Научная школа
Содержание:
- Тема и содержание Школы
- История
- Зарождение и значимость
- Показатели научной школы
- О школе
- Основные представители школы: А. Файоль, М. Вебер
- Школы в науке (Сборник статей, 1977)
- Основные типы
- Школа количественных методов
- Школа человеческих отношений (1930-1950 гг.)
- Характеристика
- FAQ. Вопросы от родителей
- Школа-направление
- Развитие школы научного управления
- Научно-образовательная школа
Тема и содержание Школы
Тема этого года — «Пост-современность: теории и практики». В этом году мы будем изучать новые современные теории в социальных науках, расскажем, каким образом с их помощью можно объяснить современность и научиться интерпретировать современные кейсы с помощью релевантных исследовательских методов.
Ежегодно Школа состоит из 3 блоков:
- учебная программа (лекции и круглые столы от преподавателей факультета социальных наук НИУ ВШЭ)
- внеучебная программа (адаптационные тренинги, интеллектуальные и ролевые игры, Бункер, квесты и многое другое)
- исследовательская деятельность (проведение группового исследовательского проекта в рамках научно-исследовательских семинаров под руководством студентов факультета социальных наук НИУ ВШЭ)
В этом году в рамках учебной программы Школы участникам удастся прослушать лекции от одних из лучших преподавателей факультета социальных наук НИУ ВШЭ:
- Сорвин К.В. «Религия в постсовременном мире: сбылись ли предсказания классиков?»
- Мельвиль А.Ю. «Россия в многомерных проекциях мировой реальности: «политический атлас современности 2.0»
- Кузина О.Е. «Является консьюмеризм признаком современности или постсовременности: что говорит социологическая теории»
- Калгин А.С. «Государственное управление: большие и малые вопросы в современном обществе»
- Барсукова С.Ю. «Нестандартная социология в нестандартном обществе»
- и многие другие!
История
На этапе протонауки существующие тогда школы могли выступать в качестве самостоятельных центров или институтов. В дальнейшем под научными школами стали понимать реальные неформальные коллективы ученых.
В древности возникали школы искусств и философской мысли — аристотелевские перипатетики..
В средние века книгопечатание создало важную техническую предпосылку возникновения школ учёной мысли, охватывающих сразу несколько географических центров. Это облегчило процесс обучения и распространения идей разных школ. Каждая из них обрела инструмент пропаганды — периодически выходящие сборники, журналы, бюллетени и прочую научную периодику. Собственный печатный орган — существенный признак школы научной мысли. Он отражён в истории науки и облегчает поиск научных результатов её деятельности.
Современной Научной школой часто являются университеты. Их структурообразующие единицы, кафедры — аналоги творческим мастерским, а возглавляющие их учёные (обычно профессора) — самим мастерам, «первым лицам» школ, нередко усваивающим впоследствии их прославленные имена. Не менее крупные по научному значению школы возникают в разных странах и вокруг академических исследовательских центров, научно-исследовательских институтов.
Т.И. Заславская выделяет два значения: 1) иерархизированное и самовоспроизводящееся научное сообщество, внёсшее крупный вклад в мировую науку; 2) сообщество, занимающее определённую нишу в отечественной науке, воспроизводящее себя в новых поколениях специалистов и отличающееся определённой методологией.
По мнению биохимика Гарри Абелева если в середине прошлого столетия было видно чёткое разделение учёных на школы, то это скорее относилось к допарадигмальному периоду, ныне же, когда сложились парадигмы
Зарождение и значимость
Вам будет интересно:Читательская грамотность: понятие, уровни, проверка, возрастные нормы и оценки
Характерной особенностью нашего столетия является достижение многими отраслями науки существенных высот. Для того чтобы продвигаться дальше, необходимо дальнейшее развитие научной школы. В нашей стране основоположником научной работы стал Петр I. Он осознавал значимость исследований в разных областях, а потому, его трудами была сформирована интеллектуальная элита России.
Вам будет интересно:Великая княгиня Елена Павловна: биография, дата и место рождения, свадьба, крещение, семья, дети и дата смерти
Канал ДНЕВНИК ПРОГРАММИСТА
Жизнь программиста и интересные обзоры всего. Подпишись, чтобы не пропустить новые видео.
Рассуждая о том, какая научная школа внесла больший вклад в развитие экономики страны, нельзя оставить без внимания команды А. Ф. Иоффе, П. Л. Капицы, Л. Д. Ландау. Есть еще множество других именитых российских ученых, чьи ученики продолжают их идеи.
Благодаря выдающимся физикам, химикам, математикам, биологам, генетикам, появились основные научные школы в нашей стране, которые представляют собой неформальные коллективы. По сути, их можно считать ядром, необходимым для развития гражданского общества.
Показатели научной школы
Им является многогранность исследований представителей научного коллектива. Значение имеет внутренняя обстановка, диапазон анализируемых проблем. Их создание является потребностью современности. Общество нуждается в систематических контактах, обмене научной информацией, инновационных подходах, которые способствуют росту экономики страны. Только если научно-практическая школа будет функционировать в полной мере, можно рассчитывать на получение желаемого результата.
Осознавая, насколько важно вовлекать в исследовательскую работу школьников, в рамках модернизации российской школы, в федеральные образовательные стандарты включена проектная и исследовательская деятельность на всех ступенях образования
О школе
Школа социальных наук — это уникальная площадка, на которой соберутся самые мотивированные и интеллектуальные слушатели со всей России. Мы подготовили для участников лекции, мастер-классы, дискуссии и научные проекты, благодаря которым ребята смогут переместиться на неделю в свое будущее, погрузиться в уникальную образовательную систему НИУ ВШЭ, поучиться у лучших преподавателей и узнать:
- Как возникали и разрешались конфликты с течением времени, и какие пути достижения консенсуса существуют сегодня;
- Как развивались и конкурировали между собой различные научные парадигмы, и что представляются собой современные социальные науки;
- Как правильно подготовиться к обществоведческим олимпиадам и не допустить наиболее распространённых ошибок;
- Где можно работать и чем заниматься после окончания ФСН;
- Как правильно работать с современной научной литературой и как ее надо использовать;
- Что нужно сделать для того, чтобы запустить свой исследовательский проект..
Основные представители школы: А. Файоль, М. Вебер
Развитие идей Ф.У.Тейлора было продолжено Анри Файолем. Именно Анри Файоль считается основателем школы классического (административного) управления.
Файоль имел большой опыт работы в высшем звене управления организацией. Поэтому его исследования были направлены на повышение эффективности деятельности всей организации. Файоль считал, что источник эффективности системы управления — это управленческие процедуры, применяемые администрацией. При этом он утверждал, что основным методом достижения эффективности является правильное применение принципов (правил) управления.
Файоль сформулировал 14 принципов административного управления (табл. 1).
Таблица 1. Принципы управления А. Файоля
Название принципа |
Содержание принципа |
Разделение труда |
Специализация работ, необходимая для эффективного использования рабочей силы |
Полномочия и ответственность |
Каждому работнику должны быть делегированы полномочия, остаточные для того, чтобы нести ответственность за порученную работу |
Дисциплина |
Рабочие должны подчиняться условиям соглашения между ними и руководством |
Единство распорядительства |
Работник получает распоряжения и отчитывается перед одним непосредственным начальником |
Единство действий |
Все действия, имеющие одинаковую цель, должны осуществляться по единому плану |
Подчинение частных интересов общим |
Интересы организации имеют преимущество перед интересами личности |
Вознаграждение персонала |
Получение работниками справедливого вознаграждения за свой качественный труд |
Централизация |
Организация должна иметь управляющий центр |
Скалярная цепь (иерархия) |
Неразрывная цепь команд, по которой передаются все распоряжения и осуществляются коммуникации между всеми уровнями иерархии |
Порядок |
Рабочее место для каждого работника и каждый работник на своем рабочем месте |
Справедливость |
Установленные правила и соглашения должны проводиться в жизнь справедливо на всех уровнях |
Стабильность персонала |
Установка работающих на долгосрочную работу в организации |
Инициатива |
Поощрение работающих к выработке независимых суждений в границах делегированных им полномочий и выполняемых работ |
Единение персонала |
Гармония интересов персонала и организации обеспечивает единство усилий (в единстве — сила) |
Функционирование любой организации Файоль сводил к следующим видам деятельности:
- технической (производство);
- коммерческой (закупка и сбыт);
- финансовой (поиски оптимального использования капитала);
- бухгалтерской (деятельность по учету, анализу, статистике);
- административной (деятельность по управлению организацией);
- защите жизни и собственности людей.
Он установил, что управление каждым из этих видов деятельности предполагает выполнение следующих функций: планирования, организации, распорядительства, координации и контроля.
Завершением административной школы менеджмента стала теория бюрократического построения и управления организацией немецкого ученого М. Вебера. Он считал, что без разветвленного бюрократического аппарата крупное капиталистическое производство вообще не в состоянии эффективно функционировать. При этом он отождествлял бюрократию с аппаратом управления организацией.
Вебер искал ответ на вопрос: что нужно сделать, чтобы вся организация работала как машина! Ответ на данный вопрос он видел в разработке правил и процедур поведения людей в любой ситуации, прав и обязанностей каждого работника, в иерархической системе распределения власти, в разделении труда на базе функциональной специализации, в управлении организацией на основе письменных инструкций и т.п. (рис. 1).
Рис. 1. Модель рациональной бюрократической организации М. Вебера
Вклад классической школы управления в теорию менеджмента.
- Систематизированный подход к управлению всей организацией.
- Профессиональные требования к менеджеру.
- Развитие принципов управления организацией.
- Описание функций управления.
Недостатки
Приверженцы классической школы, как и научного управления, не уделяли должного внимания социальным аспектам управления.
Их работы в значительной степени исходили из личных наблюдений, а не основывались на научной методологии.
Данная модель организации оказалась непригодной для современной рыночной экономики, так как сковывает свободу действий менеджеров при быстроменяющейся внешней среде.
Экономика фирмы
Менеджмент фирмы
Школы управления
Школы в науке (Сборник статей, 1977)
Название: Школы в наукеОтв. ред.: С.Р.Микулинский и др. Издательство: М.: НаукаГод: 1977Страниц: 524Формат: pdf (ocr с ошибками)Размер: 3,25 Мб Качество: отличное Язык: русскийСерия: науковедение:проблемы и исследования
Научные школы, их формирование и развитие, причины их глубокого воздействия на научный прогресс, их роль в воспитании молодых талантов — вот вопросы, представляющие актуальный интерес для широких кругов читателей, интересующихся судьбами науки, ее историей и современным состоянием. Ответы на эти вопросы читатели найдут в настоящем сборнике, подготовленном научными работниками СССР и ГДР.
Предисловие …5ОБЩИЕ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ НАУЧНЫХ ШКОЛМ. Г. Ярошевский. Логика развития науки и научная школа . . .. . 7Г. Штейнер. Связь социального и познавательного факторов в творческой деятельности научных школ..97B. Б. Гасило в. Научная школа — феномен и исследовательская программа науковедения ..119Н. П. Дубинин. Научная школа .153М. Рудник. Мировоззренческие и политико-идеологические факторы в деятельности научных школ ..156Э. М. Мирский. Естественнонаучная школа в системе научной деятельности ..161Л. С. Салямон. Бифункциональность науки и некоторые проблемы научных школ…181Э. Дам. Проблема научной школы в свете развития науки как формы познавательной деятельности ..187Г. Бохов. К вопросу о значении научных школ в истории науки и в современной науке …192Б. А. Старостин. Из истории международных контактов научных школ ..196Г. Лайтко. Научная школа — теоретические и практические аспекты .217А. П. Огурцов. Научная школа как форма кооперации ученых … 248Ф. Гернек. Некоторые главные вопросы исследования условий деятельности
и характерных особенностей научных школ ..262К. А. Ланге. Классические и современные научные школы и научноисследовательские объединения.265C. Д. Хайтун. Об историческом развитии понятия научной школы …275А. Н. Ткаченко. О категориальном профиле научной школы ..286Б. А. Фролов. Мотивация и преемственность в научной школе . …291Б. М. Недров. Научная школа и ее руководитель …300К. Швабе. О качествах руководителя научной школы ..311Е. С. Бойко. Феномен преемственности в развитии научной школы .319А. М. Цукерман. Образ мышления лидера как один из определяющих факторов
формирования научной школы (школа А. П. Терентьева) .347ХАРАКТЕРИСТИКА НАУЧНЫХ ШКОЛ В РАЗЛИЧНЫХ ОБЛАСТЯХ НАУКИП. В. Боярский, Н. А. Гаврюшин. Научная школа как коллективное творческое сознание .354В. П. Карцев. Открытие Кавендишской лаборатории и первые годы кавендишской физической школы…363А. Н. Кривочазов. Научные школы: фундаментальные открытия и вопросы престижа …380Г. В. Быков. Основные химические школы середины XIX в .399Г.-Ю. Тредер. Либих и открытие закона сохранения энергии … 408К. Гейниг. О значении научной периодики в формировании научной школы Либиха …416А. А. Макареня. Научные школы химиков Петербургского университета …423Л. Лескер. Характерные особенности школы Эмиля Фишера . . . . 430A. С. Мозжухин. Физиологические школы Военно-медицинской академии …443Ф. Клемм. Возникновение, основные идеи и характерные черты научной школы А. Тэра ..448B. Н. Гутина. О научной школе Л. Пастера ..459C. А. Чеснокова, М. Линдеман. Физиологическая школа Карла Людвига ..472П. А. Григорян. Становление казанской физиологической школы (школа Н. О. Ковалевского) …476Ю. А. Зиневич. Становление школы Е. Н. Павловского .486А. А. Баев. О научных школах .503К. Шрейбер. Несколько мыслей о значении научных школ . . 504Сведения об авторах 507Предметный указатель 509Указатель имен 516
P.S. Специально для platonanet.org.ua. Ресурс благодарит пользователя за предоставленный материал
-
Назад
-
Вперёд
Основные типы
В настоящее время выделяют разные подходы к классификации и определению видов научных школ. Среди самых распространенных представлений о данном явлении можно выделить: направление в науке, появившееся благодаря какой-то научной традиции. Такая традиция может принадлежать как отдельным ученым, так и целым исследовательским коллективам.
В качестве примера можно привести в психологии — школу самоанализа, в управлении — административную школу, в экономике — институциональную школу.
Свою дееспособность и эффективность продемонстрировал вариант формирования и обучения исследователей в научно-образовательных школах.
Среди примеров можно рассмотреть австрийскую (Венскую) экономическую школу _ маржинализм, МГТУ имени Баумана — ракетостроение, МИФИ — атомная энергетика.
Интерес представляют научно-производственные школы, в которых совместными исследовательских коллективов решаются глобальные проблемы.
В отечественной науке яркими примерами являются:
- в физиологии школа им. И. М. Сеченова;
- в авиастроении школа А. Н. Туполева;
- в ракетостроении школа С. П. Королева;
- в физике школа Л. Д. Ландау
Нельзя обойти стороной и исследовательские организации, которые доказали свою способность обеспечивать условия для работы ученых, сделавших существенный вклад в развитие мировой науки. Среди ярких примеров выделим Франкфуртскую школу на основе Института социальных исследований (Г. Маркузе, Т. Адорно, Ф. Поллак); Кавендишскую лабораторию Кембриджа (Дж. Томпсон, Дж. Максвелл, Н. Бора, Э. Резерфорд).
Подводя промежуточные итоги, отметим, что понятие «научная школа» можно ограничить четырьмя важнейшими направлениями:
- школа — конкретное научное направление (формируется через общую парадигму исследовательской работы);
- школа — образовательная система (определяется через общую подготовку к исследованиям);
- школа — производственная система (совместная деятельность науки и производства);
- школа — инкубатор (характеризует общность мировоззрения, норм, ценностей, традиций)
Школа количественных методов
Ключевой характеристикой школы количественных методов является замена словесных рассуждений моделями, символами и количественными значениями. Она базируется на достижениях таких наук, как математика, кибернетика, статистика; на использовании математических методов и моделей при подготовке управленческих решений.
Представителями этой школы являются: Л.В. Канторович (лауреат Нобелевской премии), В.В. Новожилов, Л. Берталанфи, Р. Акофф, А. Гольдбергер и др.
Школа количественных методов исходит из того, что математические методы и модели позволяют описывать различные бизнес-процессы и отношения между ними. Поэтому целесообразно проблемы, возникающие в бизнес-процессах организации, решать на основе исследования операций и математических моделей.
Тезис «наука только тогда достигает совершенства, когда ей удается пользоваться математикой» является основанием для присвоения этой школе другого названия: «школа науки управления». Эта школа применила экономике-математические методы, теорию исследования операций, статистику, кибернетику и подобное для решения задач управления, чем внесла существенный вклад в развитие науки управления.
Исследование операций — применение методов научного исследования к операционным проблемам организации. При этом подходе вначале исследования уточняется проблема. Затем разрабатывается модель ситуации. После ее создания переменным задаются количественные значения и находится оптимальное решение.
В настоящее время количественные методы управления получают новое развитие в связи с широким использованием компьютеров. Компьютер позволил исследователям операций конструировать математические модели возрастающей сложности, которые в большей мере приближаются к реальности и, следовательно, являются наиболее точными.
Ключевой характеристикой школы является замена словесных рассуждений моделями, символами и количественными значениями.
Дальнейшее развитие методов математического моделирования нашло свое отражение в возникновении теории принятия решений. Первоначально это теоретическое направление основывалось на использовании алгоритмов выработки оптимальных решений. Позднее начали применяться количественные (прикладные и абстрактные) модели экономических явлений, таких как модель затрат и выпуска продукции, модель научно-технического и экономического развития и т.п.
Вклад школы науки управления в теорию менеджмента.
- Углубление понимания сложных управленческих проблем благодаря разработке и применению моделей, в том числе экономико- математических.
- Развитие количественных методов в помощь руководителям, принимающим решения в сложных ситуациях.
- Использование информационных технологий в управлении.
- Разработка общей теории управления.
Влияние школы науки управления растет, поскольку она рассматривается как дополнение к существующей и широко применяемой концептуальной основе процессного, системного и ситуационного подходов.
Экономика фирмы
Менеджмент фирмы
Школы управления
Школа человеческих отношений (1930-1950 гг.)
Классические научные школы менеджмента не учитывали один из основных элементов успешности организации – человеческий фактор. Недостатки предыдущих подходов разрешила неоклассическая школа. Ее весомым вкладом в развитие менеджмента стало применение знаний о межличностных отношениях. Движения за человеческие отношения и поведенческие науки – это первые научные школы менеджмента, которые использовали достижения психологии и социологи. Развитие школы человеческих отношений началось благодаря двум ученым: Мери Паркер Фоллетт и Элтону Мэйо.
Мисс Фоллетт первой пришла к мысли, что менеджмент является обеспечением выполнения работы с помощью других людей. Она считала, что управленец не должен только формально относиться с подчиненными, а должен стать для них лидером.
Мэйо доказал на основе экспериментов, что четкие нормативы, инструкции и достойная оплата труда не всегда ведут к повышению производительности, как считал основатель школы научного менеджмента Тейлор. Отношения в коллективе часто превосходят усилия руководства. Например, мнение коллег может стать более важным для сотрудника стимулом, чем указания менеджера или материальное вознаграждение. Благодаря Мэйо зародилась социальная философия менеджмента.
Свои эксперименты Мэйо осуществлял в течение 13 лет на заводе в Хортоне. Он доказал, что изменить отношение людей к работе можно благодаря групповому влиянию. Мэйо советовал использовать в менеджменте духовные стимулы, например, связь работника с коллегами
Он призывал руководителей обращать внимание на взаимоотношения в коллективе
«Хортонские эксперименты» стали началом:
- изучения коллективных взаимоотношений на многих предприятиях;
- учета групповых психологических явлений;
- выявления трудовой мотивации;
- исследований отношений между людьми;
- выявления роли каждого сотрудника и небольшой группы в рабочем коллективе.
Характеристика
Школа предполагает наличие научного лидера (учителя или идеи, после его смерти) и последователей (учеников).
Несколько научных школ могут одновременно решать одни и те же научные задачи, однако при этом различаться в теоретических основах (принципах) и практических подходах к их решению, программах, методах и инструментах. Этим объясняется разнообразие результатов, достигнутых учёными разных школ.
Научные школы становятся очагами наиболее интенсивной концентрации творческой энергии, наиболее активно воздействуя на научный прогресс.
Школы — симптом незрелости науки. С утверждением парадигмы и переходом к «нормальной» науке школы сходят со сцены. Устанавливается общность теоретических и методических позиций всех представителей данной науки.
- Научная школа характеризуется общими
- научным языком
- системой взглядов
- методами исследований
- научными ценностями
Научная школа стремится к пропаганде своей научной традиции и своих результатов. Её самоидентификация и обособленность достигается через определение границ исследований.
- Этапы через которые проходят научные школы
- Исследовательская программа объединяет учёных.
- Исследовательский коллектив превращается в школу.
- Зарождение нового научного направления, раздела или дисциплины.
- Научно-образовательная школа для новых поколений учёных.
- Возникновение новых школ из предшествующих.
- Конкуренция школ в развитых науках.
- Исчерпанность исследовательской программы. Затухание и распад школы.
Вопрос о жизненных циклах научных школ менее всего разработан в научной литературе. Иногда они прекращают своё существование просто из-за нехватки финансирования. Однако, при определении ведущих школ часто не учитывается их жизненный цикл, поэтому зачастую получают поддержку именитые, но застывшие в своем развитии, а не становящиеся и весьма перспективные научные школы.
Вырождение научных школ (их угасание) происходит в двух основных формах: бюрократизации и коммерциализации. Обе эти формы связаны с модернизацией и модификацией уже имеющихся результатов, сводятся к управлению проектами вместо научного поиска, что убивает творчество, а следовательно саму научную школу.
FAQ. Вопросы от родителей
Обучение пройдёт в учебном центре НИУ ВШЭ «Вороново».
Кто это будет оплачивать?
Участие в Школе частично оплачивается. Оргвзнос в размере 12800 рублей включает оплату пятиразового питания в период обучения в УЦ Вороново и трансфер школьников от Вышки до УЦ и обратно. Оплату проживания, обучения и остальные расходы берёт на себя НИУ ВШЭ. Проезд до Москвы и обратно иногородние участники оплачивают самостоятельно. Детали оплаты мы сообщим участникам, прошедшим отбор.
Будут ли учтены потребности участников, нуждающихся в особом режиме питания?
Да, но о пищевых предпочтениях нужно сообщить организаторам заранее.
Кто является главным в школе ФСН и как его можно найти?
Что делать, если я не могу дозвониться до ребенка?
Если Вы не можете дозвониться до ребенка, Вы всегда можете позвонить координаторам проекта: — Валерия Мошенко: +7 (977) 445-0250;— Екатерина Шевченко: +7 (977) 753-0409.
Получу ли я контакты вожатых/сопровождающих?
Контакты сопровождающих и всех тех, к кому надо обращаться во время школы, будут высланы после отбора и подтверждения участников школы.
Школа-направление
Научная жизнь — это постоянная смена теорий, моделей, гипотез.
Школа — невидимый колледж — это промежуточное звено между научным течением, нуждающимся в лидере, и творческим объединением ученых, которые придерживаются одной научной идеи.
Среди их отличительных признаков можно упомянуть присутствие четкого ядра. Его составляет группа ученых, занимающих в научном сообществе «вершину пирамиды».
Примером такого устройства является Тартуско-Московская семиотическая школа, которую возглавляет Ю. М. Лотман.
Она объединила в себе сразу две культурные традиции, направления литературоведов и лингвистов. Ее представители собирались на конференции, проходящие в Тарту и в Кяэрику, начина с 1964 года.
Основой школы стала исследовательская программа (парадигма), которая позволяет генерировать новые знания, искать новые факты, решать конкретные задачи.
Среди ее обязательных элементов выделим метафизические парадигмы, символические обобщения, общий научный язык, сходные способы решения конкретной задачи, методы исследования.
Для научной школы – направления не характерна рутинность создания, применения, передачи знаний. В ней есть коллективное творчество, взаимное обогащение новыми научными фактами и знаниями.
Развитие школы научного управления
Фрэнк и Лилиан Гилбреты изучали факторы, влияющие на производительность труда. Чтобы зафиксировать движения при выполнении операций они использовали кинокамеру и прибор собственного изобретения (микрохронометр). Исследования позволили изменить ход работ, устранив лишние движения.
Гилбреты применяли стандарты и оборудование на производстве, что в дальнейшем привело к появлению рабочих нормативов, которые внедрили научные школы менеджмента. Ф. Гилбрет исследовал факторы, оказывающие влияние на производительность труда. Он разбил их на три группы:
- Переменные факторы, связанные со здоровьем, образом жизни, телосложением культурным уровнем, образованием.
- Переменные факторы, связанные с условиями труда, обстановкой, материалами, оборудованием и инструментами.
- Переменные факторы, связанные со скоростью движений: быстрота, результативность, автоматичность и другие.
В результате исследований Гилберт пришел к выводу, что факторы движения являются самыми значимыми.
Основные положения школы научного менеджмента были доработаны Максом Вебером. Ученый сформулировал шесть принципов для рационального функционирования предприятия, которые заключались в рациональности, инструктировании, нормировании, разделении труда, специализации руководящего состава, регламентации функций и подчинении общей цели.
Школа научного менеджмента Ф. Тейлора и его дело были продолжены вкладом Генри Форда, дополнившего принципы Тейлора, осуществив стандартизацию всех процессов на производстве, разделив операции на этапы. Форд механизировал и синхронизировал производство, организовав его по принципу конвейера, за счет чего себестоимость уменьшилась в 9 раз.
Первые научные школы менеджмента стали надежным фундаментом для развития управленческой науки. Школу Тейлора отличают не только многие сильные стороны, но и недостатки: изучение управления под углом механического подхода, мотивация через удовлетворение утилитарных потребностей рабочих.
Научно-образовательная школа
Ее как совокупность методических средств и приемов, ценностей и норм, принято отождествлять с самой образовательной организацией. В реальности она может быть тем местом, где уже есть уникальная методика подготовки научных кадров, но первоначальной считают систему подготовки, которая реализуется в отдельных педагогах (ученых). К примеру, научно-образовательные школы Сеченова и Жуковского включают в себя несколько крупных учебных заведений, в которых преподавали не только они сами, но и их ученики.
Какими отличительными чертами обладают такие школы? Для них свойственно развертывание картины достижений мировой науки перед слушателями в конкретной области знания, использование идейно-теоретической традиции, творческая мотивация, воспитание в слушателях исследовательского стиля мышления.
Ярким примером научно-образовательной школы можно считать Венский университет (Венскую экономическую школу).
Среди ее знаменитых учеников можно выделить родоначальников экономической австрийской школы: Ф. Визера, К. Менгера. Получив специализацию по экономике, они стали преподавателям Венского университета. Эстафету подхватили их ученики.
Также отличным примером является отечественная школа авиастроения, основателем которой стал выпускник МГУ Н. Е. Жуковский. Те идеи, которые были заложены «отцом российского авиастроения», и настоящее время профессора передают слушателям.