Доцент — это кто? звание доцента
Содержание:
- Когда материал «подталкивает»
- Доцент – это должность или ученое звание
- Отличие ученой степени от ученого звания
- Заветная мечта
- Список документов
- Возможность получать гранты и быть руководителем грантов
- Практические рекомендации и советы
- Возможности карьерного роста
- Профессор и доцент: сходства и отличия
- Доценты в других странах
- Ученое звание: присвоить
- В чем разница между должностью доцента и профессора и ученым званием доцента и профессора?
- Профессиональные качества
- Желание оставить след в науке
Когда материал «подталкивает»
Выбор темы для диссертации – крайне
ответственный, если не определяющий момент в научном «восхождении». Правда, в
случае докторской диссертации он во многом предопределен уже написанной
кандидатской: «узкая» тема кандидатской расширяется и одновременно углубляется
до докторской
И здесь следует обратить внимание на один важный момент: бывает,
что за время работы над кандидатской ученый накапливает столько материала,
сколько в кандидатскую войти никак не может. А вот в докторскую – очень даже.
Это и есть тот самый случай, когда материал сам просится в новую диссертацию.
Дело ученого – отказать ему в этом или же согласиться.
Есть также подобный, но несколько
отличающийся случай, когда дело не в материале, а в методах работы с ним.
Молодой ученый, принимая участие в конференциях, обсуждая детали своего
научного труда с коллегами, может открыть новые способы, методы работы с,
казалось бы, уже исследованными данными. А ведь собственная методика – одно из
условий докторской диссертации. И если такую методику уже «не надо выдумывать»,
то почему бы не применить ее в докторской?
Доцент – это должность или ученое звание
Преобладающее большинство вузовских работников, кто находится в должности доцента, имеют аналогичное ученое звание. Прямой связи между ними не существует. Можно занимать должность доцента, но не иметь при этом соответствующего аттестата. И наоборот – аттестат доцента не дает гарантии нахождения в данной должности, а следовательно, и получения оклада.
Кроме того, в должность можно войти и быть с нее снятым. Получение же соответствующего аттестата осуществляется на пожизненной основе и подтверждается соответствующими документами.
Аттестат соискатель может получить на кафедре, при которой он преподает, либо по той специальности, которая прописана в его аттестате ученой степени. Между ними существует определенная разница, которую следует учитывать.
Важный момент:
- Пребывать в должности доцента можно без диплома кандидата наук – достаточно лишь 3-летнего стажа преподавания и диплома вуза. Введение в должность осуществляется в соответствии с правилами, прописанными в Едином квалификационном справочнике (11.01.2011 г.).
- Получить звание доцента без диплома кандидата наук невозможно.
Отличие ученой степени от ученого звания
Если вы не имеете непосредственного отношения к научному миру, то немудрено запутаться в ученых степенях и ученых званиях.
Чтобы прояснить все сомнения, давайте обозначим, чем отличаются эти «научные ранги».
Для получения этого научного титула важны опыт работы, количество опубликованных трудов, число «подопечных» – студентов и аспирантов, проводящих свои исследования под руководством преподавателя.
Ученое звание присуждают за достижения в научно-педагогической деятельности
В России присваивают два ученых звания:
- Доцент;
- Профессор.
Если захотите блеснуть своей образованностью в обществе научных деятелей, не забудьте, что степень «присуждают», а ученое звание «присваивают» — такое обозначение принято в профессиональном лексиконе и в нормативных документах.
Еще до недавних пор звание обозначало два понятия: вышеописанный научный титул и принадлежность к кафедре, на которой работал сотрудник. С 2014 года его можно получить лишь как квалификационный ранг.
Присваивать ученое звание отныне имеет право только Министерство образования, опираясь на стаж и профессиональные заслуги, прежде это была прерогатива ВАК (Высшей аттестационной комиссии – компетентный орган, уполномоченный Министерством).
Подвергся изменению также порядок получения звания – если раньше «профессора» можно было получить сразу, то теперь обязательное условие – трехлетний стаж в звании доцента.
Традиционно ученые сперва получают степень – и уже потом оказываются удостоены звания.
То есть в большинстве случаев происходит так: научный работник получает степень, предположим, кандидата наук, а потом уже звание доцента.
Таким образом, профессорами в основном становятся доктора наук.
Но, поскольку это не прописано законодательно, можно встретить профессора без докторской степени. В научном лексиконе таких профессоров принято называть «холодными».
Заветная мечта
Стремление стать доцентом наблюдается у большинства молодых ассистентов, которые продолжают трудиться в стенах родного вуза после защиты диплома. Новоиспеченные магистры и аспиранты мечтают о собственных лекциях, об имени в научных кругах, о собственных учебниках и научных открытиях. Ведь доцент – это непосредственный руководитель учебного процесса. При соответствующих условиях и должном усердии научный сотрудник может стать завкафедрой, деканом факультета, быть куратором. Бытует мнение, что доцент – лишь ступенька к заветному званию профессора, а следом – и академика наук. Но этот путь очень и очень непрост.
Список документов
Получение ученого звания доцент связано с определенными сложностями. Перед началом подачи документов необходимо ознакомиться с официальным Постановлением Правительства РФ (№1139 от 10.12.2013 г. «О порядке присвоения ученых званий»), а также Приказом Министерства образования и науки РФ (№ 1620 от 25.12.2014 г. «О регламенте по присвоению ученых званий»).
Ведь именно их указы содержат все требования для звания доцента ВАК, которым соискатель должен соответствовать.
Положение в общем виде содержит в себе следующие пункты, которые необходимо соблюсти в обязательном порядке для того, чтобы стать обладателем аттестата доцента в 2020 году:
Наличие защищенной кандидатской диссертации, которое подтверждается соответствующим дипломом. Отрасль науки, в которой защищена диссертация, не играет роли – он присваивается во всех областях, начиная от технических и медицинских и заканчивая музыкой и физической культурой.
Соискатель должен отработать в высших учебных заведениях на должностях профессорско-преподавательского состава не менее 5 лет
Важно соблюсти условие, что последние 2 года непосредственно перед подачей должны включать в себя непрерывный стаж в объеме не менее ¼ ставки.
В вузе, из которого подается комплект документов и где рассматривают кандидатуру соискателя, стаж должен быть не менее 2 лет.
Важным моментом является количество опубликованных работ. Это должны быть:
- 1 монография или 1 учебник с грифом Министерства образования и науки;
- 2 учебно-методических издания или 2 научные работы в рецензируемых изданиях – это количество работ должно быть выполнено за 3 последние года перед тем, как будут поданы документы на получение соответствующего аттестата;
- За весь период занятия научной деятельностью количество научных и методических работ должно быть не менее 20 единиц.
Для тех, кто является претендентом на получение звания доцента в области искусств или физической культуры, существует определенная специфика. Так, в этом случае необходимо наличие таких наград и отличий, как мастер спорта, лауреат, чемпион на конкурсах не ниже чем общероссийского уровня. Также засчитывается заслуженный артист. Если имеются воспитанники, получившие звание лауреатов или чемпионов на конкурсах, проводимых на уровне страны.
Рассмотрение документов проходит многоступенчатую процедуру. На первом этапе рассматривается комплект документов на кафедре (факультете). При положительном заключении папка с материалами передается в ученый совет, который принимает решение – возможно присвоение звания доцента ВАК соискателю или нет.
После того как ученым советом принято положительное решение, весь комплект документов передается в Министерство образования и науки. В течение срока, не превышающего 6 месяцев, ими выдается положительное или отрицательное заключение.
Приказы ВАК о присвоении ученого звания доцента можно отследить на сайте http://arhvak.minobrnauki.gov.ru/121.
Возможность получать гранты и быть руководителем грантов
Гранты пришли к нам с Запада,
неплохо прижились, хотя, конечно, они определяют деятельность отечественных
работников образования далеко не так, как, например, в США. Там профессора
существуют за счет грантов. У некоторых из них не только зарплата, но и время
контракта привязано к грантам. Другие, очень мало занимаясь преподаванием,
живут научной деятельностью, которая, опять же, финансируется из грантов.
Также рекомендуем:
Гранты: пошаговая инструкция, как заручиться финансовой поддержкой твоей идеи
Наши вузы в этом смысле работают по
старинке и гранты рассматривают в качестве дополнительного дохода. Правда, не очень
понятно, радуется ли такому доходу профессорско-преподавательский состав или
печалится. Ведь, в отличие от своих американских коллег, которые преподают
всего 2 пары в неделю, наши профессора, как правило, не могут позволить себе
такой роскоши. Соответственно, получается двойная нагрузка: нужно в полном
объеме совместить преподавание и научную деятельность.
И тем не менее гранты популярны. Чтобы
получить грант, нужно еще победить в конкурсе. Гранты не только обещают
прибавку к зарплате, они мотивируют на научную деятельность, тем самым
увеличивая и публикационную активность, а также приносят дополнительные
«плюсики» не только конкретному человеку, но и тому учреждению, в котором он
работает.
И – да! – какие интересные
возможности возникают в данном случае у докторов наук. Многие гранты даются
группе исследователей (не обязательно облеченных научными степенями),
руководителем которой должен быть доктор наук. Таким образом, можно стать
руководителем какого-нибудь небольшого студенческого или аспирантского гранта и
только следить за его реализацией, по мере необходимости помогая подопечным. И
в случае, если ваши студенты/аспиранты справятся, в выигрыше останутся все.
Практические рекомендации и советы
Что же нужно предпринять,
чтобы с большей вероятностью получить желаемую должность в вузе? Рекомендуем
обратить внимание на следующие моменты, которые в законе и инструкциях не
прописаны:
Выбирайте
желаемое место работы заранее. Университеты крайне редко публикуют вакансии на
сайтах поиска работы. Отслеживать их нужно прицельно — на официальных сайтах
конкретных организаций.
Налаживайте
контакты с кадровиками или заведующими кафедрами. Некоторые вузы предпочитают
по старинке брать «своих». Так вам заранее сообщат, когда стоит подать
документы.
Оформляйте
документы предельно внимательно
Умение выполнять бумажную работу для
преподавателя важно не меньше способности читать лекции.
Не прерывайте
научную деятельность. Даже если вы временно не работаете или трудитесь в другой
сфере, продолжайте писать
При отборе обращают внимание количество публикаций
не только в целом, но и за последние 3-5 лет.
Повышайте
квалификацию
Не ограничивайтесь списком курсов, предлагаемым местным
департаментом образования или вузами по соседству
Пользуйтесь электронными
возможностями — демонстрируйте свой широкий кругозор.
Смотрите в
будущее. Готовясь к конкурсу в любой вуз (даже небольшой и непримечательный),
поглядывайте на лидеров отрасли. Какие требования предъявляют они? К примеру,
если они требуют от ППС наличия разработанных курсов МООК сегодня, вам это
может пригодиться завтра. Так почему бы не начать прямо сейчас?
Не
стесняйтесь. Показывайте максимум достижений, делайте акценты на своих
преимуществах. Это может быть быстрая защита диссертации после окончания
аспирантуры, участие в федеральных или международных научных или
образовательных проектах, получение грантов и многое другое.
В целом пройти конкурс на
замещение должности профессорско-преподавательского состава не сложнее, чем
устроиться в крупную компанию. Разве что самопрезентация здесь более
формализована — и в некотором смысле это упрощает задачу.
Также рекомендуем:
Резюме преподавателя вуза
А чтобы вам было еще
легче, предлагаем ознакомиться с бланками документов, которые обычно
предоставляют кандидаты.
Заявление на имя ректора
(МПГУ)
Анкета доцента
(РГПУ им. А.И. Герцена)
Отчет о проделанной работе
(ОГУ)
Список опубликованных научных, учебно-методических работ, патентов
(по форме Минобрнауки)
Информация о публикационной активности
(РЭУ им. Г.В. Плеханова)
Квалификационный лист
и
Система показателей в баллах для проведения оценки претендентов на вакантные должности
(МИСиС)
Возможности карьерного роста
В России педагог, занимающийся научной деятельностью, может рассчитывать на получение денежного вознаграждения от государства и высокую оплату труда. После успешного окончания аспирантуры молодой специалист может выбрать один из следующих путей развития карьеры:
заниматься преподавательской и исследовательской деятельностью, стремится получить ученое звание профессора (защитив с этой целью докторскую диссертацию); заниматься только педагогической деятельностью; уделять внимание административной деятельности и впоследствии предлагать свою кандидатуру на должность руководителя кафедрой, декана и ректора университета. Так как доцентом становятся после многих лет обучения и ведения научной и преподавательской деятельности, то при выборе карьерного пути стоит ориентироваться на свои способности, желания и личностные качества
Так как доцентом становятся после многих лет обучения и ведения научной и преподавательской деятельности, то при выборе карьерного пути стоит ориентироваться на свои способности, желания и личностные качества.
Профессор и доцент: сходства и отличия
И профессор, и доцент — это работники университетов и других вузов, занимающиеся исследовательской, научной, преподавательской и административной деятельностью. Однако у сотрудников, занимающих эти должности, есть существенные отличия.
Профессора — это научные работники, занимающиеся в основном исследовательской деятельностью, имеющие немалый практический стаж и огромный багаж знаний. Чаще всего они являются докторами каких-либо наук, либо кандидаты, но с изданными монографиями. Это признанные в своей области исследований деятели, заслужившие определенное доверие научной общественности.
Профессора ведут очень небольшую педагогическую деятельность, обычно только в сфере своих научных интересов. Основная их работа направлена на подготовку аспирантов и исследования по своей теме. Профессора обычно занимают ведущие административные должности в вузах.
Независимо от того, доцент — это должность или ученая степень, его положение в условной иерархии университета несколько ниже. Чаще всего это кандидат определенных наук, имеющий практический опыт и преподающий дисциплины своей специальности.
Выпускникам аспирантуры, успешно защитившим диссертацию, присуждается звание кандидата наук. При наличии не менее трех лет педагогического стажа и солидного багажа научных изданий они могут сразу претендовать на должность доцента.
Доценты в других странах
В русском переводе учебника Реале «Западная философия от истоков до наших дней» (Т.2) сообщается, что Альберт Великий в XIII веке работал в Парижском университете в звании доцента.
Во всех странах работники уровня российских доцентов составляют основу научно-педагогического коллектива вузов. При этом, в отличие от России, в большинстве стран отсутствует демонстративное разграничение должности и звания: прием человека на должность означает получение соответствующего титула на время трудовых отношений. Необходимость признания иностранного учёного звания в РФ возникает реже, чем признания учёной степени (см. документы на данную тему).
Вопрос аналогов российской должности доцента в других странах не является и не может являться однозначным, так как нет (либо не найдено авторами статьи) никаких официальных документов, регламентирующих этот вопрос.
В США российскому доценту примерно соответствуют должности ассистент-профессора (англ. Assistant Professor), лектора (англ. Lecturer) или ассоциированного профессора (англ. Associate Professor). Наличие слова «профессор» в американском наименовании должностей иногда вызывает путаницу, так как российскому профессору эти должности не эквивалентны (в США «профессор» в российском смысле — это «полный профессор», англ. Full Professor). «Лектор» — это нечто среднее между старшим преподавателем и доцентом-педагогом в РФ, «ассистент-профессор» — совсем начинающий доцент ещё без звания, а «ассоциированный профессор» — опытный доцент, ведущий и педагогическую, и научную работу. Три аналогичных должности в Японии носят название, соответственно, 講師 (ко: си), 助教 и 准教授 . Во Франции должности доцента примерно отвечает должность Maître de conférences. В Германии слово Dozent служит как обобщенное название лиц, вовлеченных в педагогический процесс; обычно это научные сотрудники, работающие в университете и имеющие несколько учебных часов в неделю. В Швеции существует понятие Docent; такое звание (оно же должность) соответствует «associate professor» в США, присваивается университетской комиссией и предполагает определённый опыт в исследовательской и преподавательской работе.
Ученое звание: присвоить
Ученое звание – это квалификационная ступень научных и научно-педагогических сотрудников, отражающая различные уровни и объемы выполнения академической и научно-педагогической работы. Обладатели ученого звания могут не только проводить индивидуальные научные исследования и обучение учеников, но и организовывать эти процессы на высоком квалификационном уровне.
В России официально существуют два ученых звания: доцент и профессор. При этом ученое звание следует отличать от должности. Например, доцент – это ученое звание или должность? Одновременно и то, и другое: есть звание доцент, и есть должность доцент. В идеале они должны совпадать, то есть должность доцента предназначена для ученого, имеющего звание доцент. Но иногда должность доцента может занимать человек, не обладающий этим научным званием.
Кто присваивает ученое звание?
Ученые звания присваивает Минобрнауки по представлению образовательных организаций высшего образования.
Ученое звание доцента может быть присвоено научно-педагогическому работнику, который замещает должность доцента, педагогический стаж которого — не менее 3 лет, а количество опубликованных научных работ — не менее 20.
Ученое звание профессора может быть присвоено научно-педагогическому работнику, который замещает должность профессора, заведующего кафедрой, декана факультета и имеет звание доцента. Педагогический стаж кандидата в профессоры должен быть не менее 10 лет, а количество опубликованных научных трудов — не менее 50.
Как правило, званию доцента соответствует ученая степень кандидата наук, а званию профессор – доктор наук. В области искусства, физической культуры и спорта также присваиваются научные звания профессора и доцента, но по другим утвержденным критериям. Для их присвоения не обязательно иметь ученые степени кандидата или доктора наук.
Присвоенные научные звания имеют бессрочный «пожизненный» характер. В то же время лица, имеющие научные звания могут быть лишены их в случае несоответствия или нарушения требований Положения о присвоении ученых званий.
За рубежом научные звания совпадают с занимаемыми должностями. Если сотрудник получает должность профессора, то с этого момента он именуется профессором до того времени, пока он занимает эту должность. В ряде ведущих университетов есть пожизненное звание профессора вместе с закрепляемой за ним должностью. Таким образом, труд ученого на западе оплачивается по занимаемой должности, а за звание деньги не платятся.
В чем разница между должностью доцента и профессора и ученым званием доцента и профессора?
Многие путают понятия «ученое звание» и «должность». Так, в университете существуют должности доцента и процессора. Однако их может занимать человек, который на самом деле не является доцентом или профессором каких-либо наук. Для этого ему нужно получить соответствующее звание. Его присваивает Высшая аттестационная комиссия. В этом и заключается разница между доцентом вуза (должность) и доцентом ВАК (звание).
Данные понятия формально никак не взаимосвязаны. Должность доцента, к примеру, может занимать преподаватель, у которого отсутствует соответствующий аттестат доцента. Верна и обратная ситуация: если у человека имеется аттестат, это не означает, что он получит соответствующую должность.
Тем не менее, по факту, многие вузовские доценты имеют не только степень кандидата наук, но и аттестат, подтверждающий их ученое звание. Это дает основание полагать, что существует следующий карьерный путь для преподавателей вузов:
- защита кандидатской диссертации;
- получение должности доцента;
- подтверждение занимаемой должности получением ученого звания доцента;
- защита докторской диссертации;
- получение должности профессора;
- подтверждение занимаемой должности получением ученого звания профессора.
Также нужно отличать ученую степень от ученого звания. Ученая степень присваивается при защите диссертации. Например, если аспирант защитил кандидатскую диссертацию на соискание ученой степени кандидата наук, то он считается кандидатом каких-либо наук, например, экономических. Это будет обозначаться как: к.э.н.
Профессиональные качества
Интересуясь, как стать преподавателем в вузе, нужно понимать, что этот специалист должен быть компетентен в своем предмете. Что это означает? Чтобы давать знания другим, нужно самому хорошо разбираться в предмете.
Преподаватель, который досконально ориентируется в предмете, вызывает уважение у собственных студентов и со временем становится для них авторитетом.
Вот почему важно не только стать преподавателем в вузе, но оставаться им на протяжении всей карьеры. Чтобы не потерять авторитет, нужно постоянно совершенствоваться
Следить за новыми веяниями в собственной области, стараться преподносить информацию интересно и давать студентам актуальные знания. Для этого нужно серьезный запас времени отводить на подготовку к студенческим лекциям и семинарам. Все это требует времени и сил.
Также важно уметь организовать самостоятельную работу студентов. Ведь после окончания учебного заведения они станут самостоятельными, а преподавателя, которому можно задать любой вопрос, рядом не будет
Кроме этого, преподаватель вуза должен хорошо знать государственные образовательные стандарты.
Еще один момент, касающийся профессионализма, — это речь. Преподаватель вуза должен говорить правильно, категорически избегая слов-паразитов. Кроме того, не стоит пытаться сойти за своего в компании студентов, используя молодежный сленг или жаргон. Ничего кроме насмешек это не вызовет. Лучше стать авторитетом для подражания, а не пытаться походить на вчерашнего студента, который сам недавно получил диплом и едва разбирается в предмете, но при этом пытается учить других.
Интересуясь, как стать преподавателем в вузе, будьте готовы к тому, что постоянно нужно будет учиться новому.
Желание оставить след в науке
Однако бывает и так: материал никуда
не «подталкивает», а собственная методика оставляет желать лучшего. Но оставить
след в науке все-таки хочется. Да, согласимся, само это желание – лишь
показатель честолюбия, и к науке как таковой оно отношения не имеет. Но, в
сущности, какая разница, чем человек мотивирован? Люди не рождаются великими
учеными, поэтами, полководцами. Они становятся ими – благодаря трудолюбию и…
мотивации, которая это трудолюбие породила. А уж обусловлена она может быть чем
угодно, вплоть до желания понравиться женщине. Так что не будем упрекать
человека в честолюбии как чем-то постыдном – оно тоже может принести пользу.
«Когда б вы знали, из какого сора/ Растут стихи (а может быть – и научные
теории?), не ведая стыда».
Впрочем, шутки шутками, но желание
оставить след в науке может быть продиктовано любовью к этой самой науке.
Человек определяет себя как ученого, чувствует себя в своей науке, как рыба в
воде. Что ж, такому человеку, как говорится, сам бог велел писать докторскую –
у него обязательно все получится.