Этнология

Содержание:

Этнос и нация

Между понятиями «этнос» и «нация» часто ставится знак равенства. В отечественной литературе, посвящённой этому вопросу, обычно уточняли, что нация есть не просто этнос, а высшая его форма, пришедшая на смену народности.

Тем не менее, некоторые исследователи чётко формулируют отличия нации от этноса, указывая на разную природу происхождения понятий «этнос» и «нация». Так, для этноса, по их мнению, характерна надындивидуальность и устойчивость, повторяемость культурных образцов. В противоположность этому, для нации определяющим становится процесс собственного осознания на основе синтеза традиционных и новых элементов, и собственно этнические идентификационные критерии (язык, быт и пр.) принадлежности отходят на второй план. У нации на первый план выходят те аспекты, которые обеспечивают надэтничность, синтез этнических, межэтнических и иноэтнических компонентов (политическая, религиозная и др.).

В энциклопедии «Народы мира» описывается неоднозначность термина «нация», и резюмируется: «Разнобой в употреблении слова „нация“ повсеместный. На уровне обыденного разговора это не страшно, ведь по смыслу понятно, о чём речь. Но в научном тексте такой разнобой недопустим.»

Разделы этнологии и связь её с другими науками

Этнология и антропология

К этнологии довольно близка антропология: для той и другой общим предметом исследований являются вопросы происхождения рас, их распределения по планете, изменения физического облика людей в результате культурно-исторического прогресса, антропологического состава этносов. Но нельзя ставить знак равенства между понятиями «этнология» и «антропология», так как предметом антропологии никогда не были проблемы этногенеза, этничности, демографических процессов; антропология была и остаётся наукой о биологической и физической природе человека. Этнология значительно шире по своему предметному полю, чем антропология, что не позволяет говорить об их тождестве.

Этнология и психология

Основная статья: Этнопсихология

Термин «этническая психология» (нем. Völkerpsychologie) был предложен во второй половине XIX века немецкими философами и лингвистами Г. Штейнталем и М. Лацарусом, пытавшимися обосновать понятие этнической психологии и сформулировать её задачи. Опираясь на психологию И. Гербарта и трактуя с гербартианских позиций концепцию «народного духа» (по аналогии с индивидуальным сознанием), они пытались доказать на страницах основанного ими в 1859 году журнала «Психология народов и языкознание» (нем.  Zeitschrift fur Völkerpsychologie und Sprachwissenschaft), что язык, религия, право, искусство, наука, быт, нравы и т. п. получают конечное объяснение в психологии народа как носителя коллективного разума, воли, чувств, характерa, темперамента и т. п. Согласно такому пониманию, все явления социальной жизни представляют собой своеобразную форму «эманации народного духа». Задача психологии народов как отдельной науки — познать психологически сущность духа народа, открыть законы, по которым протекает духовная деятельность народов.

В. Вундт подверг критике интеллектуализм воззрений Г. Штейнталя и М. Лацаруса и выдвинул столь же идеалистическое волюнтаристское понимание сущности и задач этнической психологии. Он отказался от неопределённого понятия «дух целого» и придал психологии народов более реалистичный вид, предложив программу эмпирических исследований языка, мифов и обычаев — своего рода социологию обыденного сознания. В его варианте психология народов — это описательная наука, не претендующая на открытие и создание законов, но фиксирующая особенности «глубинных слоев» духовной жизни людей. Для Вундта народное сознание представляло собой «творческий синтез» индивидуальных сознаний, порождавший качественно новую реальность, обнаруживаемую в продуктах надындивидуальной деятельности.

В России идеи этой школы развивались в учении лингвиста А. А. Потебни[источник не указан 3051 день]. Также вопросы этнической психологии разрабатывал Г. Шпет, выступивший в 1920-х годах с резкой критикой В. Вундта и генетического подхода (Штейнталь, Лацарус и др.) и пытавшийся обосновать своё понимание этнической психологии с позиций феноменологии Э. Гуссерля.

Школа психологии народов послужила отправной точкой для развития понимающей психологии В. Дильтея и Э. Шпрангера, а также французской социологической школы.

В изучении проблем этнической психологии, наряду с психологами, приняли участие лингвисты, историки, археологи, социологи, этнологи, антропологи и др. Был собран огромный фактический материал по психологии различных племён и народов. Особенно много внимания уделялось исследованиям психологии первобытных народов (французский учёный Л. Леви-Брюль, немецкий учёный Р. Турнвальд и др.).

Этнология и педагогика

Соединение этнологии и педагогики положило начало новому направлению научной деятельности — этнопедагогика. Термин этнопедагогика был введён советским педагогом Г. Н. Волковым.

Предмет исследований

Этнография – это наука, изучающая всевозможные аспекты бытовой и культурной жизни разных народов. Собранные исследователями данные важны не только для пополнения коллекций этнографических музеев: они дают большой объем информации для историков, позволяя восстановить прошедшие эпохи. Многочисленные уникальные образцы сохранены не только в специализированных музеях, но и посвященных нескольким исследовательским областям одновременно.

Особенно ценны коллекции орнаментов, сохраняемые этнографами всего мира. В настоящее время такие материалы оцениваются, как незаменимая информация, позволяющая восстановить быт прошедших столетий. Орнамент – слово, пришедшее к нам из латинского языка, изначально подразумевает украшение. Сегодня под термином принято понимать сочетания теней, оттенков, линий, фигур, равномерно чередующихся и украшающих разнообразные предметы. Этнография – это наука, которая коллекционирует орнаменты всего мира, собирает данные об используемых мотивах, доминирующих, а также о правилах выбора тех или иных вариантов. Орнаментами украшают одежду, дома, изделия. Известно, что всякая народность имеет уникальный орнамент, отражающий культурные пласты. Если знать все особенности конкретного украшения, можно понять, откуда появился исследуемый предмет, кто был его автором. Это дает возможность исследования перемещения как предметов, так и людей в прошлых столетиях.

Становление этнологии как науки и история этнологической мысли

Первая часть книги «Хроника Перу» Сьеса де Леона, впервые описывающая многочисленные этносы Южной Америки ()

В XV веке «открытие Америки» имело важную роль в новом западном интересе к «другим», часто квалифицированным как «дикари», которые делились либо на «зверских варваров», либо на «благородных дикарей». Таким образом, цивилизация была в дуальной манере противопоставлена варварам в классической оппозиции, возникшей из обычно даже более разделённого этноцентризма.

Продвижение этнологии, например вместе со структурной антропологией Клода Леви-Стросса, привело к критике концепций линейного прогресса, или псевдооппозиций между «обществами с историями» и «общества без историй», была осуждена также зависимость от ограниченного представления об истории как о накапливаемом росте.

Леви-Стросс часто упоминал очерки Монтеня о людоедстве как ранний пример «этнологии»; он преследовал цель через структурный метод обнаружить универсальные инварианты в человеческом обществе, в качестве которых он принимал запрещение кровосмешения. Однако требования такой культурной универсалии критиковались различными социальными мыслителями XIX и XX веков, среди которых были Маркс, Ницше и другие.

Наибольший вклад в российскую этнологию внесли Л. Н. Гумилёв (пассионарная теория этногенеза) и академик Ю. В. Бромлей.

Учеба и ЕГЭ

Чтобы стать профессиональным этнографом, необходимо для начала получить высшее образование

Выбирая вуз, обратите внимание на исторический, филологический, географический и культурологический факультеты. Направление журналистики тоже подойдет

Все они представлены во многих высших учебных заведениях России. Приведем в качестве примера некоторые из них:

  1. Алтайский госуниверситет. Географический и исторический факультеты.
  2. Северо-Восточный федеральный университет им. М. Аммосова. Институт естественных наук.
  3. Российский педагогический госуниверситет им. А. Герцена. Факультет географии.
  4. Национальный исследовательский Томский госуниверситет. Факультет исторических и политических наук. Геолого-географический факультет.
  5. Южный федеральный университет (Ростов-на-Дону). Институт наук о земле.
  6. Санкт-Петербургский госуниверситет. Восточный факультет. Институт наук о земле.
  7. Кубанский госуниверситет. Факультет истории, социологии и международных отношений.
  8. Московский госуниверситет им. М. Ломоносова. Институт стран Азии и Африки.
  9. Государственный академический университет гуманитарных наук. Восточный факультет.
  10. Казанский федеральный университет. Институт международных отношений.
  11. Омский госуниверситет им. Ф. Достоевского. Исторический факультет.
  12. Российский гуманитарный госуниверситет. Историко-архивный институт.

О профессии Этнолога, которую можно получить в Москве

Бакалавриат и специалитет3
Магистратура6

Вузы3

Этнолог — это специалист, ученый, который изучает этнические процессы. Этнические процессы это разнообразные аспекты жизнедеятельности этносов, а также других этнических общностей. Этнология — это теоретическая, обобщающая наука в отличии от этнографии, которая в большей степени является описательной, региональной дисциплиной. 

Цель работы этнолога — реконструкция человеческой истории, и формулировка культурных инвариантов, таких как предполагаемое табу кровосмешения и изменение

Этнолог — это специалист, ученый, который изучает этнические процессы. Этнические процессы это разнообразные аспекты жизнедеятельности этносов, а также других этнических общностей. Этнология — это теоретическая, обобщающая наука в отличии от этнографии, которая в большей степени является описательной, региональной дисциплиной. 

Цель работы этнолога — реконструкция человеческой истории, и формулировка культурных инвариантов, таких как предполагаемое табу кровосмешения и изменение культур, а также формулировка обобщений о «человеческой природе», создание концепций.

Этнолог работает на стыке истории, социологии, антропологии, культурологии, этнографии.

Развернуть

Краткая история

Кто такие этнографы и как появилась профессия? Определить точную дату появления этнографии как науки достаточно трудно. Впервые метод непосредственного наблюдения за бытом разных народов применил Геродот (около 484 года до н. э. – около 425 года до н. э.). Свой вклад в формирование этнографии внес и Гай Юлий Цезарь (100 год до н. э. – 44 год до н. э.). Ему принадлежит труд под названием «Записки о Галльской войне». В нем знаменитый полководец проводит анализ поведения кельтов в условиях боевых действий и сравнивает их с германцами.

Древнеримскому историку Публию Корнелию Тациту (середина 50-х годов – около 120 года) удалось собрать богатейший этнографический материал. В самом начале своей деятельности он прилагал максимальные усилия для систематизации того, что видел собственными глазами. В своих первых научных трудах Тацит делал попытки определить, откуда пошли британские народы, а также понять истоки их многообразия.

Некоторые ученые полагают, что этнография появилась в тот период, когда были сделаны великие географические открытия (15–17 века). Ведь именно в это время люди получили достоверную информацию о том, что существуют и другие народы. Как наука она официально сформировалась и была признана только в 19 столетии.

Верить или нет?

Как видно из краткого определения, что такое этнография, под этой наукой принято понимать достоверную область, то есть информация, которую предоставляют историкам этнографы, должна быть четкой и проверенной. Иной может засомневаться: раз в качестве базы используются народные мифы, разве можно получить сколько-нибудь достоверные сведения?

Этнографы на это с уверенностью отвечают: можно. Несмотря на обилие выдумок, из сказаний отдельных народностей можно добыть немало полезной информации, ведь такие истории содержат упоминания об используемых орудиях труда, практикуемых ремеслах и культурах, выращиваемых крестьянами, а также прочих бытовых аспектах. Социальная этнография из мифов и сказаний получает немалый объем информации, связанной со взаимодействием социальных групп в прежние времена. Можно справедливо заключить, каковы были проблемы, какие сложности наблюдались, насколько существенным было деление на классы и по каким признакам производилось.

Обязанности

Этнограф – прежде всего, практик. Находясь в исследуемом регионе, он в течение 2–3 месяцев устанавливает контакт с населением, кропотливо собирая информацию о традициях и бытовом устройстве жизни. После этого специалист приступает к следующему этапу – анкетированию представителей изучаемой народности. В первую очередь его интересует их гардероб, кухня, религиозные убеждения и верования

Помимо этого, он акцентирует свое внимание на бытовой, повседневной деятельности людей. Такие наблюдения ведутся в разные сезоны

Это позволяет сделать в дальнейшем максимально полный анализ жизненного цикла конкретного этноса. На базе полученной информации составляется детальный отчет, который со временем становится материалом для доклада на конференции или публикации в научно-популярном издании.

Конкретизируем, что должен делать этнограф:

  • исследовать традиционные особенности быта и культуры народа, которые влияют на формирование облика этноса;
  • изучать бытовую деятельность и социальную структуру народности;
  • анализировать первобытно-общинный строй (материалом служат его пережитки, сохранившиеся у современного этноса);
  • исследовать миграционные процессы и колебания численности народа;
  • изучать язык, духовные устои и религиозные убеждения этноса;
  • вести наблюдения за жизнедеятельностью представителей народности посредством экспедиционных и стационарных исследований, сбора коллекций и других методов;
  • работать с объектами, представляющими собой историческое наследие (фольклор, образцы письменности, предметы, найденные в процессе археологических раскопок);
  • проводить опросы и общаться с представителями этноса разных поколений;
  • выполнять антропологические экспертизы;
  • составлять этнографические карты на основе данных о взаимодействии этноса с природной средой и типов его расселения.

Сказания и былины

Очень тесно связаны язык и этнография, в частности, в аспекте устного народного творчества

Специалисты, занимаясь сбором информации о таких элементах культуры, особенное внимание уделяют сказаниям. В частности, в нашей стране сохранилось огромное количество былин, созданных в древние времена

Такие рассказы имеют исторический подтекст, хотя порядком «сдобренный» изобретательностью рассказчиков, из уст в уста передавших сперва просто рассказ о произошедшем, который затем обрастал новыми и новыми подробностями, превращаясь в легенду о героических поступках. Наши предки видели различные славные события, память о которых сохранилась в языке. Между прочим, это не только полноценные сказания, но и отдельные крылатые фразы, выражения и даже отдельные слова. Мы применяем их в речи, даже не задумываясь над историческим прошлым, но этнограф точно может сказать, каков подтекст у некоторого слова, словосочетания.

Особенности сказаний – передача информации в устной форме между поколениями. Это одна из проблем этнографии. Любой объект, будучи незафиксированным на бумаге, может утеряться, если скончается последний помнящий его человек, не передав никому своих знаний. Кроме того, точность из-за пересказа сильно страдает, и спустя несколько столетий главный герой истории даже и не признал бы, что речь в легенде идет о нем, столь существенны трансформации. И все же современные историки, этнографы могут, тщательно проанализировав истории, понять, где вымысел, где правда, тем самым максимально точно восстановить произошедшее многие годы, века тому назад события.

Этнос и язык

Как правило, каждый этнос говорит на одном языке. Однако довольно широко распространяется двуязычие (билингвизм), когда часть этноса или даже целый этнос постоянно пользуется двумя языками. Такое часто встречается в многонациональных государствах, где национальные меньшинства обычно используют как родной язык, так и язык наиболее многочисленного или доминирующего этноса.

Родной язык наиболее тесно связан с этническим происхождением и часто используется в статистике как объективный признак этноса. Однако нередко этническое происхождение человека и язык, который он считает родным, не совпадают. Малочисленные этнические группы, живущие в окружении других этносов, часто переходят на их язык.

Различия между разными языками и диалектами одного языка нередко являются достаточно условными. Этнологи в качестве основного их разграничителя считают факт существования того или иного этноса с утвердившимся самосознанием и самоназванием.

Становление этнологии как науки и история этнологической мысли

Первая часть книги «Хроника Перу» Сьеса де Леона, впервые описывающая многочисленные этносы Южной Америки ()

В XV веке «открытие Америки» имело важную роль в новом западном интересе к «другим», часто квалифицированным как «дикари», которые делились либо на «зверских варваров», либо на «благородных дикарей». Таким образом, цивилизация была в дуальной манере противопоставлена варварам в классической оппозиции, возникшей из обычно даже более разделённого этноцентризма.

Продвижение этнологии, например вместе со структурной антропологией Клода Леви-Стросса, привело к критике концепций линейного прогресса, или псевдооппозиций между «обществами с историями» и «общества без историй», была осуждена также зависимость от ограниченного представления об истории как о накапливаемом росте.

Леви-Стросс часто упоминал очерки Монтеня о людоедстве как ранний пример «этнологии»; он преследовал цель через структурный метод обнаружить универсальные инварианты в человеческом обществе, в качестве которых он принимал запрещение кровосмешения. Однако требования такой культурной универсалии критиковались различными социальными мыслителями XIX и XX веков, среди которых были Маркс, Ницше и другие.

Наибольший вклад в российскую этнологию внесли Л. Н. Гумилёв (пассионарная теория этногенеза) и академик Ю. В. Бромлей.

Знания, умения и личностные качества

Для успешной работы и карьерного роста этнографу нужно обладать отличными знаниями своей профессии. В частности ему следует очень хорошо разбираться в таких сферах:

  • история (в том числе – мировых цивилизаций, конкретных народов) и география;
  • этнология и древние языки, этнография и археология, антропология;
  • обычаи исследуемого этноса;
  • журналистика.

Одних знаний для работы такому специалисту будет маловато. Без ряда важных для этой профессии личных качеств не обойтись. Этнограф должен быть:

  • педантичным;
  • исполнительным;
  • инициативным;
  • самостоятельным;
  • предусмотрительным.

Кроме того, ему понадобятся способности:

  • к ведению исследований;
  • работать с документацией;
  • коммуницировать с людьми и налаживать с ними контакт;
  • продолжительно заниматься кропотливым трудом;
  • запоминать большие объемы информации;
  • анализировать и сопоставлять;
  • мыслить пространственно и образно;
  • грамотно и четко выражать мысли.

Этнические и межэтнические общности

Этническая общность

Этни́ческая о́бщность — устойчивая социальная группировка людей, исторически возникшая и обладающая общей этничностью. В отечественной науке различаются как по типам, свойственным мощным историческим периодам (племя, народность, нация), так и по таксонометрическому уровню (метаэтническая общность, этнос, субэтнос, этническая группа). Основным типом этнических общностей считается этнос, более дробные общности называются элементарными или микроэтническими, а общности, объединяющие несколько этносов — макроэтническими. Термины «этническая общность» и «народ» очень близки в этнографическом смысле.

Этнические общности

В советской этнографии была выдвинута идея иерархии этнических общностей, связанная с тем, что один человек может принадлежать (причислять себя) одновременно к нескольким этническим общностям, одна из которых полностью включает в себя другую. Например, русский может считать себя донским казаком и одновременно славянином.

Эта иерархия такова:

  • элементарные этнические единицы (микроэтнические единицы). К этому уровню, главным образом, относится семья — элементарная общественная ячейка, которой принадлежит немалая роль в воспроизводстве этноса. Так же к этому уровню можно причислить человека (этнофора) как непосредственного носителя этнических свойств.
  • субэтнические подразделения и этнографические группы. Субэтносы занимают промежуточное положение между консорциями и конвиксиями с одной стороны и этносами с другой.
  • основное этническое подразделение. Это и есть собственно «этнос».
  • макроэтнические общности или метаэтнические общности — образования, охватывающие несколько этносов, но обладающие этническими свойствами меньшей интенсивности, чем включаемые в неё этносы. Выделяются следующие макроэтнические общности: метаэтнополитические, метаэтнолингвистические, метаэтноконфессиональные, метаэтнохозяйственные и т. д.

Этнографические общности

В отличие от этнических общностей, принадлежность к этнографической общности людьми не осознаётся, и, следовательно, такие общности не имеют самоназваний, а выделяются в результате научных исследований.

  • этнографическая группа
  • историко-этнографическая область

РГО: Русское географическое общество

Это сообщество с самого момента своего создания занимается не только лишь вопросами географии, но и этнологическими исследованиями

Тематическое отделение было сформировано в 1845, став одним из первой четверки этой крупнейшей и очень важной как в прежние года, так и сегодня научной организации. Задача этнографического отделения с самого начала была озвучена как познание племен, которые проживают на территории России, с самых разных сторон

В равной степени предполагалось уделять внимание и текущему положению дел, и восстановлению прошлого народностей

Первое научное слушание состоялось уже в 1846. Выступали К. Бэр, Н. Надеждин

Первый рассматривал тематику этнографических изучений, второй сосредоточил свое внимание на русской народности. Тогда же от РГО была сформирована первая экспедиция под руководством А

Шегрена, направившегося в Прибалтийский регион с целью исследования кревингов, ливов. В 1847 впервые была отправлена экспедиция на Урал под руководством Э. Гофмана. Ее участники собирали информацию о коми, хантах, ненцах.

Литература по этнологии и национальному вопросу

Можно поискать нужную покупку в сетевом магазине Май-шоп по названию товара,
фамилии автора (редактора) книги, режиссера фильма…:

Библиография по национальному вопросу

Также смотрите статьи о теории пассионарного этногенеза.

  • Гуц А.К. Глобальная этносоциология. – Омск: ОмГУ, 1997. 212 с.
  • Иванов П.М. Национальный вопрос: нужен иной подход к его решению // Вестник РАН. 1996 № 5.
  • Песоцкая С.А. Принцип компенсаторности/равновесия в системном единстве национальной культуры //
    Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение.
    Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2014. № 6. Ч. 2. С. 151-154.
  • Пресняков А.Е. Лекции по русской истории. – М., 1938.
  • Степанов В.В. Очаги межэтнической напряженности: реальность и прогноз // Вестник РАН. 1994 №4.
  • Шереги Ф.Э. Перспективы развития русского этнического сознания // Вестник РАН. 1995 № 1.
  • Янов А. Русская идея и 2000 год. – Нью-Йорк, 1988.

Главная >
Общественные науки:

История:
Древний мир |
Средние века |
Новое время |
Новейшее время |
Наша Родина |

Другие социальные науки:
Археология |
Генеалогия |
Мифология |
Этнология |

Политология |
Геополитика |
Юриспруденция

Виды ресурсов по обществознанию:
Общественнонаучные порталы |
Новости обществоведения |
Ключевые загадки |
Феномены истории |
Хронология |
Социо-энциклопедии |
Социо-книга |
Авторские исследования

Полезные сведения:
Военная история |

Религии |
Антропология |
Языки и письменности |
Страны и города |
Карты

На правах рекламы (см.
условия):

Алфавитный перечень страниц:
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Е (Ё) |
Ж |
З |
И |
Й |
К |
Л |
М |
Н |
О |
П |
Р |
С |
Т |
У |
Ф |
Х |
Ц |
Ч |
Ш |
Щ |
Э |
Ю |
Я |
0-9 |
A-Z (англ.)

Ключевые слова для поиска сведений по этнологии и истории народов:

На русском языке: этнология, народоведение, национальные особенности, история народа, этническая культура;

На английском языке: ethnology, ethnic history, culture.

«Сайт Игоря Гаршина», 2002, 2005.

Пишите письма
().

Страница обновлена 12.08.2020

Культура и этнография

С давних пор сказания, повествовавшие о героических подвигах, были темой для рассказов. Они передавались между поколениями, были любимы народом, служили многим источниками вдохновения. Поэты и скульпторы, художники и архитекторы не раз прибегали к народным сказаниям, черпая из них мотивы для своего творчества. Этнография собирает различные произведения, созданные таким образом. Даже простейшие изготовленные ремесленниками вазы, украшенные мотивами из мифа, становятся для современного человека важным, ценным предметом, хотя для современников автор мог быть заурядным производителем.

Художники – вот та социальная группа, которая традиционно отличается интересом к мифологии. Создались и создаются многочисленные картины, посвященные мифологии. Разобраться в изображенном и в полной мере оценить авторский замысел сможет лишь знакомый с мотивами. То, что передавалось раньше из уст в уста, не уходит бесследно: наследие прошлого меняет искусство современности, вдохновляя и даруя новый опыт современникам. Мы можем видеть отражения мифов в книгах и фильмах, в живописи и музыке.

Этнография и экология

И для решения актуальных сегодня экологических проблем большое значение имеет знание культурно-бытовых особенностей различных народов. Ведь эти особенности существенно влияют на направленность хозяйственной деятельности, которая, в свою очередь, воздействует на природно-географическую среду. Не имея представления о культурно-бытовых особенностях соответствующих народов, нельзя вмешиваться в их хозяйственную деятельность. К примеру, не стоит переводить на оседлость кочевой народ, сселять в долины горных жителей и т. д. Это чревато существенными моральными и экономическими потерями. Не случайно в наше время появилась новая наука — этническая экология. В ней рассматриваются различные связи и взаимодействия, существующие между природно-географической средой и человеком.

Перспективы профессии

Культура малых народов России (вепсы, чукчи, саамы и другие) нуждается в сохранении. Сегодня этнографов активно привлекают для разработки специальных государственных программ, основная цель которых – развивать толерантность в областях с многонациональным населением. Кроме того, такие специалисты помогают социологам и историкам. Ведь этнографические исследования представляют собой неотъемлемую часть этих наук.

За границей эта профессия считается перспективной. Там этнографов нанимают в качестве консультантов на нефтяные и газовые корпорации. Их задача – провести успешные, результативные переговоры с населением, которое проживает в месте будущей добычи нефти.

Этнография — социальная дисциплина

Однако значение ее не ограничивается сказанным выше

Очень важно то, что изучает этнография. Кратко охарактеризуем ее значение и с другой стороны

Знание национального быта и культуры предоставляет возможность определить направленность различных культурно-бытовых процессов, протекающих в настоящее время. А без их знания невозможно проведение культурных и социально-экономических преобразований. На нашей планете всегда шли процессы, которые изменяли культурно-бытовой облик различных народов, а порой приводили и к тому, что одни из них исчезали, а другие появлялись. Все эти процессы также относятся к тому, что изучает этнография.

История знает множество примеров исчезновения одних народов и появления других. В частности, когда-то существовали фракийцы, галлы, мещера, булгары, меря и др. Сегодня их нет. Появились французы, болгары, татары и др. Это произошло вследствие этнических процессов, интенсивно проходивших в прошлом. Они протекают и в наше время. Направленность их следует знать для того, чтобы уметь оптимально управлять обществом. Дело в том, что недоучет тенденций развития и функционирования этносов приводит к возникновению межнациональных конфликтов, а также к другим негативным последствиям, которые задерживают общественное развитие на пути прогресса. Данная проблема, которую решает наука этнография, дает основания для ее отнесения к циклу социальных дисциплин.

Литература

  • Johann Georg Adam Forster Voyage round the World in His Britannic Majesty’s Sloop, Resolution, Commanded by Capt. James Cook, during the Years 1772, 3, 4, and 5 (2 vols), London (1777)
  • Lévi-Strauss, Claude, The Elementary Structurs of Kinship, (1949), Structural Anthropology’ (1958)
  • Mauss, Marcel, originally published as Essai sur le don. Forme et raison de l’échange dans les sociétés archaïques in 1925, this classic text on gift economy appears in the English edition as The Gift: The Form and Reason for Exchange in Archaic Societies
  • Maybury-Lewis, David, Akwe-Shavante society. (1967), The Politics of Ethnicity: Indigenous Peoples in Latin American States (2003)
  • Clastres, Pierre, Society Against the State (1974)
  • Садохин А.П., Грушевицкая Т.Г. Этнология: Учебник для студ. высш. учеб. завдедений. — 2-е изд., перераб. и доп.. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. — С. 320. — ISBN 5-7695-1530-9
  • Тавадов Г.Т. Этнология: Учебник для вузов. — М.: Проект, 2004. — 352 с.
  • Лурье С.В. Историческая этнология. — М.: Аспект Пресс, 1997. — 448 с. — ISBN 5-7567-0205-7
  • Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. 3-е изд., исправленное. — М.: Книжный дом «Либроком», 2009. — 440 с. — ISBN 978-5-397-00836-5
  • Элез А.Й. Критика этнологии. — М.: МАИК «Наука/Интерпериодика», 2001. — 304 с. — ISBN 5-7846-0063-X
  • Полнотекстовая библиотека сканированных произведений по этнографии и фольклористике удмуртов XIX в. Рекомендована Федеральным Агентством по образованию в качестве учебного пособия курсам «этнология» и «регионоведение».

Связь этнологии с этнографией, культурной и социальной антропологией

Этнология («наука о народах») тесно связана с понятиями этнография («описание народов»), народоведение, культурная антропология.

По сравнению с этнографией, которая исследует отдельные этносы через прямой контакт с их культурой, этнология более академична, начинает с исследований, собранных этнографами, затем сравнивает и противопоставляет различные культуры, чтобы развить это в исследовательских работах и изложить в учебниках. В США данная наука обозначается как «культурная антропология», а в Великобритании — как «социальная антропология», однако этнология — это не только раздел антропологии. Этнология возникла как научная дисциплина с конца XVIII века и может применяться к любому сравнительному исследованию человеческих групп.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector