Московский историко-архивный институт
Содержание:
Информация о филиалах образовательной организации
№ п/п | Наименование филиала | Место нахождения филиала образовательной организации | Контактные телефоны | Адрес электронной почты | Режим, график работы | Адрес официального сайта в сети «Интернет» |
---|---|---|---|---|---|---|
1 | Филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российский государственный гуманитарный университет» в г. Домодедово Московской области | 142001, Центральный федеральный округ, Московская область, г. Домодедово, Каширское шоссе, 4, корп. 2 | 8 (496) 793-13-23 | info@dom-rsuh.ru |
Административные подразделения: Понедельник — пятница: 9:00-17:30 Суббота: 9:00-16:20 Перерыв для отдыха и питания: 12:00-12:30 Сетка расписания учебных занятий: Понедельник — суббота: 09:30-11:00, перерыв 10 мин. 11:10-12:40, перерыв 30 мин. 13:10-14:40, перерыв 10 мин. 14:50-16:20, перерыв 10 мин. |
http://dom-rsuh.ru/ |
2 | Филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российский государственный гуманитарный университет» в Республике Гватемала | 01001 Республика Гватемала, г. Гватемала, 16 улица, д. 3-61, помещение 2, зона 1 |
Концепция
Направление «Религиоведение», как и образование в РГГУ в целом, нацелено на личностно ориентированное образование и подготовку высококвалифицированных профессионалов.
Объединение образования и научных исследований является ключевым принципом концепции Центра. Работа Центра основана на сочетании специальных знаний, критического мышления и фундаментального гуманитарного образования.
Базовым принципом концепции является сочетание методов и задач разных дисциплин – истории, филологии (желательно – с изучением священных текстов в оригинале), социологии, психологии и культурной антропологии. В то же время, обучение в значительной степени направлено на современный мир и роль религий в нем и потому предполагает широкие знания актуальных процессов.
Концепция также основана на сочетании двух принципов: (а) беспристрастности в научной деятельности, ориентации на достижение объективного результата, не зависящего от ценностных установок исследователя, и, в то же время – (б) уважительном отношении ко всем религиозным традициям. Решительное сочетание этих двух принципов отличается как от богословско-апологетического подхода в конфессиональных учебных заведениях, так и от «разоблачительного» подхода в духе прежних и новых форм «научного атеизма». Эти принципы лежат в основе и обучения, и исследований, проводимых в Центре.
История Центра
В 1989 году РГГУ (тогда еще Московский государственный историко-архивный институт) одним из первых в России включил в число дисциплин, изучаемых на различных факультетах, курс истории мировых религий. Для чтения этого курса был приглашен историк Николай Витальевич Шабуров. В 1989-1990 годах отец Александр Мень прочитал в РГГУ цикл лекций, прервавшийся в связи с его трагической гибелью. Таким образом, студентам была предоставлена возможность узнать о существовании двух подходов к изучению религии — сугубо научного и конфессионального, взгляда извне и взгляда изнутри. Именно в это время были заложены основы будущей учебной концепции Центра: беспристрастность научного подхода и уважительное отношение к религии как части человеческой культуры.
В 1992 году был создан Центр по сравнительному изучению мировых религий, в рамках которого предусматривалось получение второго высшего образования по истории трех религий — иудаизма, христианства, ислама.
К 1996 году была открыта специализация «религиоведение» на кафедре Истории и теории культуры РГГУ.
Наконец, в 1997 году была создана самостоятельная учебная структура — Кафедра религиоведения, которую возглавил Н.В. Шабуров.
Формальное создание в 2000 году Учебно-научного Центра изучения религий (УН ЦИР) стало закономерным продолжением процесса становления институционального оформления религиоведения в РГГУ.
Почему Религиоведение?
Что такое «религиоведение»?
Самое краткое определение – это наука, предметом изучения которой является религия. Но что это значит?
Стоит начать с того, чем религиоведение не является. Оно не является богословием, это не курс подготовки священников. Здесь от Вас не будут требовать стать последователем той или иной веры. Вам вовсе не обязательно исповедовать ту или иную религию, чтобы быть религиоведом. Или Вы можете быть верующим, изучать ту религиозную традицию, к которой принадлежите. И религиозные люди, и люди, не принадлежащие ни к какой религии, могут быть прекрасными религиоведами. Главное условие, чтобы Ваше изучение придерживалось строгих рамок академической науки.
Религиоведение – наука междисциплинарная, сочетающая методы таких наук как история, социология, политология, психология, философия, филология, антропология и др. Вы сможете выбрать ту область исследований, которая Вам более по душе – от древнеегипетских текстов и ритуалов африканских племен — до проблем современного общества.
Междисциплинарный характер религиоведения означает, что студенты, обучающиеся у нас, получают широкий спектр университетских гуманитарных знаний. Это также значительно расширяет возможности для трудоустройства наших выпускников.
Религия на протяжении веков и до наших дней является важнейшим фактором, во многом определяющим ход человеческой истории. Религиозные движения и учения влияют на формирование культур, обществ и человеческой цивилизации в целом. Роль религии в современном мире трудно переоценить. Вспомним, например, о ее значении в современных событиях и конфликтах на Ближнем Востоке, на Балканах, в Африке, Южной Азии. Огромное значение имеет религия в России, стране со множеством религиозных традиций, и других постсоветских странах.
Что же это за таинственная сила – религия? Почему она сопровождает человека даже в цифровую эру? Чтобы найти ответы на эти вопросы мы обратимся к национальной религии Японии — синто, к ритуалам полузабытого африканского племени, к тайнам буддийского учения, к истории православных церквей и новых религиозных движений. Вы узнаете много нового из истории древних цивилизаций Египта и Шумера, будете разбирать тексты религиозных традиций, послушаете гимны зороастрийцев, изучите особенности святилищ древних греков, заглянете в христианские катакомбы, подивитесь красоте исламской архитектуры, оцените изощренность интеллектуальных построений католических ученых-богословов. Вы научитесь анализировать и оценивать информацию о религии, разбираться в причинах происходящих в мире событий. Или, говоря словами Бенедикта Спинозы, «не плакать, не смеяться, но понимать».
Характеристика фондов
1 984 фонда, 1 896 225 ед.хр. *
Архив хранит фонды административных, судебных, полицейских, сословных, земских, землеустроительных, продовольственных, финансовых, кредитных и статистических учреждений Санкт-Петербурга и Петербургской губернии дореволюционного периода.
Здесь представлены материалы учреждений городского самоуправления, учреждений по воинским и крестьянским делам, по управлению государственным имуществом и удельным округом, промышленностью и строительством. Имеются фонды промышленных и торговых предприятий, организаций транспорта и связи, учебных, воспитательных, медицинских и ветеринарных учреждений, научных, просветительских, благотворительных и художественных обществ и учреждений, издательств и редакций, учреждений и организаций религиозного культа, а также фонды личного происхождения и коллекции документов.
Документы административных учреждений Петербургской — Петроградской губернии представлены фондами Канцелярии Петроградского губернатора, Петроградского губернского правления, Петербургского военного генерал-губернатора, Канцелярии Петербургского обер-полицмейстера и др. Экономическое состояние региона характеризуют документы учреждений по крестьянским делам (Петербургское губернское и уездные по крестьянским делам присутствия, межевые и землеустроительные правления и комиссии).
Фонды местных городских органов управления представлены документами фондов Петроградской городской управы, Городской думы, Канцелярии Петроградского градоначальника, Петроградского дворянского депутатского собрания, уездных предводителей дворянства, земских управ и др.
Среди фондов промышленных предприятий наиболее значительными являются фонды Адмиралтейского судостроительного завода, Петроградского арсенала Петра Великого, Балтийского судостроительного и механического завода, Ижорского, АО Путиловских заводов и др.
История науки и народного образования отражена в фондах Петербургского университета, Александровского лицея, Училища правоведения, Археологического, Главного педагогического, Горного, Политехнического, Психоневрологического, Технологического институтов, Института инженеров путей сообщения, Консерватории, Высших женских (Бестужевских) курсов, Тенишевского училища. Их дополняют материалы фондов Русского музыкального общества, Петроградского общества архитекторов, Петроградского славянского благотворительного общества, Петербургской губернской ученой архивной комиссии, Лиговского народного дома графини С. В. Паниной, благотворительных, национальных литературно-художественных и историко-этнографических обществ, издательств и редакций.
Документы религиозных организаций представлены в фондах Петроградской духовной консистории, Петроградского епархиального совета, Евангелическо-лютеранской консистории, деканата римско-католических церквей, духовных учебных заведений, церквей, соборов, монастырей и синагог. Среди них имеются указы Святейшего Синода, эдикты Лютеранской консистории, Деканата римско-католической церкви, отчеты Санкт-петербургской епархии, протоколы официальных посещений епархии, метрические книги и проч.
Фонды личного происхождения включают материалы невропатолога В. М. Бехтерева, ректора Петербургского университета М. И. Владиславлева, профессора богословия Петроградской духовной академии Н. Н. Глубоковского, врача и педагога П. Ф. Лесгафта, протоиерея о. Иоанна Кронштадского (И. И. Сергиева), криминалиста профессора Н. С. Таганцева и др.
Архив хранит коллекции чертежей и документов, в т. ч. именных высочайших указов на имя Петербургского военного губернатора, а также документальных материалов, собранных Павловским дворцом-музеем и быв. Музеем Революции в Ленинграде.
В архиве хранятся коллекции планов города и его частей, строительных чертежей и планов частных и общественных зданий, со сведениями о создании театров, народных домов, о прокладке улиц и возведении городских памятников.
Сведения на 01.01.2018 г.