объем работ и сроки их выполнения.

Справочный раздел

Приложение №1 “Сведения о применение субсидий, направленных на возмещение нормативных трат”: таблица с указанием бюджетов, полного наименования образовательной организации, учредителя, органа, ответственного за лицевой счет школы.

Приложение №2 “Обоснование по выплатам”: таблица расчетов с пояснениями.

Поскольку структура плана ФХД для школ в последнее время существенно расширяется за счет обоснования расходов и материальной ситуации учреждения, актуальными становятся альтернативные формы осуществления финансового планирования.

Размещение сметы в системе Электронный бюджет

В 2020 году не все получатели средств бюджета обязаны осуществлять составление проекта бюджетной сметы в Электронном бюджете. В приказе № 26н обязанность закреплена только в отношении федеральных бюджетников. То есть муниципальные и региональные госучреждения вправе подготовить документ в бумажном виде.

В то же время большинство ГРБС регионального и муниципального уровня закрепили для подведомственных организаций размещать БС в Электронном бюджете в обязательном порядке. Проверьте нормативную документацию, доведенную ГРБС до подведомственных учреждений. Если требование размещать БС в Электронном бюджете есть, то за уклонение от исполнения привлекут к ответственности.

Автоматизированная система предусматривает особый алгоритм размещения информации. Инструкция:

Шаг № 1. Настраиваем работу системы для формирования показателей БС в Электронном бюджете.

Шаг № 2. Введите коды дополнительной аналитики, если значения предусмотрены порядком ведения БС. Напомним, что учредитель уполномочен ввести дополнительные коды аналитики для бюджетных смет.

Шаг № 3. Загружаем расходное расписание.

Шаг № 4. Формируем реестр доведенных лимитов бюджетных обязательств на 1 января года.

Шаг № 5. Формируем показатели бюджетной сметы. Вносим значения в соответствии с кодами БК. Формируйте КБК по новому приказу Минфина № 132н.

Шаг № 6. Формируем сам документ. Проверяем разделы документа и перенаправляем БС на согласование ГРБС.

Для облегчения работы пользователей предусмотрена автоматизация бухгалтерского учета. Специализированные программы позволяют формировать документы в электронном виде, чтобы потом загружать готовую документацию в систему Электронный бюджет.

Правила утверждения бланка

После согласования расчетов-обоснований с вышестоящим распорядителем или учредителем бланк утверждает руководитель казенного учреждения. Если руководитель отсутствует, то утверждает документ ответственный исполнитель.

Помимо руководителя, бланк визирует начальник планового или экономического отдела, если такая служба имеется в учреждении. Бюджетная смета по форме 0501012 на 2020 год заверяется главным бухгалтером.

ВАЖНО!

Утвердите бланк в течение 10 рабочих дней с момента доведения ЛБО учредителем, если иной порядок не предусмотрен вышестоящим распорядителем. ГРБС вправе утвердить формы бланков расчетов-обоснований расходов. Аналогичный порядок утверждения предусмотрен в системе Электронный бюджет.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector