Историко-филологический факультет московского университета

Международное сотрудничество

Факультет имеет широкие международные связи, благодаря которым, преподаватели и студенты участвуют в международных научных конференциях, осуществляется обмен учеными и студентами, организуются учебно-ознакомительные поездки, в том числе: с Францией (Париж, Сержи-Понтуаз), Германией (Бремен), Сербией (Белград, Косовска-Митровица), Арменией (Ереван), Беларусью (Минск, Брест), Киргизией (Бишкек, Ош), Венгрией (Будапешт), США (Теннеси), Болгарией (Велико Тырново), Польшей (Варшава, Ополе), Финляндией (Хельсинки), Швецией (Упсала), Сингапуром и др.

Осуществляется сотрудничество и обмен в области полевых археологических исследований. Ежегодно студенты, аспиранты и преподаватели факультета принимают участие в научных конференциях за рубежом. .

Обучение

Согласно Уставу (§ 33) и распоряжению министра народного просвещения от 21.04.1879 г., в институт принимались достигшие 17-летнего возраста выпускники классических гимназий и окончившие духовные семинарии по 1-му разряду, после сдачи экзаменов «назначенных Конференцею и во всяком случае из древних языков».

«В институте существовал четкий распорядок. Каждый день подъем учащихся производился в 7 часов утра, затем молитва, уборка помещений и завтрак. До обеда планировались четыре лекции по 50 минут и две лекции после обеда, затем чай, ужин, личные занятия, вечерняя молитва и в 23 часа отбой. В учебные дни студенты могли отлучиться из института только с разрешения дежурного наставника и с записью в книге у швейцара после 14 часов; в воскресные и праздничные дни также после обедни».

Курс обучения был рассчитан на четыре года. Первые два года — общие и теоретические курсы, следующие два — специальные и практические (§ 24). При переходе на третий курс происходит самостоятельный выбор студентом одной из специализаций:

  • древние языки (с 1869 по 1918);
  • русская словесность (с 1869 по 1884);
  • история (с 1869 по 1875);
  • история и география (с 1883 по 1894).

Состав специализаций и их количество изменялись в соответствии с потребностями в российской системе образования.

Предметы:

  • Закон Божий;
  • философия (логика, психология и история философии);
  • педагогика, дидактика и школьная гигиена;
  • греческая словесность (греческий язык и толкование авторов, история греческой литературы и греческие древности);
  • римская словесность (латынь и толкование авторов, история римской литературы и римские древности);
  • русская словесность (история церковно-славянского и русского языков, история русской литературы и главнейшие славянские наречия — последние отменены с 1872);
  • история всеобщая;
  • история русская;
  • география политическая, физическая и математическая;
  • языки французский и немецкий.

«Студенты всех разрядов во все 4 года обязательно занимаются древними языками. Число лекций 20—27 в неделю. Для проверки занятий студентов назначены: репетиции (по две в неделю), экзамены (по всем предметам ежегодно), домашние чтения (по древним авторам и какому-либо отделу истории или словесности) и курсовые сочинения».

На четвёртом курсе студенты посещали уроки наставников-руководителей в разных классах существовавшей при институте гимназии и давали пробные уроки в присутствии директора или инспектора института и своих товарищей по специализации.

«В конце каждого учебного года студенты подвергались экзаменам, но с предварительным предъявлением всех письменных работ, заданных преподавателями в течение года. Переэкзаменовка ни под каким видом не разрешалась. Не сдавший экзамен по какому-либо предмету немедленно отчислялся: восстановление на тот же курс через год разрешалось только министром. Несмотря на жесткость условий приема и обучения, желающих учиться в вузе было много: на 20-25 мест ежегодно подавалось до 150 заявлений. Подавляющее большинство абитуриентов, а затем и студентов института — это выпускники духовных семинарий, дети священнослужителей».

Успешно кончившие курс обучения получали звание учителя гимназии с такими же правами, которые получали кандидаты университетов (получавшие диплом 1-й степени).

Поскольку учащиеся были на полном казённом содержании, они должны были после окончания не менее шести лет служить в ведомстве Министерства народного просвещения.

Источники и литература:

  • Государственный архив Томской области (ГАТО). Ф-102. Оп. 1. Д. 826;
  • Российский государственный исторический архив (РГИА). Ф. 733. Оп. 226. Д. 311;
  • ГАТО. Ф. 815. Оп. 1. Д. 80;
  • ГАТО. Ф. Р-815. Оп. 1. Д. 43. Д. 89;
  • Центр документации новейшей истории ТО ЦДНИ ТО. Ф. 115. Оп. 4. Д. 6;
  • Черняк Э.И. Проблемная лаборатория истории, археологии и этнографии Сибири как центр комплексных исследований Сибирского региона // Факторы формирования духовного мира и социального облика населения Западной Сибири с древности до современности: Научный ежегодник Томского МИОН. – 2003: Кол. монография / Отв. ред. М.А. Воскресенская. Томск: Изд-во НТЛ, 2004. (Серия “Монографии”, вып. 8);

Деканы

  • акад. И. И. Мещанинов (1937—1938)
  • акад. В. Ф. Шишмарёв (1938—1939)
  • член-корр. АН СССР С. Г. Бархударов (1939—1940)
  • А. П. Рифтин (1940—1942)
  • д.фил.н. Г. А. Гуковский (1942—1943, и. о.)
  • член-корр. АН СССР С. Д. Балухатый (1943—1945)
  • акад. М. П. Алексеев (1945—1947, 1950—1953)
  • член-корр. РАН Р. А. Будагов (1947—1948)
  • член-корр. РАН Г. П. Бердников (1948—1950)
  • д.фил.н. А. В. Западов (1953—1954)
  • д.фил.н. Б. А. Ларин (1954—1958, 1960—1962)
  • д.фил.н. И. П. Ерёмин (1958—1960)
  • член-корр. АН СССР Б. Г. Реизов (1963—1968)
  • д.фил.н. В. Е. Балахонов (1968—1973)
  • д.фил.н. В. Д. Андреев (1973—1997)
  • д.фил.н. С. И. Богданов (1998—2010)
  • д.фил.н. Л. А. Вербицкая (2010—2019)

Примечания

  1. Капцугович И. С. У истоков. Историко-публицистический очерк о возникновении высшего педагогического образования на Урале. Пермь: Книжный мир, 2014. 261 с. С. 71.
  2. Капцугович И. С. У истоков. Историко-публицистический очерк о возникновении высшего педагогического образования на Урале. Пермь: Книжный мир, 2014. 261 с.
  3. Перестройка высшей школы в восстановительный период. Дальнейшее развитие университета. 1921–1925 гг. // Пермский государственный университет им. Горького: Исторический очерк. 1916–1966. Под ред. Ф. С. Горового. Пермь: Кн. изд-во, 1966. 292 с. С. 36.
  4. Университет на пути к зрелости // Кертман Л. Е., Васильева Н. Е., Шустов С. Г. Первый на Урале. — Пермь: Пермское книжное издательство, 1987. — 234 с. С С. 113.
  5. Свеча горела… Книга о профессоре Пермского государственного университета С. Я. Фрадкиной. — Пермь: ПГУ, 2008. — 273 с.
  6. Молотовский государственный университет им. М. Горького. Приказ № 112 от 15 августа 1941 года, § 87. // Данные архива ПГНИУ.
  7. Молотовский государственный университет им. М. Горького. Приказ № 113 от 18 августа 1941 года, § 18. // Данные архива ПГНИУ.
  8. Молотовский государственный университет им. М. Горького. Приказ № 112 от 15 августа 1941 года, § 76. // Данные архива ПГНИУ.
  9. Молотовский государственный университет им. М. Горького. Приказ № 141 от 28 октября 1941 года, § 16. // Данные архива ПГНИУ.
  10. ↑ Молотовский государственный университет им. М. Горького. Приказ № 155 от 3 декабря 1941 года, § 1. // Данные архива ПГНИУ.
  11. Молотовский государственный университет им. М. Горького. Приказ № 3 от 5 января 1944 года, § 1. // Данные архива ПГНИУ.
  12. Молотовский государственный университет им. М. Горького. Приказ № 160 от 27 декабря 1943 года, § 2. // Данные архива ПГНИУ.
  13. Молотовский государственный университет им. М. Горького. Приказ № 349 от 22 декабря 1943 года, § 1. // Данные архива ПГНИУ.
  14. Богословская О. И. М. А. Генкель — заведующая кафедрой русского языка и общего языкознания (Золотой век её кафедры) // Пермский университет в воспоминаниях современников / Отв. за вып. А. С. Стабровский. Пермь: Издательство Пермского университета, 1996. Вып. III. Уральские просветители: семья Генкель. 156 с. 134–141.

2019

Белгородский диалог — 2019 (сб. материалов)

Иресиона. Вып. VI. К 40-летию начала антиковедческих исследований на кафедре всеобщей истории (сб. матер. науч. сессии)

  Загрузить

Карамзинские чтения — 2018 (сб. материалов научно-практической конференции)

  Загрузить

Классическая и византийская традиция. 2019 (сб. науч. статей)

  Загрузить

Кондаковские чтения — VI : Античность — Византия — Древняя Русь (сб. науч. статей)

  Загрузить

Мир поздней античности. Выпуск 12. Присциан Грамматик и его наследие. Панегирик императору Анастасию

  Загрузить

Мир поздней античности. Выпуск 13. Дамаский. Философская история (Жизнь Исидора)

  Загрузить

Мир поздней античности. Выпуск 14. Захария Схоластик. Жизнь Севера

  Загрузить

Прокопенко С.Н., Рябцева М.Л. Античность в интернете (учебное пособие)

  Загрузить

Семичева Е.А., Литовченко Е.В. Специфика курсовой работы по всеобщей истории (учебно-методическое пособие)

  Загрузить

ЭРГАСТИРИЙ Сборник материалов III Всероссийской с международным участием летней школы по византиноведению (г. Белгород, август 2019)

  Загрузить

Выпускники

В год образования института (1867) было принято 23 студента. Согласно уставу (§ 6), штатное количество учащихся было определено в 100 человек (по 25 на каждом курсе). С 1867 по 1894 год состоялось 24 выпуска; «среднее число окончивших курс около 20, наибольшее — 27 и наименьшее — 9.» Общее число всех окончивших к 1894 — 491; из них по разряду древних языков — 234, русской словесности — 132, истории и географии — 125. Около 450 назначено учителями, по преимуществу древних языков. К 1909 году (после 38 выпусков) резко выросло число «историков»; всего из 728 выпускников стало: по разряду классических языков 292 (40%), русской словесности — 188 (26%), истории и географии — 248 (34%). Самый большой выпуск состоялся в 1908 году — 36 человек; самые малочисленные: 1893 — 6 выпускников, 1900 — 5, 1904 — 4.

Известные выпускники

См. также: Категория:Выпускники Петербургского историко-филологического института

1871
1876
1878
1881
1882
1892
  • Крюков, Фёдор Дмитриевич
  • Ловягин, Александр Михайлович
  • Малеин, Александр Иустинович
  • Новосадский, Николай Иванович
1898

Варнеке, Борис Васильевич

1914

Мощанский, Павел Дмитриевич

1917

Виноградов, Виктор Владимирович

Здание и внутренняя планировка

Институт разместился в здании бывшего дворца императора Петра II (нынешний адрес — Университетская набережная, 11), где перед этим два года находилась холерная больница. Слева располагались Первый кадетский корпус и Павловское военное училище; справа, в бывшем здании Двенадцати коллегий, — Санкт-Петербургский университет. Ныне здесь располагаются филологический и Восточный факультеты Санкт-Петербургского университета.

На первом этаже находились квартиры директора института, инспектора, заведующего хозяйством и профессоров. Выше находились учебные аудитории. Студенческие комнаты, на 3—8 человек, были в западном крыле здания. Часть их окон была обращена к Неве. Переулок, куда выходила большая часть окон, стал с 16 апреля 1887 года называться Филологическим.

Открытая при институте 1 июля 1870 года Институтская («Филологическая») мужская гимназия (здесь проходили практику студенты четвёртого курса института), была размещена в восточном флигеле; основной вход в гимназию был со стороны ректорского флигеля. Первым директором гимназии стал Ф. А. Струве. Учащимся гимназии, в отличие от студентов, общежития не предоставлялось. Первый выпуск гимназии состоялся в 1877 году; среди шести выпускников был С. С. Абамелек-Лазарев.

На втором этаже находился актовый зал. Справа от него, в конце главного коридора, находились профессорская и библиотека, в которой по состоянию на 1901 год насчитывалось 4256 книг на 12 языках; на закупку книг ежегодно выделялось 2 тысячи рублей, кроме того, она регулярно пополнялась за счёт пожертвований.

1945-1974 гг.

Историко-филологический факультет после войны состоял из трех отделений: исторического, русского языка и литературы и классической филологии. В составе исторического отделения было три кафедры. Кафедрой древней истории заведовал профессор К.Э. Гриневич вплоть до своего отъезда из Томска в 1948 г. Затем она была преобразована в кафедру древнего мира и средних веков. Заведовать кафедрой стал фронтовик, доцент А.И. Данилов. Кафедру истории СССР возглавлял доцент В.Ю. Гессен, после его отъезда некоторое время ею руководил И.В. Кузнецов, в 1949 г. из Москвы в Томск приехал профессор И.М. Разгон и стал завкафедрой. Кафедрой новой и новейшей истории до 1951 г. заведовал доцент Р.Е. Кугель. Однако в 1951 г. после его увольнения эта кафедра была объединена с кафедрой древней и средней истории и стала называться кафедрой всеобщей истории. Ею стал заведовать приехавший в Томск из Ужгорода участник Великой Отечественной войны, доцент И.Г. Коломиец.
В 1947 г. на историко-филологическом факультете была образована новая кафедра – логики, которую возглавил доцент П.В. Копнин. В этой связи отделение классической филологии было преобразовано в отделение русского языка, психологии и логики. В 1952 г. на историко-филологическом факультете состоялся первый выпуск специалистов по психологии. К 1955 г. было выпущено 72 психолога.
В 1950 г. был открыт объединенный совет по защите кандидатских диссертаций по историческим, филологическим и философским наукам на самом историко-филологическом факультете. Это стало возможным с приездом в Томск на работу профессора И.М. Разгона, который стал председателем этого диссертационного совета.
В связи с закрытием 1 октября 1955 г. исторического отделения ИФФ ТГПИ коллектив исторического отделения ИФФ пополнился преподавателями. Среди них были С.С. Григорцевич, В.С. Флеров, Г.И. Пелих и др.
В рассматриваемый период произошли некоторые структурные изменения на факультете. В 1961 г. была разделена кафедра всеобщей истории (она образовалась после объединения в 1951 г. кафедры древней и средней истории с кафедрой новой истории). Кафедра вновь была разделена на кафедру древнего мира и средних веков, которую возглавил А.И. Данилов (после назначения А.И. Данилова министром просвещения РСФСР в феврале 1967 г. его сменил Б.Г. Могильницкий), и кафедру новой и новейшей истории, которой до 1993 г. заведовал С.С. Григорцевич.
В 1962 г. на ИФФ была открыта кафедра археологии, этнографии и истории Сибири во главе с З.Я. Бояршиновой, но в 1965 г. она была закрыта. В 1966 г. произошло разделение кафедры истории СССР на две самостоятельные кафедры. Кафедру истории СССР дооктябрьского периода возглавила З.Я. Бояршинова, кафедрой истории СССР советского периода стал заведовать профессор И.М. Разгон.
По инициативе профессора А.И. Данилова и при его участии в начале 1960-х гг. на историко-филологическом факультете были созданы спецгруппы – учебные группы с усиленным изучением иностранных языков (английского и немецкого), готовившие учителей истории для средних школ и школ с преподаванием на иностранных языках. В числе первых выпускников таких специализированных групп были будущие профессора Томского университета Н.В. Лукина и С.Ф. Фоминых, доценты Т.А. Бычкова и Э.Л. Львова, профессор Казанского университета И.И. Шарифжанов, профессор Московского педагогического университета Н.И. Смоленский и др.
В 1960-х гг. открылась специализация студентов по истории КПСС. За первые 15 лет этой специализации было подготовлено около 100 человек.
В этот период качественно изменился и профессорско-преподавательский состав факультета. В 1960-е гг. защитили свои докторские диссертации Б.Г. Могильницкий, З.Я. Бояршинова, С.С. Григорцевич, М.Е. Плотникова.
В 1968 г. при историко-филологическом факультете была образована проблемная научно-исследовательская лаборатория по истории, археологии и этнографии Сибири (ПНИЛ ИАЭС). Научная база лаборатории формировалась трудами И.М. Разгона, З.Я. Бояршиновой, А.П. Бородавкина, В.С. Флерова, М.Е. Плотниковой, Б.Г. Могильницкого, А.А. Говоркова, Н.В. Блинова, Г.Х. Рабиновича, Л.И. Боженко, Г.И. Пелих, В.И. Матющенко и др.
В 1974 г. историко-филологический факультет ТГУ был разделен на два самостоятельных факультета: филологический и исторический.

Авторы статьи: В.П. Зиновьев, С.Ф. Фоминых, Д.В. Хаминов, С.А. Некрылов

Источники

  1. Белявский М. Т. М. В. Ломоносов и основание Московского университета. — М., 1955. — С. 278.
  2. Кафедру красноречия с 1804 по 1830 годы занимал А. Ф. Мерзляков.
  3. Лермонтовская энциклопедия. — М.: Советская Энциклопедия, 1981.
  4. Приват-доцент Алексей Сергеевич Белкин (ум. 1909) работал на факультете в период 1895—1909 годов.
  5.  (недоступная ссылка). Дата обращения 28 сентября 2012.
  6. 1-й Московский университет — название Московского университета (1918—1930).
  7. ↑ Московский университет в Великой Отечественной войне. — 4-е, переработанное и дополненное. — М.: Издательство Московского университета, 2020. — С. 51. — 1000 экз. — ISBN 978-5-19-011499-7.

Выпускники

В год образования института (1867) было принято 23 студента. Согласно уставу (§ 6), штатное количество учащихся было определено в 100 человек (по 25 на каждом курсе). С 1867 по 1894 год состоялось 24 выпуска; «среднее число окончивших курс около 20, наибольшее — 27 и наименьшее — 9.» Общее число всех окончивших к 1894 — 491; из них по разряду древних языков — 234, русской словесности — 132, истории и географии — 125. Около 450 назначено учителями, по преимуществу древних языков. К 1909 году (после 38 выпусков) резко выросло число «историков»; всего из 728 выпускников стало: по разряду классических языков 292 (40%), русской словесности — 188 (26%), истории и географии — 248 (34%). Самый большой выпуск состоялся в 1908 году — 36 человек; самые малочисленные: 1893 — 6 выпускников, 1900 — 5, 1904 — 4.

Известные выпускники

1871
1876
1878
1881
1882
1892
  • Крюков, Фёдор Дмитриевич
  • Ловягин, Александр Михайлович
  • Малеин, Александр Иустинович
  • Новосадский, Николай Иванович
1898

Варнеке, Борис Васильевич

1914

Мощанский, Павел Дмитриевич

1917

Виноградов, Виктор Владимирович

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector