«он считал своим долгом быть влюбленным…»
Содержание:
- Портрет Саши Пушкина
- Скульптурный портрет Анатолия Ляпидевского и Карины Васильевой
- «Я к ваши возвращусь полям…»
- Еще одна коллаборация
- Промашка с бакенбардами
- Подписи к слайдам:
- Сюжет полотна
- Сравнение портретов Пушкина кисти Тропинина и Кипренского
- Фотография Бори Бугаева
- Цветовая гамма
- Образы Пушкина в изобразительном искусстве XIX века
- И быстрой ножкой ножку бьет
- Пушкины Барнаула
- Портреты Пушкина кисти Тропинина и Кипренского
- Популярные сочинения
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- «Прощай, письмо любви: прощай!»
- Фотография сынов полка Сергея Соловьева и Виктора Кусакина
Портрет Саши Пушкина
Существует множество портретов Александра Пушкина кисти отечественных и зарубежных живописцев. Художники часто изображали взрослого Александра Сергеевича, но маленький Саша оказался на полотне лишь один раз, в 1802 году.
Автор работы, французский художник Ксавье де Местр, был частым гостем в доме Пушкиных. Он давал уроки рисования сестре поэта Ольге. Ксавье увлекался не только живописью — он любил поэзию и читал свои произведения семье воспитанницы. Поговаривают, что он был одним из людей, побудивших Пушкина на сочинительство.
В коллекции Государственного музея А.С. Пушкина портрет работы Ксавье де Местра оказался в 1961 году. Это был дар Всеволода Якута, актера Московского драматического театра имени М.Н. Ермоловой, сыгравшего поэта в спектакле «Пушкин», не выходившего из репертуара театра с 1949 по 1969 год. Артисту эту картину подарила одна из зрительниц, чей прапрадед был врачом Пушкиных. Среди литературоведов долго обсуждался вопрос подлинности работы: действительно ли на ней изображен Александр Сергеевич в детстве? После многочисленных проверок оригинальность была подтверждена. Портрет кисти де Местра до сих остается единственным известным детским изображением Пушкина.
Скульптурный портрет Анатолия Ляпидевского и Карины Васильевой
«Трагедия, ставшая триумфом» — так описывают эпопею со спасением экипажа застрявшего во льдах парохода «Челюскин». События 1933–1934 годов остались в истории Советского Союза как пример мужества команды корабля и героизма пилотов-спасателей. Около 100 человек ждали своего спасения более полугода. Незадолго до того, как пароход оказался зажат льдами Чукотского моря, на борту появился очень маленький пассажир: в семье Васильевых родилась дочка Карина.
Ее мама Доротея Васильева могла не попасть на пароход «Челюскин» — судовой врач опасался брать в плавание беременную женщину. Однако на ее присутствии в команде настоял сам начальник экспедиции Отто Шмидт. Доротея родила девочку еще до того, как судно попало в ледовый плен, 31 августа 1933 года, и это стало большим событием не только для молодых родителей, но и для экипажа.
На скульптурном портрете, хранящемся в Музее героев Советского Союза и России, помимо новорожденной, изображен и один из летчиков, принимавших участие в спасении челюскинцев, — Анатолий Ляпидевский. Именно он первым заметил лагерь выживших и перевез нескольких пассажиров в безопасное место.
«Я к ваши возвращусь полям…»
Прасковья Осипова (1781-1859)
Положение в обществе: помещица, хозяйка усадьбы Тригорское, владелица 700 крепостных душ.
В центре Каира открыли памятник Пушкину
Знакомство с Пушкиным: впервые встретились в 1817 году. Несмотря на разницу в возрасте — на момент знакомства ему 18, ей 36, — их дружба продолжалась двадцать лет. Прасковье выпала скорбная честь — проводить поэта в последний путь.
Словесный портрет: составлен ее племянницей А. Керн: «…рост ниже среднего, гораздо, впрочем, в размерах; лицо продолговатое, довольно умное…; нос прекрасной формы; волосы каштановые, мягкие, тонкие, шелковые; глаза добрые, карие, но не блестящие; рот ее только не нравился никому: он был не очень велик и не неприятен особенно, но нижняя губа так выдавалась, что это ее портило «.
Свидетели отношений: А. Вульф писала Пушкину, что мать не разрешает ей возвращаться в Михайловское: «Я в самом деле думаю, как и Анета Керн, что она хочет одна завладеть вами и оставляет меня здесь из ревности».
Посвящения: «Простите, верные дубравы!» (1817), цикл «Подражание Корану» (1824), «Быть может, уж недолго мне…» (1825), «Цветы последние милей» (1825).
След в истории: сохранила многие вещи, связанные с памятью о поэте, — основу выставочной экспозиции дома-музея Пушкина в Тригорском.
Штрих: «Отношениям Пушкина с семейством Осиповых непросто найти параллель в анналах литературных амуров. За годы вынужденной жизни в деревне (с августа 1824 по сентябрь 1826 г.), в Михайловском и позднее, во время наездов к Вульфам в их поместье в Тверской губернии, он ухаживал за пятью или шестью представительницами этого рода…» (Набоков В.В. Комментарий к роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин»).
Еще одна коллаборация
Образ Пушкина объединил для совместной работы не только братьев Чернецовых, но и Ивана Айвазовского и Илью Репина.
За полгода до своей трагической гибели Пушкин посетил Академию художеств в Петербурге, где ему представили одного из лучших учеников — 19-летнего золотого медалиста Айвазовского. «С тех пор и без того любимый мною поэт сделался предметом моих дум, вдохновения и длинных бесед и расспросов о нем», — вспоминал художник.
Айвазовский был словно одержим желанием написать своего кумира — он создал целый цикл изображений поэта на фоне крымской природы, насчитывающий более десятка картин. Однако если пейзажная часть, особенно море, получалась у него живо и эмоционально, то на написание Пушкина мастерства у художника не хватало. В конце концов в 1877 году, во время работы над полотном «Прощание Пушкина с Черным морем», знаменитый маринист обратился за помощью к Репину.
«Дивное море написал Айвазовский… И я удостоился намалевать там фигурку», — так потом Репин, явно скромничая, отозвался о своем вкладе в создание шедевра, который занял свое место в ряду лучших образцов живописной пушкинианы. На выставке рядом с плодом сотрудничества двух мастеров висит и одна из сольных работ пушкинского цикла Айвазовского — «Пушкин на берегу Черного моря».
Выставку «Портреты А.С. Пушкина» можно увидеть до 19 мая.
Промашка с бакенбардами
В число приятелей Пушкина входили братья-художники Григорий и Никанор Чернецовы. В совместную работу, посвященную поэту, каждый из них вложил то, над чем уже работал ранее.
В сентябре 1820 года Пушкин побывал в Бахчисарае. Впечатления от посещения дворца крымских ханов воплотились в поэме «Бахчисарайский фонтан». На пике ее популярности в тех краях оказался и Никанор Чернецов. Он не мог пройти мимо живописной натуры, которая была у всех на слуху, и вернулся в Петербург с запасом набросков.
Его брат рисовал Пушкина, работая над заказом Николая I — огромным полотном, посвященным параду по случаю подавления Польского восстания. Царь распорядился, чтобы на первом плане были изображены все крупные деятели Российской империи, как бы приветствующие историческое событие. В записях Григория Чернецова сохранилась такая пометка о сеансе портретирования: «Александр Сергеевич Пушкин, рисовано с натуры 1832 года, Апреля 15-го. Ростом 2 аршина 5 вершков с половиною». На эскизе Пушкин в компании Крылова, Жуковского и Гнедича прогуливается в Летнем саду.
Смерть поэта побудила братьев вернуться к своим черновикам — так родилась фантазия «Пушкин в Бахчисарайском дворце». Антураж дворца передал Никанор, Григорий вписал в это изображение фигуру Пушкина, однако допустил промашку: он нарисовал поэта с бакенбардами, которые Пушкин в момент своего крымского путешествия еще не носил.
Картина «Пушкин в Бахчисарайском дворце», а также литография «Крылов, Пушкин, Жуковский и Гнедич» тоже представлены на выставке.
Подписи к слайдам:
Слайд 1
АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ПУШКИН В ПОРТРЕТАХ ХУДОЖНИКОВ – ЕГО СОВРЕМЕННИКОВ
Слайд 2
Ксавье де Местр «Пушкин — ребенок». 1801-1802 гг. Металлическая овальная пластина, масло. Атрибуция портрета Н.В . Баранской .
Слайд 3
Ю.В.Иванов Саша Пушкин, лицеист.
Слайд 4
А.И.Герча . Гравюра на меди . Это первый портрет, который был опубликован в издании 1822г. «Кавказский пленник» в типографии
Слайд 5
Художник Василий Тропинин Александр Сергеевич Пушкин, 1827 г. Холст, масло. Портрет Тропинину заказал сам Пушкин и подарил его своему другу С. А. Соболевскому .
Слайд 6
Художник Орест Кипренский «Портрет Пушкина «. 1827 г. Холст, масло. О поразительном сходстве портрета с Пушкиным говорили его современники. Так, например, Н.А. Муханов сказал: «С Пушкина списал Кипренский портрет необычайно похожий.»
Слайд 7
Художник Петр Соколов «Портрет Пушкина». 1836 г. Бумага, акварель. Соколов изобразил Пушкина в его любимой позе со скрещенными на груди руками.
Слайд 8
И.К. Айвазовский, И.Е. Репин. «Прощание Пушкина с морем.» («Прощай, свободная стихия…»). 1887 г. Холст, масло. Айвазовский знал свою слабость в портрете и сам пригласил Репина написать Пушкина. Позднее Репин так отозвался о совместной работе: «Дивное море написал Айвазовский (…) И я удостоился намалевать там фигурку.»
Слайд 9
И.К. Айвазовский » Пушкин на берегу Черного моря» 1887г. На одной из выставок в Петербурге (1836) встретились два художника — художник пера и художник кисти. Знакомство с Пушкиным произвело неизгладимое впечатление на молодого Айвазовского. «С тех пор и без того любимый мною поэт сделался предметом моих дум, вдохновения и длинных бесед и рассказов о нем», — вспоминал художник.
Слайд 10
А.П. Елагина «Портрет Пушкина». 1827 г. Ткань, наклеенная на картон, масло. Копия с портрета работы Тропинина. Выполнена для Соболевского, чтобы он смог взять эту копию с собой заграницу.
Слайд 11
Б.В. Щербаков «Пушкин в Петербурге». 1949 г. Холст, масло. Этот парадный портрет явно не удался, Пушкин в жизни выглядел по-другому. Здесь он приукрашен.
Слайд 12
Г. Гиппиус «Портрет Пушкина «. 1828 г. Литография.
Слайд 13
Т. Райт «Портрет Пушкина». 1837 г. Гравюра на стали. В этом портрете И.Е
Репин подметил: «Обратите внимание(…) что в наружности Пушкина отметил англичанин. Голова общественного человека, лоб мыслителя, государственный ум.»
Слайд 14
И . Е. Вивьен » Портрет Пушкина». 1826 г. Бумага, итальянский карандаш, белила.
Слайд 15
В.А. Серов «Пушкин в парке». Исследователи иконографии поэта спорят о том, в каком месте изображен серовский Пушкин: в Царском Селе или в деревне
Но важно ли это? Очень точно на этот вопрос ответил И.Е.Репин : «Серов, как Толстой, как Чехов, более всего ненавидел общие места в искусстве — банальность и шаблонность.»
Слайд 16
Б.М. Кустодиев » Портрет А.С. Пушкина». 1915 г. Бумага, итальянский карандаш.
Слайд 17
П.И. Челищев. «Пушкин и граф Д.И. Хвостов». Начало 1830г. Бумага, итальянский карандаш. Челищев обладал талантом карикатуриста. Он изобразил Пушкина крупным планом, во весь рост, широко шагающим. На заднем плане миниатюрная фигурка Хвостова , сгорбленная, на полусогнутых тонких ножках. Возникает образ гиганта Пушкина, идущего семимильными шагами, и малютки Хвостова , путающегося у него под ногами.
Слайд 18
В.А. Серов Пушкин на прогулке. 1899 г.
Слайд 19
Д.Н Кардовский Пушкин среди декабристов в Каменке. 1934г.
Слайд 20
И.Л. Линев » Портрет Пушкина». 1836-37 г.г . Холст, масло. Здесь Пушкин представлен совершенно натурально, без всяких прикрас. Это последнее прижизненное изображение Пушкина.
Слайд 21
Величайший русский поэт и писатель, родоначальник новой русской литературы, создатель русского литературного языка – ОН НАВСЕГДА ОСТАНЕТСЯ ЖИВЫМ БЛАГОДАРЯ РАБОТАМ ЕГО СОВРЕМЕННИКОВ, ХУДОЖНИКОВ-ПОРТРЕТИСТОВ. АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ПУШКИН (06.06.1799 – 10.02.1837)
Слайд 22
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! АВТОР ПРЕЗЕНТАЦИИ – УЧАЩИЙСЯ 5 КЛАССА МБОУ «СОШ» с. ПОЖЕГ ТРЕТЬЯКОВ ДАНИЛ
Сюжет полотна
«Портрет Пушкина» Тропинина показывает уравновешенного и величественного поэта. Вся фигура отличается цельностью. Изображён Александр Сергеевич в домашней одежде. Стиль художника прекрасен. Он смог передать и гордый поворот головы поэта, и широкий разворот его плеч.
На полотне притягивают взгляд голубые пушкинские глаза, в которых есть и искра, и вдохновение. Художник смог написать свою картину так, что передаётся даже сложное состояние души Пушкина. Современники отмечали сходство этого холста с подлинником. Издатель Николай Полевой смог при анализе картины заметить и «быстроту взгляда», и «живость лица».
Сравнение портретов Пушкина кисти Тропинина и Кипренского
На полотне Кипренского лицо Пушкина серьезно и сосредоточенно, как бы нарочно являет контраст с образом, созданным Тропининым. Вдумчивый, внимательный, глубокий взгляд говорит об огромном жизненном опыте, несмотря на молодость. Показательно, что обе картины были написаны в одном году, т. е. в пору творческого подъема у писателя. Однако Василий Андреевич увидел в нем в первую очередь романтика, мечтателя, каким он и был, наверное, во время написания своих лирических свободолюбивых стихов и поэм.
Описание внешности Пушкина по портрету Ореста Адамовича гораздо сложнее: облик поэта, на первый взгляд, более прост, но в этом как раз и заключается вся сложность. Житейский, обыденный вид поэта может затруднить его характеристику. Вместе с тем образ вполне узнаваем: зритель видит перед собой очень умного человека, который много пережил, осмыслил и воплотил в художественном слове. Тот факт, что Александр Сергеевич положительно отозвался об этой картине, доказывает, что портрет и впрямь удался на славу.
Фотография Бори Бугаева
Пятилетний мальчик Боря Бугаев, запечатленный на фотографии, вырос и стал одним из самых известных поэтов Серебряного века. Не старайтесь вспомнить поэта Бориса Бугаева — прославится он не под своим именем, а под псевдонимом Андрей Белый.
Он родился в семье математика профессора Императорского московского университета Николая Бугаева. Родители будущего поэта стремились всячески развить таланты ребенка: отец культивировал в нем интерес к точным наукам, а мать занималась гуманитарной стороной образования — обучала сына чтению и музыке, рассказывала об искусстве. Мальчик долго не мог определиться с делом жизни, боясь разочаровать маму или папу. Это стало одной из причин, по которым он писал свои стихотворения под псевдонимом. Его произведения выходили в свет под разными именами — от Студента-естественника до Леонида Ледяного, пока однажды близкий друг Сергей Соловьев не предложил ему взять звучный псевдоним Андрей Белый.
Детская фотография поэта находится в экспозиции Мемориальной квартиры Андрея Белого.
Цветовая гамма
Чтобы выделить своего героя на общем фоне, автор картины «Пушкин на экзамене в лицее» использовал светлые тона. Основные цвета холста:
- белый;
- чёрный;
- красный.
У Александра Сергеевича светлое лицо и белоснежные панталоны. Особо выделяются белые пуговицы на фраке. Стол, расположенный на полотне слева, покрыт красным сукном. Такого же цвета и одежда Державина. Белые напольные узоры сочетаются с красными оттенками.
Все цветовые оттенки насыщенные, поэтому картина «Пушкин на экзамене в Царскосельском лицее» завораживает. С обеих сторон зала есть окна, украшенные малиновыми шторами. Ещё больше света и яркости картине придают огромные зеркала, которые украшают стены. С потолка свисают роскошные люстры.
Выпускники лицея одеты в парадную форму: белые штаны и высокие ботфорты чёрного цвета. Пушкин изображён художником торжественно. Он вышел на середину зала, выставил одну ногу вперёд, а руку поднял. Запрокинув голову, Александр Сергеевич стал читать свои стихи. Для него это первое публичное выступление.
Образы Пушкина в изобразительном искусстве XIX века
Как известно, культура XIX века являлась литературоцентричной: поэзия и художественная проза задавали тон другим видам искусства. Феномен творчества А. С. Пушкина заключается не только в создании им русского литературного языка, но также и в том, что его высказывания о современной ему эпохе являлись квинтэссенцией мыслей русской интеллигенции первой трети столетия
Поэтому неудивительно, что личность поэта так привлекала внимание художников. Его портреты писали лучшие живописцы России: А
Тропинин, О. Кипренский, И. Репин. Описание внешности Пушкина по картинам вышеперечисленных авторов составляет предмет настоящего обзора.
И быстрой ножкой ножку бьет
Евдокия Истомина (1799-1848)
Положение в обществе: ведущая танцовщица балетной труппы Санкт-Петербургского Большого театра. После выхода в отставку вышла замуж за второстепенного актера драматической труппы.
Как нижегородское село стало родиной героев Пушкина
Знакомство с Пушкиным: виделись в стенах театра, а также у известного писателя и театрального деятеля князя А. Шаховского. Узнав в Кишиневе о премьере «Кавказского пленника», 30 января 1823 года Пушкин написал брату: «Пиши мне о Дидло, об Черкешенке Истоминой, за которой я когда-то волочился, подобно Кавказскому пленнику».
Словесный портрет: среднего роста, брюнетка, красивой наружности, грациозна, легка и быстра в движениях.
Свидетели отношений: в письме Пушкина от 27 октября 1819 года П. Мансурову есть такие строки: «Все идет по-прежнему; шампанское, слава богу, здорово, актрисы также…»
Посвящения: эпиграмма «Орлов с Истоминой в постеле…», «Лаиса, я люблю твой смелый, вольный взор» (1819) и «Мои богини! Что вы? Где вы?» (из 1й главы «Евгения Онегина», 1823).
След в истории: из-за Евдокии Истоминой впервые в истории русской дуэли состоялся четверной поединок, в котором после противников В. Шереметева и А. Завадовского стрелялись их секунданты — А. Грибоедов и А. Якубович.
Штрих: именно Истоминой Пушкин дал почетный титул «русской Терпсихоры». Последние строки из известного фрагмента — «Мои богини! Что вы? Где вы?…» — посвящены ей.
Пушкины Барнаула
По данным управления миграционной службы по Алтайскому краю и Республике Алтай, в Барнауле проживает 38 человек с фамилией Пушкин или Пушкина.
«Алтайская правда» отыскала некоторых однофамильцев великого поэта и узнала, чем они занимаются.
Андрей Пушкин, 22 года, студент АлтГТУ, сейчас пишет диплом:
– Я уже привык к тому, что у людей повышенное внимание к моей фамилии. Иногда спрашивают: «А вы что, родственник самого Пушкина?» Честно сказать, к творчеству Александра Сергеевича я отношусь нейтрально, поэзия меня не увлекает, я интересуюсь техникой
Работать хочу инженером-проектировщиком. Свободное время стараюсь проводить активно: велосипед, каяк, скалолазание, сноуборд.
Юлия Пушкина, 20 лет, студентка факультета массовых коммуникаций, филологии и политологии АлтГУ, родилась и выросла в Новоалтайске:
– Я очень горжусь своей фамилией, она располагает ко мне людей. Но, если признаться, Александр Пушкин не самый мой любимый поэт, мне ближе лирика Есенина. Но, конечно, и у Александра Сергеевича есть любимое стихотворение – «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…». Кстати, иногда мы с друзьями гуляем возле памятника Пушкину в старой части Барнаула, всегда там проходить приятно!
Екатерина Пушкина, 30 лет, инженер, недавно получила второе высшее образование – юридическое:
– Пушкина – это моя девичья фамилия, и я уже давно решила:
выйду замуж – фамилию менять не буду. Мне она очень нравится, чувствую себя с ней комфортно. Большой плюс – люди тебя хорошо запоминают, никогда не путают твою фамилию и это всегда приятно. У меня есть маленькая традиция, когда в гости приезжают друзья из других городов, мы обязательно идем к памятнику Пушкину и фотографируемся. Скверик Пушкина хоть и рядом с Ленинским проспектом, но там всегда очень тихо, уютно и романтично.
* * *
Портреты Пушкина кисти Тропинина и Кипренского
В 1827 года Тропинин создал одно из самых известных изображений «солнца русской поэзии». Художник представил поэта молодым, романтичным, вдохновенным. Пушкин тогда находился на вершине славы: это был расцвет его творчества (как и творчества Тропинина). Описание внешности Пушкина кратко, пожалуй, лучше всего может быть произведено именно по этому портрету: живописец очень выразительно обозначил одну весьма характерную черту в облике писателя – возвышенность мысли.
Александр Сергеевич очень хвалил свой портрет кисти Кипренского. Это изображение давно уже стало классическим: кажется, его можно увидеть во всех школьных учебниках по русской литературе. Описание внешности Пушкина по этой картине может быть исчерпывающим: художник передал в нем внутренний мир поэта таким, каким он видится, наверное, большинству его преданных читателей или тем, кто хотя бы иногда задумывался о характере автора.
Популярные сочинения
Век живи — век учись — сочинение Часто в жизни мы слышим такую пословицу: «Век живи – век учись»
Я думаю, что данное высказывание говорит нам о том, что важно развиваться в абсолютно любой сфере всю свою жизнь
Сочинение Какие поступки сверстников вызывают мое восхищение? 5 класс Я считаю, что человека можно и нужно судить и определять только по поступкам, которые он совершает на протяжении всей своей жизни
Именно поэтому, при выборе своих друзей я обращаю внимание на их сущность и наклонности.
Нужно уметь и проигрывать — сочинение Каждый человек знает, что не бывает худа без добра и побед без поражений. Именно поражения помогают людям, чаще всего, добиваться желаемого
Они помогают мотивироваться и достигать чего-то большего
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Виртуальная экскурсия «Музей одной картины»ПОРТРЕТ НАТАЛЬИ НИКОЛАЕВНЫ ПУШКИНОЙ работы современника А.С. Пушкина — А.П. Брюллова
Урок развития речи «Составление портрета хитрого человека в художественном стиле»
Урок развития речи. 8 класс. Литература.Тема. Сравнительная характеристика двух литературных героев. Гринев и Швабрин. (По роману А.С. Пушкина “Капитанская дочка”.)
Урок-проект «Портретная характеристика» по картине Серова «Портрет М.Н.Ермоловой»7 класс
Тема: «Любите живопись, поэты!» (Портрет в русской живописи и литературе). Урок развития речи по картине Ф.С. Рокотова «Портрет А.П. Струйской» и стихотворению Н.Заболоцкого «Портрет».
урок развития речи «Психологический портрет»
Урок развития речи «Составление портрета человека в художественном стиле».
«Прощай, письмо любви: прощай!»
Елизавета Воронцова (1792-1880)
Положение в обществе: графиня (позднее — светлейшая княгиня), статс-дама, почетная попечительница при управлении женскими учебными заведениями. Дочь польского магната графа К. Браницкого и племянницы светлейшего князя Г. Потемкина А. Энгельгардт. Супруга новороссийского генерал-губернатора М. Воронцова.
Путин прочитал стихи Пушкина в Париже вместе с детьми
Знакомство с Пушкиным: произошло в сентябре 1823 года. Уже через несколько месяцев, 24 июля 1824 года, последовал приказ о высылке поэта в Псковскую губернию. Как развивались их отношения неизвестно. Елизавета несколько раз писала поэту в Михайловское.
Словесный портрет: «Одна из привлекательнейших женщин своего времени», все восхищались ее мягкой, женственной грацией, приветливостью, «неукоснительным щегольством».
Свидетели отношений: их общая знакомая княгиня В. Вяземская на следующий день после отъезда Пушкина намекнула мужу на некое серьезное чувство, удерживавшее его на одесских берегах. При этом она добавила: «Хотя это очень целомудренно и серьезно лишь с его стороны».
Посвящения: «Кораблю», «Ненастный день потух; ненастной ночи мгла…», «Пускай увенчанный любовью», «Приют любви, он вечно полн…» (1824); «Сожженное письмо», «Желание славы» (1825).
След в истории: в течение 20 лет возглавляла Одесское женское благотворительное общество.
Штрих: возможно, на Елизавету Воронцову туманно намекал П. Анненков в биографии Пушкина, когда писал про женщину, «превосходящую всех других во власти, которая управляла «мыслью и существованием поэта».
Фотография сынов полка Сергея Соловьева и Виктора Кусакина
До сих пор точно неизвестно, сколько детей участвовало в боевых действиях во время Великой Отечественной войны. Среди юных героев были Сергей Соловьев и Виктор Кусакин. Их совместная фотография хранится в Государственном музее обороны Москвы.
Оба мальчика родились в подмосковном Наро-Фоминске. Когда на СССР напали немцы, Вите было 11 лет, а Сереже — 10. Во время войны мальчики потеряли родителей и решили присоединиться к красноармейцам. Сначала солдаты не поверили в искренность ребят и заподозрили в них вражеских лазутчиков. Витя и Сережа ночью ушли из лагеря, а наутро принесли немецкий пулемет, делом доказав, что они не предатели. Мальчики попали в 1-ю гвардейскую мотострелковую дивизию, которая сражалась за их родной Наро-Фоминск. Судьбы юных защитников Родины сложились по-разному: Сережа Соловьев пережил войну и после ее окончания поступил в Суворовское училище, а судьба Вити Кусакина сложилась трагически.
На войне Витя разносил листовки и занимался разведывательной деятельностью: маскировался под беспризорника и узнавал расположение военной техники врага. Во время одной из таких вылазок его заметили немецкие солдаты. Заподозрив что-то, они задержали мальчика. Витя попытался бежать, но был пойман. На все вопросы мальчик отвечал молчанием. На фотографии, которая хранится в Музее обороны Москвы, видно, что Витя прячет правую руку — она была изуродована во время допроса. Ночью юный солдат смог выбраться из сарая, где его держали. До своего полка он добирался восемь дней, последние 30 километров ему пришлось ползти.
Мальчика хотели эвакуировать, но поправившийся Витя снова оказался в строю. 17 декабря 1943 года он погиб при освобождении Белоруссии, уничтожив перед этим девятерых фашистов.