Ленинские горы
Содержание:
История
История возникновения этой местности (Ленинские горы) уходит в далекие времена. Название ее произошло от древнейшего села Воробьево. Известно, что княгиня Софья (дочь литовского великого князя и жена князя московского Василия I) в конце XV века приобрела у православного священника (прозвище его Воробей) село с названием Воробьево. По неточным данным существует вероятность, что село это является старейшим поселением, существовавшим когда-то на территории современной Москвы. Оно превратилось в резиденцию (летнюю) великого князя, а в последующем — и царя.
Многочисленные туристы издавна посещают Ленинские горы. Москва с этого места обозревается великолепно. Воробьевы горы – своего рода, площадка обозрения для некоторых завоевателей города. С этого места смотрел на Москву Казы-Гирей (крымский хан) и Хоткевич (польский гетман). В XVII-XVIII веках у подножия гор Воробьевых (северная часть) существовал монастырь, называемый Андреевским, а вторая половина XIX века знаменательна тем, что этот уголок приобрел популярность как дачная местность.
Точно неизвестно, когда Воробьевы горы переименовались в Ленинские. Существует 3 даты: 1924 г., 1935 г. и 1936 г. Многие историки утверждают, что это произошло в память о В. И. Ленине, в год его смерти. Некоторые утверждают, что переименование является результатом строительства в этой местности крупного центра физкультуры им. Ленина.
В 1999 году горам официально было возвращено старое историческое название. В это же время была переименована и станция московского метрополитена.
Сегодня микрорайон, в отличие от станции метро и парка, не переименовался в Воробьёвы горы. К примеру, адрес основного здания главного Московского университета официально пишется следующим образом: Москва, 119991, Ленинские горы, МГУ, дом 1.
Инфраструктура, достопримечательности
Здесь расположены улицы Лебедева, Менделеевская, Академиков Самарского и Хохлова, Университетская площадь и Университетский пр-т.
На территории района (Ленинские горы) находятся корпуса знаменитого МГУ им. М. В. Ломоносова, сад Ботанический МГУ и много других исторически значимых сооружений. Вблизи находятся станции «Университет» и «Воробьевы горы» московского метро.
Смотровая площадка, возвышающаяся напротив высотки МГУ (главного здания), длительное время была популярнейшим местом отдыха многих жителей Москвы и гостей столицы. Ее высота составляет примерно 80 метров над уровнем р. Москвы, что позволяет увидеть захватывающую панораму города.
Невдалеке от смотровой площадки на горах Воробьевых расположена церковь Троицы Живоначальной. Это чудом уцелевшее в годы борьбы с фашистами архитектурное сооружение. Когда оно было возведено, неизвестно. Но о нем упоминает Толстой Л. Н. в своем всемирно известном романе «Война и мир».
Примечания
- . mosmetro.ru. ГУП «Московский метрополитен». Дата обращения 21 ноября 2017.
- Наумов М. С. Под семью холмами: Прошлое и настоящее московского метро. — М.: АНО ИЦ «Москвоведение»; ОАО «Московские учебники», 2010. — С. 160. — 448 с. — ISBN 978-5-7853-1341-5.
- На мемориальной станционной табличке годом переименования ошибочно указан 2002 год
- ↑
- ↑ . Метро городов России и мира. Дата обращения 20 октября 2017.
- ↑ Анна Броновицкая, Николай Малинин,Ольга Казакова. Москва. Архитектура советского модернизма 1955 — 1991 гг. Справочник-путеводитель. — М.: Garage, 2016. — С. 38—41. — 328 с. — ISBN 978-5-9905612-7-4.
- ↑ . Дата обращения 22 июля 2018.
- Виктория Кузьменко. . Lenta.ru (12 июля 2015). Дата обращения 20 октября 2017.
- . Узнай Москву. Дата обращения 20 октября 2017.
- (недоступная ссылка). Дата обращения 13 августа 2014.
- . mosmetro.ru. ГУП «Московский метрополитен».
Расположение
Воробьевы горы (в 1924-1991 годы – Ленинские) расположены в юго-западной части города Москвы, напротив спортивного комплекса «Лужники». Как и все московские горы, и эти не соответствуют данному статусу, потому что это просто холмистая часть берега Москва-реки (часть возвышенности Теплостанской), подмытая течением. Горы Воробьевы являются одними из семи холмов, на которых был возведен город Москва. Протягиваются они от устья р. Сетуни до самого Андреевского моста. С Нескучным садом соприкасается южная граница холмов.
Расположены горы Воробьевы практически в центре столицы России, примерно в 5,5 километрах от Кремля, и в 13 от МКАД.
История
Первоначальный проект
Станция метро «Ленинские горы» была открыта 12 января года в составе участка Сокольнической линии «Спортивная» — «Университет», после ввода в эксплуатацию которого в Московском метрополитене стало 55 станций. Для удешевления строительства использовался уникальный проект проложения линии метрополитена по метромосту, вместо предложенного ранее плана тоннеля под Москвой-рекой. Станция располагалась на нижнем ярусе Лужнецкого метромоста (сооружённого в году), в то время как по его верхнему ярусу осуществлялось автомобильное движение. На момент открытия станция длиной 282 метра и шириной 17,6 метров была самой широкой и протяжённой в Московском метрополитене. Оформление станции было простым, во многом аналогичным открытым в это же время наземным станциям Филёвской линии: асфальтированный пол, столбы вместо колонн, простые потолочные светильники вместо люстр, а основным акцентом служило волнообразное перекрытие среднего нефа. Строительство велось с опережением, что привело к ряду ошибок при проектировании. Для экономии металла и уменьшения шума металлические опоры были заменены железобетонными, а для предотвращения застывания бетона при ведении работ в зимние месяцы в смесь был добавлен нитрат натрия (соль), спровоцировавший коррозию металла. Ржавея, арматура увеличивалась в объёме, создавая в плитах внутреннее давление, что разрушало их и нарушало гидроизоляцию. Уже 8 июля 1959 года из-за сильного ливня смешанная с грязью вода протекала в вестибюль и поезда. В июне года с 4-метровой высоты начали обрушаться дюралевые листы карниза. Со временем мост потерял 60 % несущей способности, после начала разрушения бетонных перекрытий 20 (по другим данным 25) октября 1983 года станция была закрыта для пассажиров, с года поезда были направлены по отдельным мостам на собственных опорах, сооружённым по обе стороны от основного, а автомобильное движение по верхнему ярусу было прекращено позднее из-за отсутствия равноценной объездной магистрали.
Реконструкция
В годы Перестройки и в первые годы после распада СССР отсутствие финансирования не позволяло вести реконструкцию.
12 мая 1999 года постановлением правительства Москвы станция получила название «Воробьёвы горы» в связи с переименованием парка Ленинские горы в Воробьёвы горы. Данное решение опиралось на принятый в 1998 году закон города Москвы о топонимах, согласно которому «названия станций метрополитена должны максимально соответствовать наименованиям наземных транспортных, природных, историко-культурных, градостроительных и иных значимых объектов города».
Активная фаза работ по реконструкции станции пришлась на — годы — период строительства Третьего транспортного кольца, когда был возведён Бережковский мост, и таким образом, появилась возможность объезда. Таким образом, восстановление заняло 19 лет. Летом года было ограничено движение поездов по мосту. С 6 июля по 5 августа года участок «Спортивная» — «Юго-Западная» был полностью закрыт. За это время были подведены конструкции объездных мостов к основной платформе станции, переложены пути и произведено остекление станции стеклопакетами. Повторно станция была открыта 14 декабря 2002 года. Станция была фактически построена заново, её новая протяжённость составила 270 метров, а ширина увеличилась на 3. Новый интерьер глава столичного метро Дмитрий Гаев охарактеризовал как приведение к «общему стилю Московского метрополитена»: пол был выложен серым гранитом, опоры и стены подходных коридоров — облицованы белым и зелёным мрамором. По сравнению со старой конструкцией, новые колонны стали значительно толще, а места прохождения арочных конструкций через станционный зал закрыты стеновыми конструкциями, облицованными мрамором.
В ноябре 2010 года на станции было открыто выставочное пространство — 10 стеклянных вращающихся витрин с подсветкой, где в разные годы были представлены экспонаты из собраний Государственного Дарвиновского музея, Государственного музея спорта, Музея Москвы, Русского географического общества и Роскосмоса, крупных фарфоровых заводов и Государственного театра кукол.
Станция в цифрах
- Длина зала вместе с подходными коридорами составляет 284 метра (самая длинная открытая часть в Московском метрополитене)
- Длина метромоста с эстакадами составляет 1179 метров, а полная длина — 2030 метров.
- Код станции — 016.
- Время открытия южного вестибюля для входа пассажиров — 7 часов 00 минут, северного — 5 часов 35 минут; время закрытия южного вестибюля в 22 часа 00 минут, северного в 1 час ночи.
- Таблица времени прохождения первого поезда через станцию:
По чётным числам | Будниедни | Выходныедни |
---|---|---|
По нечётным числам | ||
В сторону станции«Спортивная» | 05:44:00 | 05:44:00 |
05:44:00 | 05:44:00 | |
В сторону станции«Университет» | 05:53:00 | 05:53:00 |
05:53:00 | 05:53:00 |
Эскалаторная галерея на Воробьёвых Горах
Основная статья: Эскалаторная галерея на Воробьёвых Горах
Неподалёку от станции в природном заказнике «Воробьёвы горы» находится ранее работавшая в 1959—1988 гг. эскалаторная галерея (открыта 22 июля 1959 г.), которая выполняла функцию доставки пассажиров из метро и парка на улицу Косыгина и обратно. После закрытия станции метро в 1983 году эскалаторная галерея ещё работала некоторое время. Галерея была сооружена по типовому проекту одновременно со станцией. Она была оборудована трёхленточным эскалатором и имела два вестибюля — верхний (на ул. Косыгина) и нижний (в парке). До станции пассажирам приходилось идти по существующим парковым дорожкам.
После реконструкции станции галерея не была восстановлена. Сейчас от станции на улицу Косыгина можно попасть только пешком через лесопарк, поднявшись по обходным тропинкам.
Тем не менее, в сентябре 2018 года появился проект капитальной реконструкции эскалаторной галереи, строения были огорожены строительным забором, началась подготовка к реконструкции.
Заключение
Ленинские горы в 1987 году были объявлены природным памятником. В 1988 году на этом месте создан Государственный природный заповедник «Воробьевы горы». И сегодня заказник занимается проектами, целью которых является охрана наследия (исторического и природного) города Москвы. В рамках этих проектов были разработаны различные эколого-туристические маршруты, по которым проводятся экскурсии, среди школьников ведется экологическое просвещение, а также ведутся исследования.
Следует отметить, что на Воробьевых горах никогда не велось строительство и земли не применялись для сельскохозяйственных нужд. Это связано с тем, что в этих местах наблюдаются большие перепады рельефа, а также происходят довольно активные оползневые процессы.