Ирина архипова
Содержание:
Смерть
В праздник православного Крещения в 2010 году Ирину Константиновну госпитализировали в Боткинскую больницу, где спустя 23 дня она скончалась.
Причина смерти: патология сердца, нестабильная стенокардия. Прощание состоялось 13 февраля, на котором присутствовали видные российские деятели, например, Валентина Терешкова и Тамара Синявская. «Голос вечной России» замолчал, что явилось заметной утратой для всего культурного мира.
Могила великого меццо-сопрано расположена на Новодевичьем кладбище. 9 июня 2018-го здесь открылся мемориал скульптора Степана Мокроусова-Гульельми.
Знакомство с Вустманом и Кабалье
Летом 1963 года Ирина Архипова отправилась в Японию, где дала 14 концертов во многих городах страны. В 1964 году певица выступила на сцене «Ла Скала» в спектаклях: «Борис Годунов» (партия Марины Мнишек), «Война и мир» (партия Элен Безуховой), «Пиковая дама» (Полина). Также Ирине Архиповой удалось побывать за океаном – она провела несколько выступлений в США. В Нью-Йорке певица познакомилась Джоном Вустманом – известным пианистом, с которым они записали пластинку с произведениями Рахманинова и Мусоргского на фирме «Мелодия». Совместная работа была удостоена Гран-при «Золотой Орфей» во Франции. К слову, Джон Вустман стал для Архиповой творческим другом на долгие годы.
Благодаря фестивалю, проводимому на юге Франции, Ирина Константиновна познакомилась с Монсеррат Кабалье и была несказанно удивлена, с каким достоинством ведет себя мировая звезда. «Во время нашей работы в спектакле «Трубадур» Монсеррат никогда не позволяла себе «царских» капризов. Она всегда была внимательна к коллегам по сцене, не подавляя ни одного из них своей славой. Ее поведение подтверждает непреложную истину – великому артисту ни к чему кичиться – за него говорит искусство, собственный талант и великая трудоспособность».
Признание
Награды
Президент России Владимир Владимирович Путин вручает Ирине Архиповой орден Святого Андрея Первозванного, 5 мая
- Герой Социалистического Труда () — за большие заслуги в развитии советского музыкального искусства
- Орден Святого апостола Андрея Первозванного () — за выдающийся вклад в развитие отечественной и мировой музыкальной культуры, многолетнюю творческую и общественную деятельность
- Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени () — за выдающиеся заслуги в области культуры и большой вклад в развитие народного песенного творчества
- Три ордена Ленина (1971, 1976, 1984)
- Орден Трудового Красного Знамени (14 ноября 1980 года)— за большую работу по подготовке и проведению Игр XXII Олимпиады
- Медаль Пушкина () — в ознаменование 200-летия со дня рождения А. С. Пушкина, за заслуги в области культуры, просвещения, литературы и искусства
- Медаль «В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина» ()
- Медаль «В память 850-летия Москвы» ()
- Орден Святой равноапостольной княгини Ольги II степени (РПЦ, )
- Орден Республики (Молдова, )
- Крест святого Михаила Тверского (Тверская область) ()
- Почётный знак «За милосердие и благотворительность» ()
- Нагрудный знак «За заслуги перед польской культурой»
- Почётный знак Святого Луки за поддержку культуры Ярославской области
- Памятный знак «Золотой Аполлон» ()
- Высшая Российская общественная награда — знак ордена святого Александра Невского «За труды и Отечество»
- Грамота Содружества Независимых Государств (1 июня 2001 года) — за активную работу по укреплению и развитию Содружества Независимых Государств
- Ордена и медали иностранных государств
Поощрения Президента Российской Федерации
- Почётная грамота Президента Российской Федерации () — за большие заслуги в музыкально-просветительской деятельности
- Благодарность Президента Российской Федерации () — за активное участие в подготовке и проведении празднования 850-летия основания Москвы
Премии
- Ленинская премия () — за исполнение партий Азучены и Любавы в оперных спектаклях «Трубадур» Дж. Верди и «Садко» Н. А. Римского-Корсакова, а также концертные программы последних лет
- Государственная премия Российской Федерации в области литературы и искусства 1996 года () — за цикл музыкальных фестивалей «Ирина Архипова представляет…»
- I премия конкурса вокалистов V Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Варшаве (1955)
- Российская оперная премия «Casta diva» ()
- Премия мэра Москвы в области литературы и искусства (15 августа ) — за выдающийся вклад в художественную культуру Москвы и России
- Премия и медаль имени С. В. Рахманинова
- Международная премия «Вера и верность» (Фонд Святого Всехвального апостола Андрея Первозванного, )
- Титул «Богиня искусств» и Всемирный приз искусств «Бриллиантовая лира» (учрежденный корпорацией «Маришен арт менеджмент интернешнл») ()
Почётные звания
- Заслуженная артистка РСФСР ()
- Народная артистка РСФСР ()
- Народная артистка СССР ()
- Народная артистка Кыргызской Республики ()
- Народная артистка Республики Башкортостан ()
- Заслуженная артистка Удмуртской АССР ()
- Титул «Человек года» (Русский биографический институт) ()
- Титул «Человек столетия» (Международный Биографический Центр Кэмбриджа, )
- Титул «Маэстра ДельАрте» (Молдова)
- Почётный доктор молдавской Национальной академии музыки имени Музическу (ныне Академия музыки, театра и изобразительных искусств) (1998)
- Почётный доктор Российского химико-технологического университета (2001)]
- Почётный профессор МГУ имени М.В. Ломоносова
- Почётный гражданин села Ивановка, города Осташкова (Россия), штата Теннесси (США).
Прочее
Кавалеры ордена Святого апостола Андрея Первозванного. И. К. Архипова, советская и российская оперная певица, педагог, марка России 2012.
- Занесена в российскую книгу рекордов как самая титулованная российская певица на момент времени.
- Имя «Архипова» получила малая планета № 4424 ()
- В 2012 году вышла марка почты России, посвященная Архиповой И. К.
- 9 июня 2018 года на могиле Ирины Архиповой на Новодевичьем кладбище в Москве был открыт мемориал. Скульптор — Степан Мокроусов-Гульельми.
Партии
Оперная студия Московской консерватории
- 1953 — «Евгений Онегин» П. И. Чайковский — Ларина
- 1953/1954 — «Снегурочка» Н. А. Римский-Корсаков — Весна-Красна/Лель
- 1953/1954 — «Царская невеста» Н. А. Римский-Корсаков — Дуняша/Любаша
Свердловский театр оперы и балета
- 1954 — «Пиковая дама» П. И. Чайковский — Полина/Миловзор
- 1954 — «Таня» Г. Г. Крейтнер — Мария Шаманова
- 1954/1955 — «Аида» Дж. Верди — Верховная жрица/Амнерис
- 1955 — «Кармен» Ж. Бизе — Кармен
Большой театр
- 1957 — «Вертер» Ж. Массне — Шарлотта
- 1957 — «Мать» Т. Н. Хренников — Ниловна
- 1958 — «Борис Годунов» М. П. Мусоргский — Марина Мнишек
- 1958 — «Чародейка» П. И. Чайковский — Княгиня
- 1958 — «Её падчерица» Л. Яначек — Дьячиха
- 1959 — «Хованщина» М. П. Мусоргский — Марфа
- 1959 — «Джалиль» Н. Г. Жиганов — Хаят
- 1959 — «Война и мир» С. С. Прокофьев — Элен Безухова
- 1960 — «Повесть о настоящем человеке» С. С. Прокофьев — Клавдия
- 1962 — «Не только любовь» Р. К. Щедрин — Варвара Васильевна
- 1962 — «Фальстаф» Дж. Верди — Мэг Педж
- 1963 — «Дон Карлос» Дж. Верди — Эболи
- 1967 — «Мазепа» П. И. Чайковский — Любовь
- 1967 — «Оптимистическая трагедия» А. Н. Холминов — Комиссар
- 1976 — «Садко» Н. А. Римский-Корсаков — Любава
- 1977 — «Октябрь» В. И. Мурадели — Графиня
- 1979 — «Золото Рейна» Р. Вагнер — Фрикка
- 1983 — «Ифигения в Авлиде» К. В. Глюк — Клитемнестра
Другие театры и концертные залы
- 1959 — «Каменный гость» А. С. Даргомыжский — Лаура (Колонный зал дома союзов)
- 1969 — «Орлеанская дева» П. И. Чайковский — Жанна д’Арк (Концертный зал им. П. И. Чайковского)
- 1970 — «Трубадур» Дж. Верди — Азучена (Латвийский академический театр оперы и балета, Рига)
- 1973 — «Бал-маскарад» Дж. Верди — Ульрика («Штаатс-Опер», Висбаден)
- 1975 — «Ариана и Синяя Борода» П. Дюк — Нурис («Гранд-Опера», Париж)
- 1980 — «Сельская честь» П. Масканьи — Сантуцца (Театр Гольдони, Ливорно)
- 1989 — «Пиковая дама» П. И. Чайковский — Графиня (Большой зал Московской консерватории)
- 1992 — «Евгений Онегин» П. И. Чайковский — Филиппьевна (Театр «Шатле», Париж)
Певческая карьера. Начало
В 1948 году в Московской консерватории стало доступным вечернее обучение, и Ирина, не оставляя работу архитектора, поступила на первый курс учебного заведения в класс артиста РСФСР Леонида Савранского. В 1951 году певица дебютировала на радио. В 1954 году Ирина Архипова перешла на дневную форму обучения, для чего взяла отпуск за свой счет. Она искренне полагала, что по окончании учебы обязательно вернется к архитектурному делу, однако этого не произошло. Ирина Константиновна блестяще защитила дипломную работу, с отличием сдала государственные экзамены и поступила в аспирантуру. К сожалению, пробы в труппу Большого театра она не прошла.
В 1954 году Ирина Архипова уехала в Свердловск, где в течение года проработала в оперном театре. Первая популярность пришла к певице, когда она выиграла Международный конкурс вокала. Взяв Гран-при в музыкальном состязании, решила не останавливаться на достигнутом Ирина Архипова. Биография ее творческого становления продолжилась концертной деятельностью по городам России. Два года спустя будущая оперная дива оказалась в Ленинграде. Она весьма успешно выступила на сцене Малого театра, после чего ей предложили остаться в культурной столице. Однако неожиданно для всех по приказу Министерства культуры Архипову перевели в Москву. С марта 1956 Ирина Константиновна официально числилась в труппе Большого театра.
Примечания
- ↑
- ↑
- ↑ Большая Российская энциклопедия: В 30 т. / Пред. научн.-ред. совета Ю. С. Осипов. Отв. ред С. Л. Кравец. Т. 2. Анкилоз — Банка. — М.: Большая Российская энциклопедия, 2005. — 766 с.: ил.: карт.
- ↑ Музыкальная энциклопедия. Гл. ред. Ю. В. Келдыш. Том 1. А — Гонг. 1072 стб. с ил. — М.: Советская энциклопедия, 1973 год
- Новая Российская энциклопедия: в 12 т. / Редкол.: А. Д. Некипелов, В. И. Данилов-Данильян, В. М. Карев и др. — М.: ООО «Издательство „Энциклопедия“» Т. 2 А — Баяр, 2005. — 960 с.: ил.
- . www.belcanto.ru. Дата обращения 29 сентября 2019.
- (недоступная ссылка). Дата обращения 11 января 2013.
- (недоступная ссылка). Дата обращения 6 апреля 2016.
- Российский химико-технологический университет им. Д. И. Менделеева — прошлое и настоящее со взглядом в будущее. — М., 2002. — 552 с. — С. 416. ISBN 5-8122-0302-4
- . Дата обращения 24 июля 2012.
Немного о себе
Женщина с уверенностью заявляет, что она вытянула в жизни счастливый билет. У нее были прекрасные родители, друзья, близкие. Она всегда занималась тем, что ей нравилось; объездила очень много стран; встречалась с выдающимися людьми своей современности; чувствовала любовь поклонников своего творчества. И всю жизнь ощущала себя нужной. Архипова всегда старалась жить по принципу: «Каким бы ни был век, в котором ты живешь – другого времени для тебя не будет
Поэтому сейчас важно сделать нечто, что оставит след в сердцах людей на долгие годы в будущем». Кроме того, ощущала себя и просто счастливой женщиной Ирина Архипова
Личная жизнь ее сложилась и была долгой и наполненной. Она благодарна своим партнерам за все. У каждого из них женщина чему-то научилась. Ирина Архипова и ее мужья всегда были больше, чем просто сожители. Они были друзьями.
В свое время женщина посодействовала тому, чтобы ее внук Андрей Архипов попал в труппу Большого театра. Но не просто потому, что это ее родственник. Певица действительно видела в своем Андрюше огромный музыкальный талант.
О себе она говорила, что характер у нее сложный, и он не всем нравился – у Архиповой всегда была привычка говорить людям правду в лицо. От этого ее часто считали суровой. А она была не суровая, а просто вспыльчивая. Могла сорваться и совершить необдуманный поступок, о котором потом сожалела. Скончалась Ирина Архипова в феврале 2010 года в возрасте 85 лет. Похоронена в Москве на Новодевичьем кладбище.
Выбор профессии
Родители, конечно, понимали, что их дочь обладает музыкальным талантом, однако придерживались мнения, что пение не самое лучшее занятие, позволяющее хорошо устроиться в жизни. То ли дело профессия архитектора, к которой у Архиповой были не дюжие способности. Кроме того, Ирина Константиновна всегда восхищалась работами известных женщин-скульпторов А.С. Голубкиной, В.И. Мухиной и всерьез подумывала о том, чтобы связать свою жизнь именно с архитектурой.
Война сделала выбор за Ирину Константиновну. Семью Ветошкиных эвакуировали в Ташкент. Там будущая оперная дива поступила в Архитектурный институт, который по большому совпадению оказался также в Ташкенте, в эвакуации. Параллельно учебе в вузе, Архипова Ирина Константиновна занималась в вокальной студии при институте. Ее педагогом стала Надежда Малышева, которая открыла студентке музыкальный мир, познакомила с оперным искусством. По словам самой Ирины Архиповой, именно Надежда Матвеевна изначально подвела студентку к правильной трактовке музыкальных произведений, научила чувствовать форму и содержание, познакомила с романсовой и оперной литературой.
В стенах Архитектурного института прошло первое выступление Ирины Архиповой перед публикой
Надо сказать, что музыка и театр пользовались большим уважением как среди педагогов, так и среди студентов вуза и подобные концерты были важной частью жизни студентов
В 1948 году Ирина Архипова защитила на «отлично» дипломный проект и распределилась в архитектурную мастерскую, которая занималась московскими проектами. При участии Ирины Архиповой были созданы жилые дома на Ярославском шоссе. По ее проекту был построен Московский финансовый институт.
Архипова. Кто она?
В год своего восьмидесятипятилетия Ирина Архипова дала интервью журналистам izvestia.ru, в котором поделилась своими воспоминаниями и жизненными ориентирами. Певица рассказала о том, что в своей головокружительной музыкальной карьере она многое пережила. Архипова не всегда пела то, что хотела. Часто ей приходилось исполнять камерные программы для того, чтобы быть чем-то занятой. Архипова Ирина Константиновна, биография творчества которой насчитывает огромное количество фактов и событий, кое о чем все же сожалеет. Ей так и не пришлось спеть со сцены «Орлеанскую деву».
К слову сказать, у Архиповой не было могущественных покровителей, она не была никогда чьей-либо фавориткой. Люди ее любили за ее талант, и этого было вполне достаточно. Ирину Архипову часто выдвигали в депутаты без ее ведома, заочно. Она не сопротивлялась и старалась помогать своим избирателям, чем могла. В основном приходилось решать жилищный вопрос. Кстати, по признанию самой певицы, в Верховном Совете ей часто встречались порядочные люди. Ирина Архипова организовала строительство церкви на Прохоровском поле, куда вложила крупные денежные средства.
Биография
Родилась 2 января 1925 года в Москве.
Перед войной училась в школе сестёр Гнесиных. Первым педагогом по фортепиано была О. А. Голубева. Через полтора года перешла к О. Ф. Гнесиной. Параллельно с занятиями на фортепиано пела в хоре музыкальной школы.
В послевоенные годы училась в Московском архитектурном институте, там же занималась в вокальном кружке у Н. М. Малышевой. По окончании института в 1948 году поступила в Московскую консерваторию имени П. И. Чайковского в класс пения Л. Ф. Савранского, которую окончила в 1953 году.
В 1954—1956 годах — солистка Свердловского театра оперы и балета.
В 1956—1988 годах — солистка Большого театра.
Исполнение партии Кармен в одноимённой опере Ж. Бизе получило мировое признание. Ей было свойственно глубокое внутреннее раскрытие образа и продуманность интерпретации. Она обладала даром сценического перевоплощения.
Могила Ирины Константиновны Архиповой на Новодевичьем кладбище
Выступала в концертах. В камерном репертуаре свыше 800 произведений русских, советских и зарубежных композиторов.
С 1955 года гастролировала за рубежом (Австрия, Польша, ГДР, Финляндия, Италия, Венгрия, Румыния, Чехословакия, Великобритания, Болгария, США, Япония, Франция, Аргентина, Канада). Выступала на сценах ведущих театров мира: «Ла Скала» (Милан), Королевский театр Ковент-Гарден (Лондон), Метрополитен-опера (партия няни Филиппьевны в опере «Евгений Онегин» П. Чайковского) и Карнеги-холл (Нью-Йорк), театр «Колон» (Буэнос-Айрес), Опера Гарнье (Париж, 1975, партия Нурис в опере «Ариана и Синяя Борода» П. Дюка), Опера Сан-Франциско, театр «Комунале» (Болонья), античный амфитеатр в Оранже, театр Ирода Аттика (Афины) и других.
С 1974 по 2003 год преподавала в Московской консерватории им. П. И. Чайковского (с 1984 года — профессор). Проводила мастер-классы в Финляндии, США, Польше и других странах.
В 1966 году была приглашена в жюри Международного конкурса имени П. И. Чайковского. С 1974 года (за исключением 1994 года) являлась председателем жюри Международного конкурса имени П. И. Чайковского в разделе «сольное пение», с 1968 — Всесоюзного (с 1993 — Международного) конкурса имени М. И. Глинки. Входила в состав жюри многих престижных конкурсов мира, в том числе: «Вердиевские голоса» и имени Марио дель Монако в Италии, конкурс Королевы Елизаветы в Бельгии, имени Марии Каллас в Греции, имени Франсиско Виньяса в Испании, вокального конкурса в Париже, вокального конкурса в Мюнхене. В 1997 году по приглашению Президента Азербайджана Г. Алиева и министра культуры Азербайджана П. Бюльбюль-оглы возглавила жюри Конкурса имени Бюль-Бюля, организованного к 100-летию со дня его рождения.
Автор книг: «Музы мои» (1992), «Музыка жизни» (1997), «Бренд по имени „Я“» (2005).
Записала пластинку из произведений С. В. Рахманинова и цикла М. П. Мусоргского «Песни и пляски смерти» (пластинка получила Гран-при «Золотой Орфей» в Париже).
В 1980-е годы выступила с циклом концертов «Антология русского романса» совместно с пианистом Ивари Ильей.
Ирина Архипова (Кармен) в опере «Кармен» (1972 год, Большой театр)
С 1986 года — председатель правления Всесоюзного музыкального общества (с 1990] — Международный союз музыкальных деятелей). С 1993 года — председатель Фонда Ирины Архиповой. Президент Общества дружбы «Россия — Узбекистан». Действительный член и вице-президент Международной Академии творчества и русской секции Международной Академии наук.
Член КПСС с 1963 года. Депутат Верховного Совета СССР 6-го созыва (1962—1966) и народный депутат СССР (1989—1991).
«Невероятный блеск голоса певицы, его бесконечно меняющаяся окраска, его волнообразная гибкость…» (американская газета «Колумбус ситизен джорнел», 1969).
19 января 2010 года была госпитализирована с сердечной патологией в городскую клиническую больницу им. С. Боткина. 11 февраля 2010 года скончалась на 86-м году жизни. Похоронена 13 февраля в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 10).
Семья
- Отец — Ветошкин Константин Иванович.
- Мать — Галда Евдокия Ефимовна.
- Первый муж — Евгений Александрович Архипов (1923—2017), архитектор, Заслуженный архитектор РСФСР.
- Сын — Андрей Евгеньевич Архипов (1947—2006).
- Внук — Андрей Андреевич Архипов (1972), оперный певец (бас), солист Большого театра.
- Сын — Андрей Евгеньевич Архипов (1947—2006).
- Второй муж — Владислав Пьявко (р. 1941), оперный певец (тенор), народный артист СССР.
Личная жизнь
Активная творческая деятельность не стала преградой и к личному счастью певицы. Оперная дива несколько раз пыталась создать семью. Мужья Ирины Архиповой принадлежали к разным профессиональным кругам. Первым мужем Ирины Константиновны был Евгений Архипов, которому в 1947 году она родила сына Андрея. Однако брак вскоре распался. Вторым мужем певицы стал ее коллега по цеху. Ирина Архипова и Пьявко Владислав – оперный тенор – познакомились в стенах Большого театра. Когда-то этим отношениям прочили несчастливый финал, однако злопыхатели ошиблись в своих прогнозах.
Как утверждают близкие советской оперной дивы, она была счастлива в браке. Жизнь Ирины Константиновны кроме творчества была наполнена еще и женским счастьем. Владислав Пьявко и Ирина Архипова прожили вместе более сорока лет. Хотя отношения двух талантливых людей начались с громкого скандала, о котором узнали не только в Советском союзе, но и далеко за его пределами. Конфликт Ирины Архиповой и Галины Вишневской – еще одной примы Большого театра – разгорелся как раз из-за молодого и подающего большие надежды оперного певца – Владислава Пьявко. Подробности этой скандальной истории стали известны общественности благодаря опубликованному Ириной Константиновной рассказу в книге супруга (Владислава Пьявко) «Тенор: из хроники прожитых жизней…».
А случилось все примерно так. Когда начинающий певец только появился на пороге Большого театра, он сразу же стал ухаживать за Галиной Вишневской, но, скорее, не как мужчина, а как поклонник ее великого таланта. Друг Владислава присылал ему из Риги огромное количество гвоздик, которые тенор преподносил Галине Павловне в знак преклонения и безграничного уважения. Когда в театр пришла Ирина Архипова, Пьявко неожиданно «переключился» на нее. Певица дала понять мужчине, что у него ничего не получится, хотя бы даже потому, что он много младше Ирины. Однако это нисколько не оттолкнуло поклонника, а только еще больше его раззадорило.
Официальной версией ссоры двух оперных див стал их спор по поводу участия в одном и том же спектакле, однако истинная причина конфликта была далеко не рабочей, а личной. Между женщинами произошел жесткий разговор, во время которого Архипова высказалась, не стесняясь в своих выражениях. Дошло до того, что Галина Вишневская написала на Архипову заявление в партком. Женщину вызвали на партсобрание с требованием извиниться. Архипова предложила извиниться только за форму, отказавшись принести извинения за содержание. Этим заседанием партийного комитета все и закончилось.
Вскоре о романе примы Большого театра и Владислава Пьявко стало известно окружающим. Под натиском сибирского упрямства мужчины Ирина Архипова спасовала. Да и судьба наверняка сыграла здесь не последнюю роль.
Владислав Пьявко и Ирина Архипова имели значительную разницу в возрасте, которая составила шестнадцать лет. В браке у певцов не родилось общих детей, однако Владислав уже был отцом четверых. У Ирины Архиповой был единственный сын Андрей. Спустя время у оперной дивы родился внук Андрюша, который впоследствии окончил консерваторию и стал артистом Большого театра. У Андрея в свое время родилась дочь Ирина, названная в честь своей знаменитой бабушки. К сожалению, великая Ирина Архипова пережила своего сына на четыре года.
Ирина Архипова — певица
Окончив учебу в консерватории, Архипова пыталась пройти прослушивание в Большом театре, но все попытки были неудачными. В 1954 году Ирина уехала в Свердловск и, отработав год в театре оперы, подала заявку на участие в международном конкурсе вокала. Тогда к Архиповой и пришла удача, она выиграла конкурс и после него стала давать концерты в городах России
https://youtube.com/watch?v=fy9nyPaPGjo
В 1956 году Ирина попала с гастрольным выступлением в Ленинград на сцену Малого театра. После этого поступило предложение остаться в Ленинграде. Но неожиданно Архипову перевели в Москву приказом Министерства культуры. И с первого марта 1956 Ирина Константиновна начала свою работу в Большом театре. Первое выступление – партия Кармен совместно с болгарским певцом Любомиром Бодуровым.
Личная жизнь
Счастья в личной жизни титулованная певица, по сообщениям некоторых СМИ, искала трижды. Впервые узами брака она связала себя еще в молодости, во времена студенчества, с Евгением Архиповым, которому подарила единственного сына Андрея (1947). Других детей у артистки не было. Зато позднее появился внук Андрей, продолживший оперное дело знаменитой бабушки, и внучка Ирина, названная в ее честь.
Ирина Архипова и ее муж Владислав Пьявко
Вторым избранником стал Юрий Волков, по профессии – переводчик. Третьего мужа Ирина сама себе «притянула». Бытует мнение, что, увидев ее «Кармен», тогдашний курсант, будущий тенор Владислав Пьявко вдохновился настолько, что после демобилизации решил поступать в ГИТИС.
Придя в театр, сначала ухаживал за Галиной Вишневской, а потом влюбился в Ирину, которую взял натиском и упорством. Несмотря на солидную разницу в возрасте, рука об руку пара прошла более 40 счастливых лет. Их совместные фото – как рабочие, так и личные – тронут даже скептика.
Музыка
Роль, с которой Архипова дебютировала на свердловских театральных подмостках, – любовница боярина Грязного, Любаша, в опере Николая Римского-Корсакова «Царская невеста». В 1955-м покорился престижный международный конкурс, где выступление Ирины Константиновны было настолько убедительным, что «сверху» возмутились – якобы почему это она не в Большом.
Ирина Архипова исполняет арию из оперы «Кармен»
Досадное недоразумение исправили мгновенно. И здесь ее «Кармен» сразу же произвела настоящий фурор. Рукоплескавшая публика, очарованная тембром голоса и мастерством перевоплощения артистки, не догадывалась, что первоапрельская премьера далась той с трудом:
Ирина Архипова в роли Кармен
Обольстительница Хозе, красавица-цыганка, открыла двери на мировые сцены. К ее ногам пали Милан, Рим, Париж, Лондон, Нью-Йорк, Неаполь и прочие города плюс вся Япония. Уже позднее, в 1972-м, ей посчастливилось посотрудничать с «сеньорой Сопрано» Монтсеррат Кабалье, что произвело на Архипову огромное впечатление.
Кстати, после встреч с великими деятелями искусства артистка просила их расписаться на память на специальной скатерти.
Ирина Архипова исполняет арию «Аве Мария»
В репертуаре по большей части присутствовали произведения родных русских авторов, укрепивших ее популярность: «Пиковая дама», «Борис Годунов», «Война и мир», «Евгений Онегин», «Садко», «Хованщина» и многие другие. Вскоре в творческой биографии значился и новый раздел – романсы и духовная музыка.
Выпущенная в 1987-м «Аве Мария» Архиповой заняла свое место в списке известных записей этого «хита».
Помимо основной деятельности, активно участвовала и в общественной – член жюри престижных советских и российских, а также мировых музыкальных конкурсов, автор 3 книг, вице-президент Академии творчества и Академии наук, создатель именного фонда помощи начинающим дарованиям.
Музыка с пеленок — начало биографии Ирины Архиповой
Ирина Архипова родилась в 1925 году в Москве в семье известного инженера Константина Ветошкина. Несмотря на свою техническую профессию, отец Ирины был музыкально одаренным человеком и играл на различных инструментах. Мать, Евдокия Галда, пела в хоре Большого театра. Поэтому живую музыку Ирина слышала в родительском доме постоянно, и с детства ходила в музыкальную школу.
Ирина Архипова в молодости
Позже она начала посещать школу имени Гнесиных, где ее педагогом была Ольга Голубева, а затем Ольга Гнесина. Родители видели музыкальный талант дочери, но решили, что профессия архитектора позволит лучше устроиться в жизни, чем занятия музыкой.
Когда Ирина пошла в выпускной класс, началась война, и семья уехала в Ташкент, где в 1942 году Ирина поступила в Архитектурный институт. Здесь же через три года она начала учиться в вокальной студии при институте. Педагогом Архиповой была Надежда Малышева. Именно с посещения этой студии и началось настоящее знакомство будущей певицы с оперным искусством. Это стало первой ступенью ее творческой биографии.
Ирина активно занималась в студии, но не меньше усердия проявляла и в подготовке к работе архитектора. Темой для диплома Архипова выбрала проектирование памятника в честь павших в Севастополе солдат. В то время прошло лишь три года с окончания войны, и таких памятников еще не ставили. Поэтому идея казалось новой и необычной. В 1948 году Архипова защитила дипломный проект на «отлично» и закончила учебу в институте.
Певческая карьера. Начало
В 1948 году в Московской консерватории стало доступным вечернее обучение, и Ирина, не оставляя работу архитектора, поступила на первый курс учебного заведения в класс артиста РСФСР Леонида Савранского. В 1951 году певица дебютировала на радио. В 1954 году Ирина Архипова перешла на дневную форму обучения, для чего взяла отпуск за свой счет. Она искренне полагала, что по окончании учебы обязательно вернется к архитектурному делу, однако этого не произошло. Ирина Константиновна блестяще защитила дипломную работу, с отличием сдала государственные экзамены и поступила в аспирантуру. К сожалению, пробы в труппу Большого театра она не прошла.