Поступление в аспирантуру

Содержание:

Перечень вступительных испытаний с указанием приоритетности вступительных испытаний при ранжировании списков поступающих и минимальным количеством баллов

Код Направление подготовки Вступительные испытания (в порядке приоритета) Минимальное количество баллов
01.06.01 Математика и механика Специальная дисциплина (соответствует выбранному профилю) 3
Иностранный язык 3
02.06.01 Компьютерные и информационные науки Специальная дисциплина (соответствует выбранному профилю) 3
Иностранный язык 3
03.06.01 Физика и астрономия Специальная дисциплина (соответствует выбранному профилю) 3
Иностранный язык 3
04.06.01 Химические науки Специальная дисциплина (соответствует выбранному профилю) 3
Иностранный язык 3
05.06.01 Науки о Земле Специальная дисциплина (соответствует выбранному профилю) 3
Иностранный язык 3
06.06.01 Биологические науки Специальная дисциплина (соответствует выбранному профилю) 3
Иностранный язык 3
07.06.01 Архитектура Специальная дисциплина (соответствует выбранному профилю) 3
Иностранный язык 3
08.06.01 Техника и технологии строительства Специальная дисциплина (соответствует выбранному профилю) 3
Иностранный язык 3
09.06.01 Информатика и вычислительная техника Специальная дисциплина (соответствует выбранному профилю) 3
Иностранный язык 3
10.06.01 Информационная безопасность Специальная дисциплина (соответствует выбранному профилю) 3
Иностранный язык 3
11.06.01 Электроника, радиотехника и системы связи Специальная дисциплина (соответствует выбранному профилю) 3
Иностранный язык 3
13.06.01 Электро- и теплотехника Специальная дисциплина (соответствует выбранному профилю) 3
Иностранный язык 3
14.06.01 Ядерная, тепловая и возобновляемая энергетика и сопутствующие технологии Специальная дисциплина (соответствует выбранному профилю) 3
Иностранный язык 3
15.06.01 Машиностроение Специальная дисциплина (соответствует выбранному профилю) 3
Иностранный язык 3
17.06.01 Оружие и системы вооружения Специальная дисциплина (соответствует выбранному профилю) 3
Иностранный язык 3
18.06.01 Химические технологии Специальная дисциплина (соответствует выбранному профилю) 3
Иностранный язык 3
20.06.01 Техносферная безопасность Специальная дисциплина (соответствует выбранному профилю) 3
Иностранный язык 3
22.06.01 Технологии материалов Специальная дисциплина (соответствует выбранному профилю) 3
Иностранный язык 3
27.06.01 Управление в технических системах Специальная дисциплина (соответствует выбранному профилю) 3
Иностранный язык 3
37.06.01 Психологические науки Специальная дисциплина (соответствует выбранному профилю) 3
Иностранный язык 3
Философия 3
38.06.01 Экономика Специальная дисциплина (соответствует выбранному профилю) 3
Иностранный язык 3
39.06.01 Социологические науки Специальная дисциплина (соответствует выбранному профилю) 3
Иностранный язык 3
Философия 3
41.06.01 Политические науки и регионоведение Специальная дисциплина (соответствует выбранному профилю) 3
Иностранный язык 3
Философия 3
42.06.01 Средства массовой информации и информационно-библиотечное дело Специальная дисциплина (соответствует выбранному профилю) 3
Иностранный язык 3
Философия 3
44.06.01 Образование и педагогические науки Специальная дисциплина (соответствует выбранному профилю) 3
Иностранный язык 3
Философия 3
45.06.01 Языкознание и литературоведение Специальная дисциплина (соответствует выбранному профилю) 3
Иностранный язык 3
Философия 3
46.06.01 Исторические науки и археология Специальная дисциплина (соответствует выбранному профилю) 3
Иностранный язык 3
Философия 3
47.06.01 Философия, этика и религиоведение Специальная дисциплина (соответствует выбранному профилю) 3
Иностранный язык 3
Философия 3
49.06.01 Физическая культура и спорт Специальная дисциплина (соответствует выбранному профилю) 3
Иностранный язык 3
Философия 3
50.06.01 Искусствоведение Специальная дисциплина (соответствует выбранному профилю) 3
Иностранный язык 3
Философия 3
51.06.01 Культурология Специальная дисциплина (соответствует выбранному профилю) 3
Иностранный язык 3
Философия 3

При равенстве суммы конкурсных баллов поступающие в конкурсных списках ранжируются в следующем порядке:

  • имеющие более высокий балл вступительного испытания по специальной дисциплине;
  • имеющие более высокую сумму баллов за индивидуальные достижения.

Каковы особенности поступления в аспирантуру и программ аспирантуры в разных странах?

Аспирантура во Великобритании

К поступающим на программы аспирантуры предъявляются весьма высокие требования, независимо от гражданства. Если поступающий иностранец, то рекомендовано окончить специальный подготовительный курс. Нужно отметить, что в некоторые университеты можно поступить с дипломом колледжа (подразумевается английский колледж на базе университета), если имеется трехгодичный опыт работы по специальности, соответствующей выбранной программе аспирантуры. Кроме того, программы аспирантуры в Великобритании характерны сильной специализацией. Также в Великобритании предъявляются очень высокие требования к знанию языка, уровень которого проверяется путем тестирования.

Аспирантура в Германии

Раньше учеба в немецкой аспирантуре для иностранцев была бесплатной или за очень символическую плату. Однако, это привело к тому, что очень снизилась успеваемость аспирантов, так как не ценилось высоко то, что доставалось очень дешево. В связи с этим, немецкий конституционный суд предоставил право каждому региону устанавливать самостоятельно стоимость обучения в вузах, находящихся на их территории. Результатом этих действий стало повышение качества образования, в частности, на программах аспирантуры, кроме того за последние 15 лет значительно улучшилась материально-техническая база университетов Германии.

Между тем, возможность поступить на программы аспирантуры бесплатно осталась в некоторых регионах Германии, например, в: Померании, Берлине, Бранденбурге и др. Во многих других немецких регионах сейчас поступить в аспирантуру возможно лишь на платной основе. Но, если речь идёт о государственных университетах Германии, то лучшим аспирантам там выплачивают стипендию.

Аспирантура в Финляндии

Финские университеты предоставляют иностранцам возможность поступить в аспирантуру на образовательные программы, как на финском, так и на английском языке. Финский язык преподается в Финляндии бесплатно, любой желающий может его освоить, несмотря на его ярко выраженную филологическую специфику. Серьезным барьером для российских аспирантов является условие получения финской визы – чтобы на счете будущего аспиранта было не менее шести тысяч евро.

Также нужно иметь в виду, что аспирант будет нести расходы на жилье, а подрабатывать сложно, не владея местным языком.

Аспирантура в Канаде

В Канаде обучение в аспирантуре финансируют из бюджета более щедро, чем во многих других странах. В Канаде можно найти возможность поступить в аспирантуру проще, чем во многих других государствах. Многое зависит от: уровня знания языка; востребованности выбранной программы аспирантуры; есть ли рекомендация канадского профессора и готов ли он быть вашим научным руководителем. По сложившейся практике, стипендия аспирантам платится из гранта, за счёт которого финансируется исследовательская деятельность научного руководителя.

Важным фактором при поступлении в аспирантуру в Канаде является уровень среднего балла, на который соискатель окончил магистерскую программу.

Аспирантура в Китае

Очень быстрый рост экономики Китая за последние десятилетия побудил интерес аспирантов-иностранцев к этой стране. Кроме того, в Китае стоимость образовательных услуг по программам аспирантуры более адекватная и комфортная для российских граждан. Считается, что в Китае имеет место наиболее оптимальное соотношение цены и качества образовательных услуг. Но, есть один нюанс – нужно владеть китайским языком. Дело в том, что если Вы поступите в аспирантуру, которая реализует свою программу на английском языке, то стоимость такой программы будет существенно дороже, чем программа на китайском языке. Также спектр программ аспирантуры, реализуемых на английском языке оставляет желать лучшего. Особенностью китайской аспирантуры является – невозможность выбрать научного консультанта (руководителя), так как это прерогатива университета.

Между тем, китайская аспирантура, как система образования, похожа на российскую.

Аспиранутура в Польше

Чтобы поступить в аспирантуру в Польше, важно иметь Карту поляка, она выдается тем, у кого есть польские корни. При наличии Карты поляка, вероятность поступить в аспирантуру на бесплатной основе значительно повышается

Кроме того, Вы будете получать еще и стипендию. Если у Вас нет Карты поляка, то Вам надо выполнить два условия: а) изучить польский язык; б) платить за учебу в аспирантуре.

Информация о местах приема документов, необходимых для поступления

Прием документов, необходимых для поступления в московский кампус Академии, проводится по адресу: город Москва, проспект Вернадского, 82, 84.

Прием документов, необходимых для поступления в филиалы Академии, осуществляется по следующим адресам:

Наименование филиала

Местонахождение

1

600017, Владимирская область, г. Владимир, ул. Горького, д.59-а

1 учебный корпус

600000, Владимирская область, г. Владимир, ул. Б.Московская, д. 49

2 учебный корпус

2

400131, Волгоградская область, г. Волгоград, ул. Гагарина, д. 8

3

394005, г. Воронеж, Московский просп., д. 143

4

680000, Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Муравьева-Амурского, д. 33

5

603950, Нижегородская область, г. Нижний Новгород, пр. Гагарина, д. 46

6

410012, Саратовская область, г. Саратов, ул. Соборная, 23/25

7

630102, Новосибирская область, г. Новосибирск, ул. Нижегородская, д. 6

8

199178, Санкт-Петербург, Средний пр. В.О., д. 57/43

9

357502, Ставропольский край, г. Пятигорск, ул. Дунаевского, д. 5

10

302028, Орловская область, г. Орел, бульвар Победы, д. 5-а

11

620990, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта, д. 66

12

344002, Ростовская область, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, д. 70/54

Какую работу необходимо проделать на протяжении всего обучения

Ограничений по срокам защиты диссертационного труда законами не предусмотрены. Он может стать как первой серьезной заявкой молодого ученого, так и работой всей его жизни. А вот к периоду самой учебы аспиранта предъявляются жесткие требования.

Попасть на последипломный уровень высшего образования в аспирантуру можно только при соблюдении 2 условий.

  • Прохождение первых ступеней обучения с высоким баллом (вуз определяет его самостоятельно).
  • Успешная сдача испытаний (профильный предмет, философия/история науки, иностранный язык).

Проходной балл определяет вуз. Для тех, кто не оказался среди аспирантов, открыт «обходной путь» — соискателя научной степени. Последний должен сдать кандидатские экзамены и прикрепиться на 6 месяцев максимум к учебному заведению.

Практика подготовки будущих ученых/педагогов предполагает огромный пласт самостоятельной работы. За 3−4 года обучения студент должен:

  • Заниматься созданием/продвижением авторских/соавторских научных работ. Приветствуются оформление патентов, разработка авторских проектов, формирование отчетов по исследованиям.
  • Публиковать статьи. Определен минимальный набор публикаций (от 4 из перечня ВАК, от 3 из индекса РИНЦ). Желательно расширить его статьями научных журналов, газет, каталогов, не индексируемых РИНЦ, вне перечня ВАК.
  • Выступать на конференциях с докладом о собственных исследованиях. Активность участия в подобных мероприятиях во многом определяет перспективы дальнейшей научно-исследовательской практики.
  • Проводить практические, лабораторные занятия студентам, читать лекции. Аспиранты-очники сдают экзамен по педагогике.
  • Сдавать кандидатские экзамены, проходить промежуточную аттестацию.
  • Посещать занятия (в нашем вузе они проводятся вечером для удобного совмещения работы с учебой).
  • Собирать материал (эмпирический, научный, теоретический) будущей диссертации.

Финляндия

Такие скандинавские страны, как Финляндия, предлагают иностранным специалистам обучение в аспирантуре как на английском языке(необходим сертификат TOEFL), так и на местном финском. Последний достаточно сложен для усвоения, однако в стране работает множество курсов, где он бесплатно изучается. Кроме того, трудности для наших граждан заключаются и в получении визы, для которого необходимо наличие на счету не менее 6000 евро.

Аспирантура в Финляндии – это недешевое удовольствии. Даже в случае, если удастся обучаться бесплатно, само проживание обойдется «в копеечку», а подработка на первых порах без знания финского практически нереальна. Исключение – работа программистом. Престижными финскими вузами считаются:

  • Аалто;
  • Тампере.

Перечень необходимых документов для поступления в аспирантуру

Стандартный пакет документов при поступлении включает бланковое заявление (можно получить у сотрудников приемной комиссии), копию диплома с приложением, автобиографию, характеристику. Если студент рекомендован к дальнейшему обучению педагогами своего вуза, его могут принять без характеристики, достаточно выписки протокола собрания Ученого совета.

Для трудоустроенных аспирантов нужны:

  • копия трудовой (с листком учета кадров);
  • справка медицинской комиссии;

Всем претендентам надо предоставить список публикаций, свидетельство, подтверждающее сдачу кандидатских экзаменов (если имеются).

Длительность обучения в аспирантуре

Аспирантура нашего вуза работает более 15 лет. С недавнего времени доступна заочная форма обучения. Нормативные сроки:

  • 3 года — очно (оба направления — экономика, юриспруденция);
  • 4 года — заочно.

Заочная аспирантура предполагает более длительный срок обучения, поскольку в таком формате многое остается на самостоятельное изучение студентом. Но это не значит, что учащийся не может сократить период подготовки. Если человек готов заниматься больше сверстников и приложить определенные усилия, он может и раньше окончить курс. В нашем вузе для этого созданы все условия. Кроме того, стандартный срок можно при необходимости и увеличить через оформление академического отпуска. Любые вопросы, связанные с вынужденной приостановкой занятий и ускоренным обучением, решаются в индивидуальном порядке.

Нюансы при поступлении и обучении в аспирантуре

Важно понимать: третья ступень отличается от тактики обучения на магистрате и бакалавриате. Это практически на 100% самообучение — научные эксперименты, исследования, разработка собственных программ обучения студентов

Что не отменяет набора привычных форматов лекций, семинаров, занятий. Плюс педагогическая практика. Аспиранты-очники сдают по ее итогам экзамен.

Специальности в аспирантуре

Студенты нашего вуза вольны выбирать из двух направлений. Первое — экономика (код 38.06.01), чаще предпочтительно для инженеров, носителей технических спецификаций, программистов, экономистов. Специальности:

  • Финансы, денежное обращение, кредит (08.00.10) — оптимальный вариант выпускников финансовых факультетов, банковского дела;
  • Экономика и управление народным хозяйством (08.00.05) — отраслевое направление будущих руководителей;
  • Математические, инструментальные методы экономики (08.00.13) — выбор программистов, инженеров, администраторов.

Юриспруденция (40.06.01) определяет более ограниченный выбор (действующие правоведы). Это углубленные знания по гражданскому, международному, семейному, предпринимательскому праву (код 12.00.03). Направление предпочтительно для действующих помощников судей, адвокатов, бизнес-консультантов.

Перспективы в построении карьеры

Один из важных плюсов — строчка в профиле/резюме, которая значительно повышает привлекательность кандидатуры аспиранта на должность руководителя/куратора/капитана команды по проекту (включая стартапы). Опытные наработки, полученные при обучении, определяют способности выпускника готовить новых кадров, проводить просветительские семинары, тренинги.

Адрес поступления:

Ленинградский пр-т, д. 80, корпуса Е, Ж, Г.

Станция метро «Сокол», выход в центре зала на ул. Балтийская, далее пешком или на троллейбусе (№ 6, 43) до остановки «Институт Гидропроект» (1 остановка), у троллейбусного депо повернуть направо.

Контакты приемной комиссии:Телефон: +7 (495) 800 10 01

График работы приёмной комиссии:Пн — Пт: 08:30 — 22:10; Сб — Вс: 10:00 — 17:00;

Жесткие академические рамки и бюрократия сильно ограничивают аспирантов

Даша

Я с красным дипломом окончила филологический факультет, один из самых престижных в России. Подумывала о том, чтобы продолжить учебу за границей, но мне был 21 год, в жизни творилось черт-те что, и после диплома сил на мотивационные письма и поиски грантов совсем не было. И тут в моем университете мне предложили трехлетний грант на аспирантуру с возможностью часть времени учиться в Европе. Это был самый легкий путь, и я согласилась.

У меня не было серьезных иллюзий по поводу того, что такое русская аспирантура, но все же реальность оказалась еще печальнее. Отечественная академическая наука сама по себе консервативна, и когда я заявила, что буду писать о музыкальном театре, это вызвало множество вопросов. Меня постоянно спрашивали, а филология ли это вообще, хотя в Европе таких вопросов ни у кого не возникает — междисциплинарные темы, напротив, кажутся там самыми престижными и привлекательными. Кандидатская диссертация — это не творческая и даже не столько научная работа, сколько доказательство того, что человек способен оформлять ссылки по всем ГОСТам и мириться со множеством бесполезных бюрократических процедур и ограничений. Я была не готова.

Я сдала кандидатский минимум и, поскольку хотела отработать свой грант, упорно пыталась что-то написать, но за мной никто особо не следил, а за полгода до конца аспирантуры меня попросили забрать документы. У университета начались проблемы с властью; ученый совет, который присваивает кандидатские степени, распустили, потом случилась история с «неэффективными вузами», которая коснулась и моего, так что надежды спокойно защититься в стенах своего университета почти не осталось, и обо мне окончательно забыли.

Не хочу винить обстоятельства — если бы у меня хватало мотивации защититься, я бы нашла способ это сделать. Но с самого начала аспирантуры я стала работать и забывать студенческую жизнь. Мне нравилась наука, и, наверное, я могла бы стать неплохим ученым, но мои амбиции оказались слишком приземленными, чтобы закрывать глаза на нищенские зарплаты в российских университетах и нулевой градус престижа, который дает кандидатская степень. И даже если бы я захотела преподавать за границей, в аспирантуре мне пришлось бы учиться заново — русское звание кандидата наук там мало что значит.

Забрав документы, я решила заняться журналистикой. Теперь то, что я пишу, читают люди, и это не пылится в архивах. Я знаю, что мои тексты, пусть это и не серьезные академические труды, кому-то нужны и порой даже меняют жизни. И когда я чувствую вину и обиду за незакрытый гештальт, я вспоминаю слова одного своего преподавателя. Комментируя статью Гаспарова, он говорил: «При всем уважении к Михаилу Леоновичу — для кого он это написал? Для бога филологии? Нет такого бога». Я восхищаюсь своими ровесниками, которые окончили аспирантуру и учат студентов, — это настоящие герои. Но для меня бог филологии умер.

Как аспирантура помогает в карьере

Споры о необходимости высшего образования и ученой степени идут до сих пор, считают сотрудники Центра социологии высшего образования Института образования НИУ ВШЭ — Евгений Терентьев и Сауле Бекова.

Чтобы понять, как аспирантура помогает в карьере, оценивают экономическую премию. Это разница в зарплате сотрудника с ученой степенью и его сверстниками без степени. Результаты подобных исследований сильно отличаются.

В 1980-х годах американские исследователи заметили, что реальные зарплаты работников с ученой степенью упали. Людей со степенью было больше, чем требовалось на рынке труда. Специалисты теряют в деньгах, потому что потратили годы на получение степени пока их сверстники нарабатывали реальный опыт. Работодатели ценили опыт больше, чем ученую степень. Работники, которые потратили несколько лет на получение степени вместо выхода на рынок труда в США, потеряли $138 тыс. Отрицательную премию за степень выявили и в Италии, причем для работающих в академической сфере.

Другие исследования показывают выгоду от степени. В конце нулевых американские работники с ученой степенью зарабатывали минимум на 20% больше, чем обладатели степени магистра. Согласно исследованиям в Германии, обладатели ученой степени получают больше по сравнению с магистрами на 11-29% в зависимости от направления подготовки. При этом ученую степень выгоднее получать людям, которые работают вне академической сферы. В России нет подобных исследований. Но по данным НИУ ВШЭ и Швейцарской школы бизнеса, банки работают эффективнее, если ими руководят люди со степенью.

Получившие степень отмечают, что в аспирантуре приобрели важные навыки для работы. При этом дети родителей с ученой степенью более успешны в изучении математики.

Информация о порядке учета индивидуальных достижений поступающих

Перечень учитываемых индивидуальных достижений и количество начисляемых баллов:

  1. наличие статуса победителя или медалиста олимпиады студентов «Я ‒ профессионал» по направлениям подготовки, соответствующим направлениям (профилям) указанной олимпиады ‒ 20 баллов;
  2. наличие научных публикаций в научных изданиях, входящих в международные базы WOS, Scopus, Springer ‒ 6 баллов;
  3. наличие статуса призера олимпиады студентов «Я ‒ профессионал» по направлениям подготовки, соответствующим направлениям (профилям) указанной олимпиады ‒ 5 баллов;
  4. отличная оценка за представленный реферат по специальной дисциплине ‒ 4 балла;
  5. наличие научных публикаций в рецензируемых научных изданиях, включённых в соответствующий перечень ВАК ‒ 3 балла;
  6. участие в научно-исследовательских проектах Академии, предусмотренных государственным заданием, подтвержденное включением в список исполнителей и фактом успешной защиты отчета ‒ 3 балла;
  7. наличие иных научных публикаций (РИНЦ) ‒ 2 балла (начисляется в случае отсутствия начисления баллов по подпунктам 2, 5);
  8. рекомендация кафедры Академии (с представлением выписки из протокола заседания кафедры, содержащей рекомендацию по кандидатуре потенциального научного руководителя) ‒ 2 балла;
  9. участие в выполнении НИР по федеральным грантам, грантам иностранных организаций, с подтверждением включения в список исполнителей ‒ 1,5 балла;
  10. наличие диплома о высшем образовании с отличием ‒ 1 балл;
  11. участие в прочих научно-исследовательских проектах Академии ‒ 0,5 балла;
  12. победы в научных конкурсах ‒ 0,5 балла за каждое документально подтвержденное индивидуальное достижение.

Как стать аспирантом?

Если имеется документ (диплом) об окончании университета (специалитет или магистратура) пойти в аспирантуру может любой желающий. Но, желательно, до поступления в аспирантуру, приобрести определённые навыки, необходимые для научно-исследовательской деятельности.

Хотя, все выпускники вуза писали и защищали свои выпускные работы (ВКР), следовательно, занимались исследованиями. Если речь идёт о выпускнике магистратуры, то у каждого обладателя диплома магистратуры имеются несколько опубликованных научных работ (статей), а также опыт выступления на научно-практических конференциях.

Перечень программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре Академии и программы вступительных экзаменов в 2020 году

09.06.01 – Информатика и вычислительная техника

  • Управление в социальных и экономических системах
  • Информационные системы и процессы

37.06.01 – Психологические науки

  • Общая психология, психология личности, история психологии
  • Социальная психология
  • Психология развития, акмеология

38.06.01 – Экономика

  • Экономическая теория 
  • Экономика и управление народным хозяйством, специализации:
    • экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами — промышленность
    • строительство
    • АПК и сельское хозяйство
    • сфера услуг
    • экономика предпринимательства 
    • управление инновациями
    • региональная экономика
    • менеджмент 
    • экономика народонаселения и демография 
    • экономика труда 
    • экономическая безопасность
    • экономика природопользования
  • Финансы, денежное обращение и кредит
  • Мировая экономика 

39.06.01 – Социологические науки

  • Экономическая социология и демография
  • Социальная структура, социальные институты и процессы
  • Социология культуры
  • Социология управления
  • Теория, методология и история социологии

40.06.01 – Юриспруденция

  • Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве 
  • Конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право
  • Гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право
  • Финансовое право; налоговое право; бюджетное право 
  • Административное право; административный процесс 
  • Гражданский процесс; арбитражный процесс
  • Корпоративное право; конкурентное право; энергетическое право 
  • Судебная деятельность; прокурорская деятельность; правозащитная и правоохранительная деятельность
  • Информационное право
  • Международное право; Европейское право

41.06.01 – Политические науки и регионоведение

  • Теория и философия политики, история и методология политической науки
  • Политические институты, процессы и технологии 
  • Политические проблемы международных отношений, глобального и регионального развития 
  • Политическая культура и идеологии 
  • Политическая регионалистика. Этнополитика 
  • Конфликтология 

42.06.01 – Средства массовой информации и информационно-библиотечное дело

44.06.01 – Образование и педагогические науки

  • Теория и методика обучения и воспитания (родной язык)
  • Теория и методика профессионального образования

46.06.01 – Исторические науки и археология

  • Отечественная история
  • Всеобщая история
  • Историография, источниковедение и методы исторического исследования
  • История международных отношений и внешней политики

47.06.01 – Философия, этика и религиоведение

  • Социальная философия 
  • Философская антропология, философия культуры
  • Философия религии и религиоведение 

51.06.01 – Культурология

Внешняя мотивация

Внешняя мотивация помогает аспирантам достигать личных целей, если они не интересуются наукой или преподаванием. По неакадемическим мотивам в аспирантуру поступают реже. Например, только 38% опрошенных считают, что обучение поможет построить карьеру вне академии, а 23% захотели остаться в университетской среде.

Лекция «ПостНауки» о том, как связаны карьера и образование, чем различаются ступени образования и как выбирать университет

Определенные выгоды. Одна из причин, по которой 29% мужчин поступили в аспирантуру — отсрочка от армии. Из-за места в общежитии поступили 7% опрошенных. Люди идут в аспирантуру, чтобы получить ученую степень и работу с хорошей зарплатой. При этом многие делают особую ставку на бренд вуза. Другим ученая степень нужна как факт, безотносительно к содержанию обучения.

Престиж, карьера, эмиграция. Получить ученую степень, потому что это престижно хотели 78% опрошенных. Об этом говорили и опрошенные преподаватели. Аспиранты получают компетенции, которые помогают строить карьеру и конкурировать на рынке труда. При этом аспирантура упрощает переезд в другой город или другую страну.

Доделать проект и подвести итоги. Завершая работу над диссертацией, аспиранты подводят итоги своего профессионального развития.

Канада

Наука в стране кленового листа щедро датируется из бюджета. Обучаться в аспирантуре в Канаде можно и бесплатно, в зависимости от уровня знаний и выбранной специальности. Также имеет значение, насколько вы сможете заинтересовать своей работой профессора канадского университета, чтобы он согласился стать вашим научным руководителем. При этом стипендия иностранному аспиранту выплачивается из выделяемого профессору гранта.

Для поступления в Канадскую аспирантуру необходимо иметь высокий средний балл аттестата (точная требуемая цифра варьируется в зависимости от вуза) и сертификат прохождения какого-либо языкового экзамена. Среди топовых вузов Канады, принимающих иностранных аспирантов, можно отметить:

  • University of Toronto;
  • University of British Columbia;
  • McGill University;
  • York University.

В научных исследованиях мало внимания уделяется практике

Елена Силаева

Я училась в РГГУ на кафедре «История театра и театральная критика», это своего рода младшая сестра театроведческого факультета ГИТИСа, куда я и поступила в аспирантуру. Несмотря на то что еще на четвертом курсе я отчетливо начала понимать, что не хочу быть вечным студентом, и аспирантура не укладывалась в мою картину мира, к концу пятого я уже горела желанием попасть в ГИТИС. И тут, наверное, смешались несколько факторов: во-первых, очень манил ГИТИС — почему-то казалось, что это такой театроведческий оплот, к которому, раз уж есть такой шанс, надо приобщиться; во-вторых, ужасно привлекла перспектива продолжить работу и дружбу с моим научным руководителем, которая преподавала и в РГГУ, и в ГИТИСе. Работа с ней мотивировала на написание диплома как ничто другое. И ей достаточно было предложить мне попробовать поступить в аспирантуру в ГИТИС к ней на факультет — глаза загорелись, руки вспотели, ноги сами понесли на вступительные экзамены.

В аспирантуру мы поступали вместе с моей однокурсницей из РГГУ, после вступительных за нами так и закрепилось прозвище «девочки из РГГУ», и мы при поступлении хорошо себя зарекомендовали, на нас-то и возлагали все надежды по защите диссертации. Предвосхитили события, как оказалось.

Сейчас, по прошествии времени, понимаю, что год-полтора просуществовала на чистом кураже: и атмосфера, и преподаватели — все доставляло удовольствие. Не было самого основного — моей заинтересованности в собственной же исследовательской работе. Возможно, интерес переключился на мою работу в Большом театре, я начала там работать еще в процессе сдачи вступительных экзаменов в аспирантуру. Впечатления от самой учебы были самые приятные, но и вечным студентом быть не хотелось, а очная аспирантура предполагала посещение всех лекций и, что больше всего меня удивляло, отсутствие работы, то есть это, кажется, даже в уставе университета прописано или в каких-то других правилах. Такая полная отдача себя, своего времени и сил исследованиям. Я оказалась не готова, четко поняла для себя, что если твое обучение в аспирантуре кому-то и нужно, то только тебе самому и для этого совершенно точно нужен особый склад ума и характера. Я не потеряла интерес к театру, к театральным процессам, театральному наследию, но заниматься глубоким исследованием я не хочу, по крайней мере пока. Возможно, я изначально неверно себя настроила на то, что аспирантура=учеба, и этим же загнала себя в тупик. Все равно не считаю, что потратила время зря или сделала что-то, что мне бы претило. Мне просто стало неинтересно, такое случается в жизни. Я все еще работаю в театральной сфере и зачастую при походе в театр во мне просыпается задремавший театровед.

kasto80 / iStock

Заключение

Чудо не произошло. По оценкам экспертов, несмотря на громкие обещания, реформирование системы обучения в аспирантуры вряд ли принесет ощутимого положительного эффекта для науки, аспирантов или университетов. Вероятнее всего, станет труднее окончить аспирантуру, следовательно, число выпускников станет ещё меньше.

Хотели как лучше…

Даже если новый закон обязал бы выпускников аспирантуры защищать кандидатские диссертации, цель не могла быть достигнута в реальности. Сеть диссертационных советов сильно деформирована, предполагалось, что уменьшение их числа приведёт к повышению качества проводимых исследований, что, конечно, не произошло.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector