Студент в 55. в «серебряном университете» пенсионеров будут учить бесплатно

Онлайн-статус для души и для работы

Компьютерные навыки повышают шансы пенсионеров на трудоустройство или сохранение рабочих мест, — об этом свидетельствует трехлетний опыт программы «Статус: онлайн» , которая реализуется Фондом поддержки и развития филантропии «КАФ» при поддержке ООО «Филип Моррис Сэйлз энд Маркетинг». «Когда мы увидели, что искать новую работу пожилым людям достаточно трудно, во всех регионах в программу были добавлены специальные занятия по онлайн-поиску вакансий и составлению резюме, а также организованы встречи с местными центрами занятости и потенциальными работодателями», – говоритЕкатерина Лёвшина
, управляющий по работе с общественными организациями.

Помощь в трудоустройстве – основная задача центра «Содействие» , созданного для поддержки медиков, которые в процессе реформы здравоохранения потеряли работу. В центре занимаются поиском вакансий и переподготовкой врачей, медсестер, младшего медперсонала — по тем специализациям, которые наиболее востребованы в регионе. «Около 40% медработников, обращающихся в наш центр, это люди пенсионного возраста. На сегодняшний день это более чем 1600 человек», — рассказывает Константин Царанов
, директор центра «Содействие».

Геронтообразование: в чем специфика

Обучению пожилых людей посвящена отдельная наука – геронтообразование, или герагогика. Она помогает опираться на преимущества, которые дает возраст, и избегать сложностей, связанных с возрастными ограничениями. «Для людей группы 55+ нужен особый подход, учитывающий их физиологические, умственные и социально-эмоциональные особенности, и это не только наше собственное наблюдение, это — общемировая практика», — отмечает Константин Царанов.

«Герагогика близка к педагогике, — развивает тему Евгений Мачнев. — Не то чтобы все «по-детски» должно происходить, но нужна наглядность, образность, порционность

Важно сразу же давать практическое применение полученных знаний. И обязательно обращаться к опыту самих участников

В этом основное отличие от педагогики: у детей опыта нет, а у пожилых он очень большой».

Обязательно следует учитывать возрастные изменения. «К пенсионерам нужен особый подход, — отмечает Екатерина Лёвшина.
– Поэтому в нашей программе задействованы тренеры, у которых есть опыт работы именно с ними». Например, у пожилых людей часто наблюдается некоторая зажатость рук, для разработки мелкой моторики им предлагается освоить несложные компьютерные игры или научиться рисовать. По особой программе обучаются люди с ослабленным зрением – они используют специальное оборудование с «говорящими» клавиатурами.

Волонтерский ресурс

В центре «Содействие», например, волонтерская программа появилась, когда выяснилось, что не все пожилые люди, лишившись работы, готовы к поиску новой и переквалификации. «Многие из них отдали своей профессиональной деятельности 25-30 лет, и у них нет планов продолжать медицинскую карьеру, осваивать новые технологии или переучиваться на другую специальность, — говорит Константин Царанов. — Но это люди социально активные, деятельные, они хотят и дальше оставаться полезными своей семье, обществу и родному городу. На нашу первую программу «5 шагов к волонтерству» записались не только врачи, но и медицинские сестры, фельдшер, акушерка и лаборант».

Пожилым волонтерам было уделено особое внимание и на государственном уровне — при организации Олимпийских игр в Сочи в волонтерской команде их было 1800 человек. «Эти люди – совершенно недооцененный ресурс экономики: они могут, умеют и знают очень многое», — уверена Марина Починок
, вице-президент Оргкомитета «Сочи-2014»

Центр «Профессионал»

В ГБОУ «Профессионал» представителИ возрастной категории «50+» могут пройти переобучение по одной из востребованных профессий, и затем продолжить трудовую деятельность.

Среди востребованных профессий, по которым жители Москвы и Подмосковья пенсионного и предпенсионного возраста могут переобучиться в Центре «Профессионал»:

  • лифтер;
  • оператор котельной с аттестацией по трубопроводам пара и горячей воды;
  • оператор пульта управления оборудованием жилых и общественных зданий;
  • дежурный у эскалатора;
  • электрогазосварщик;
  • сварщик ручной дуговой сварки;
  • слесарь-сантехник;
  • электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования;
  • водители самоходных машин категории В, С, Д, Е (автопогрузчик, электропогрузчик более 4 кВт, трактор, коммунально-уборочная машина, ПУМ, МКСМ, Bobcat и др.);
  • водители аккумуляторных погрузчиков до 4 кВт (электропогрузчик, электроштабелер типа ричтрак);
  • оператор заправочных станций.

Для тех, кто хочет работать в офисах, в Центре «Профессионал» действуют курсы «Пользователь ПЭВМ (для начинающих)» и «Пользователь ПЭВМ (со знанием мультимедиа и интернет-технологий)».

Стоимость курсов — одна из самых низких в Москве: средства, затраченные на обучение, окупаются, как правило, с первой же зарплаты. Те же, кто ещё не достиг пенсионного возраста, имеет все шансы и вовсе обучиться бесплатно — для этого необходимо обратиться в свой Центр занятости, который и дает направление на обучение в «Профессионал».

История с продолжением

В образовании пожилых людей очень важно то, что оно должно продолжаться: почувствовав вкус к новому, погрузившись в общение, они не хотят возвращаться к прежнему образу жизни. «Мы сначала думали, что у нас люди после обучения просто получат сертификаты/дипломы и уйдут, а они никуда не ушли

Говорят: «Учите нас чему-нибудь еще», — рассказывает Евгений Мачнев. — То есть возникла проблема, куда девать активных пожилых. Отсюда и появились различные волонтерские центры, пресс-центры и т.п.»

Запрос на продолжение есть практически у всех образовательных программ. «Мы отдаем себе отчет в том, что пенсионеры, выбравшись из дома и окунувшись в насыщенную событиями жизнь курсов, не хотят останавливаться на достигнутом, — говорит Екатерина Лёвшина. — Они научились работать на компьютере, стали более активными, расширили свой круг общения. Выпускники курсов хотят учиться дальше и применять полученные навыки на практике. Они готовы участвовать в разнообразных семинарах, мастер-классах, вебинарах, чемпионатах, олимпиадах. Многие выпускники программы становятся волонтерами как на курсах компьютерной грамотности «Статус: онлайн», помогая новым ученикам, так и в других проектах НКО».

«Самый главный драйвер для людей после 55 — это собственная полезность, ощущение причастности, востребованности, понимание того, что твой опыт полезен, и твоя жизненная мудрость тоже кому-то нужна», — уверена Марина Починок. Именно эти возможности дают образовательные проекты.

Длительность обучения

В учебных заведениях разных городов длительность обучения разная. Поэтому рекомендуется звонить в выбранный ВУЗ и узнавать подобную информацию непосредственно у администрации учебного заведения. Единственное, что можно сказать точно — программы профессионального обучения
в университетах третьего возраста в любом случае занимают немало времени.

Так, в московском «Серебряном университете» общеразвивающие курсы насчитывают 36 учебных часов с учетом всех видов занятий: лекций, семинаров, мастер-классов и тренингов. На неделю приходится 3-4 академических часа учебы, а весь курс занимает три-четыре месяца. Профессиональные программы обучения рассчитаны на один учебный год (160 часов).

В других Университетах третьего возраста обучение может длиться год или два.

Спорт, досуг и творчество для активных горожан

«Серебряный университет» — это составляющая часть программы, принятой Правительством Москвы в интересах старшего поколения. Недавно в столице стартовал пилотный проект. Во всех районах откроют бесплатные классы, курсы и секции. Их разделили на три базовых направления: спорт, досуг и творчество, обучение и развитие. Участники смогут заниматься скандинавской ходьбой, гимнастикой, танцами, рисованием, декоративно-прикладным творчеством, пройти курсы английского языка или компьютерной грамотности.

Запись в территориальных центрах социального обслуживания открыта с 1 марта. Николай Страхов на занятия уже подал заявку. «Я жду не дождусь, когда откроются языковые курсы. Мне нужен английский язык, мне нужен французский язык, у меня большая куча друзей — “Фейсбук”, другие социальные сети и все остальное. Мне нравятся путешествия, искусство, я с удовольствием буду делать обзоры и статьи. И я буду чувствовать себя более спокойно за рубежом, зная язык», — объясняет он. Тамара Тимофеева тоже интересуется языковыми курсами, а еще — спортивными занятиями, поэтому тоже подумывает принять участие в проекте.

Дальше — больше

В планах университета — расширить список направлений учебы и разработать программы разного уровня сложности. На курсы продвинутого уровня будут зачислять по результатам входного тестирования.

Первые выпускники хотят осваивать новые навыки и ждут с нетерпением, когда откроется запись. «Я надеюсь продолжать обучение не только по своему направлению, но и по другим, потому что это сохраняет нашу умственную активность, двигает вперед. Изучу программы — там есть и компьютерные направления, и социальные, и как разумно и практично вести финансы семьи в нынешних условиях — и тогда будем двигаться дальше», — говорит Александр Мудрагей.

Экскурсии, интервью и необычные репортажи

Занятия проходят интересно, говорят студенты. «Были задания написать на определенную тему небольшие сочинения или необычный репортаж про Дедку и репку по знаменитой сказке», — рассказывает Александр Мудрагей. Героями его репортажа стали сказочные персонажи — уборщики полей, главный из которых, конечно, Мышка — ударник труда.

Предлагали и создать рассказ по заданному началу, сделав триллер, детектив, сказку со счастливым концом — что угодно. А Николаю Страхову запомнилось такое занятие: «У нас целый урок был посвящен запахам в мировой литературе, на мировой сцене, начиная от “Парфюмера”. Мы описывали запахи средиземноморской таверны на берегу моря, запахи рынка». Из этого задания родился целый рассказ.

Студенты гуманитарного факультета ходили на экскурсии. «Мы посещали исторические места, связанные с допетровской эпохой, древние храмы, которые сами выбирали», — говорит Тамара Тимофеева. Они и сами готовили лекции об исторических местах, архитектурных памятниках, театрах столицы и даже целых районах. Тамара Тимофеева выбрала Замоскворечье. Свой рассказ она посвятила не только истории, но и архитектуре и известным людям района.

Деликатное обучение

Большое внимание требуется уделять психологии. Обучение должно строиться с особой деликатностью – люди «серебряного возраста» очень чувствительны

Только в доверительной атмосфере взаимного уважения может быть построен продуктивный процесс. «Необходимо избегать ситуаций, которые могли бы поставить пожилого человека в некомфортное, унизительное положение. Затаенная обида пожилого человека может разрушить его отношения с вами навсегда. Не следует использовать назидательный, нравоучительный тон в общении с пожилыми, пытаться диктовать и отстаивать свою точку зрения», — поясняет Юлия Мальцева
, замдиректора АНО САП «Серебряный возраст». «Конечно, необходимо соблюдение статусов. Это похоже на принцип обучения топ-менеджеров: нельзя менять человеку статус без его согласия», — добавляет Евгений Мачнев.

Существуют проблемы и культурологического свойства: в нашем обществе, человека объявляют «старым» гораздо раньше, чем во многих других странах. «Образ старости», который транслируется, отнюдь не позитивный. «Есть некоторые моменты в обучении, которые требуют более глубокой проработки, внимания и терпения, — делится Константин Царанов.
— Речь идет, например, о негативных стереотипах относительно старости, которые имеются у наших слушателей и их заниженной самооценке. Разрешение этих психологических моментов одна из основных задач нашей образовательной деятельности».

Чему обучают в «Серебряном университете»

В московском ВУЗе функционирует пять факультетов:

  • гуманитарный,
  • культуры и творчества,
  • здоровья и безопасности,
  • массовых коммуникации и информации,
  • психологии.

Каждый из этих факультетов «Серебряного университета
» позволяет не только обрести новые знания, но и получить профессию, о которой пожилой человек, возможно, мечтал еще в далекой юности.

А если говорить более предметно, то эти пять факультетов охватывают практически все сферы жизнедеятельности человека.

Гуманитарии могут лучше узнать современную литературу, историю и культуру города, а также английский язык для проведения экскурсий в Москве. К изучению предлагается иностранный язык для путешественников и география путешествий. Также студенты гуманитарного факультета могут освоить специальность работника зеленого хозяйства.

Направления психологического факультета посвящены психологии общения и личностного роста в «серебряном» возрасте, а также подготовке к волонтерству. Здесь же преподается практическая психология игры, а также изучается психология детства, которая нацелена на то, чтобы бабушки и дедушки как можно быстрее и легче смогли найти общий язык со своими внуками и научились им помогать актуальными советами. На данном факультете люди в возрасте
могут освоить востребованную сегодня профессию няни.

Факультет культуры и творчества посвящен главным образом искусству. Здесь можно как изучать декоративно-прикладное искусство, так и погрузиться в памятники мировой культуры, музыку или московские театры. Здесь же студенты могут осуществить свою мечту и научиться рисовать или изготавливать игровых кукол.

Программа обучения факультета «Здоровье и безопасность» посвящена полезным в повседневной жизни вещам: основам права, управлению финансовыми потоками, здоровому образу жизни. Здесь можно обучиться интеллектуальным играм, разобраться в основных аспектах активного долголетия, а заодно получить профессию столяра или кассира.

«Массовые коммуникации и информации» — один из наиболее популярных факультетов среди возрастных студентов
. Он раскрывает пожилым людям все возможности соцсетей и гаджетов, обучает работе со средствами удаленного общения, учит ориентироваться в информационном пространстве. Тут же можно освоить профессию кладовщика.

Учиться никогда не поздно

Студенты «Серебряного университета» — люди активные: у них и социальная работа, и клубы, и творческие проекты. Например, подполковник в отставке Александр Мудрагей — вице-президент общероссийского фонда ветеранов госбезопасности «Вымпел-гарант» и глава клуба творческих людей «Пегас». Он интересуется литературой, пишет стихи и музыку, поэтому и поступил на факультет информатики и массовых коммуникаций (программа «Социальные медиа и литературное творчество»). «Я выбрал именно этот факультет, для того чтобы совершенствовать свои знания, манеру письма, слог. Для меня было очень интересно попасть в среду, где действительно царит творчество», — признается он.

А вот Николаю Страхову учеба по этой же программе понадобилась для работы. Он депутат совета депутатов района Покровское-Стрешнево. «По моей общественной работе нужно много писать, нужно уметь писать, а тут такая возможность — факультет журналистики, — рассказывает выпускник. — Я понял, что мне это необходимо, что я хочу этим заниматься, и, как только представилась возможность, тут же записался». К тому же вместе с единомышленниками он хочет создать газету, а уж тут журналистские навыки пригодятся как нигде.

Коренная москвичка Тамара Тимофеева любит и знает родной город, поэтому выбрала «Историю и культуру Москвы» на гуманитарном факультете. Для нее важна не только познавательная программа, но и общение со сверстниками. Она была старостой группы и участвовала в организации экскурсий.

НовостиВсе новости

21 АвгустаУниверситет «Синергия» совместно с Гильдией риэлторов Москвы создадут новый образовательный продукт
Сегодня, 20 августа, в главном корпусе Университета прошёл бизнес-завтрак с участием членов Гильдии риэлторов Москвы, представителей риэлтерских агентств,…

20 АвгустаКорпорация «Синергия» и Правительство Приморского края подписали соглашение о сотрудничестве
18 августа Правительство Приморского края и Корпорация «Синергия» подписали соглашение о сотрудничестве на три года. В его рамках будет вестись совместная…

19 АвгустаУниверситет «Синергия» и МХАТ им. Горького создают совместный образовательный проект
«Новая Школа МХАТ» — это образовательное пространство актуальных театральных профессий в МХАТ им. М. Горького. Идеология школы основана на объединении…

18 АвгустаЗавершился второй сезон киберспортивного турнира Synergy ESPORTS League
Факультет игровой индустрии и киберспорта Университета «Синергия» успешно провел второй сезон киберспортивного турнира. В рамках двух турниров лига…

14 АвгустаАналитический центр Университета выяснил, как проходит летняя практика российских студентов
Аналитический центр Университета «Синергии» провел для СМИ опрос российских студентов, чтобы узнать, как проходит их летняя практика. Оказалось, что…

07 АвгустаФакультет игровой индустрии и киберспорта проведет онлайн-турнир с призовым фондом в 28 млн рублей
C 10 августа стартует второй сезон киберспортивного онлайн-турнира Synergy ESPORTS League для любителей. Ожидается, что в нем примут участие…

23 ИюляУниверситет «Синергия» открывает двери
30 июля, в 14.00, Университет «Синергия» проведет День открытых дверей для абитуриентов в формате онлайн-трансляции. Прямой эфир с…

20 ИюляРСБИ и Университет «Синергия» проведут первый онлайн-форум боевых искусств
В среду, 15 июля, в офисе Российского союза боевых искусств состоялась встреча исполнительного директора РСБИ Рамиля Габбасова и президента Корпорации…

09 ИюляИнститут информационных технологий запускает программу по обучению представительниц прекрасного пола IT-профессиям
Есть ряд стереотипов, связанных с айтишниками. Вот даже сейчас наверняка это слово у вас вызвало самую распространённую ассоциацию —…

Няни и экскурсоводы

Представление о том, что нынешние бабушки и дедушки больше всего любят проводить время, сидя на лавочке у подъезда или за просмотром телесериалов, давно устарело. Скорее это мы сами и навязали им такой стиль жизни: вышел на пенсию — сиди с внуками, а ещё лучше — освободи квартиру детям и езжай на дачу выращивать картошку.

Однако многие сегодняшние пенсионеры полны энергии, они хотят учиться новому, развиваться, ни в чём не уступая молодёжи.

Доказательство тому — почти 10 тыс. пожилых москвичей, всего за две недели записавшихся на учёбу в университете! Поэтому студентов пришлось разделить на два потока: часть начала учиться с ноября, остальные приступят к занятиям в январе. В первый день — лекции по истории Москвы, занятия на компьютерах и психология.

Студенты старшего поколения оказались гораздо более требовательны и прилежны, чем их молодые коллеги по учёбе, но порой капризны:

«Почему некоторые занятия проходят так поздно вечером?»

«Я хочу, чтобы мне всё чётко было слышно!»

«Разве уже нельзя записаться на психологию?
»

Но зато они точно знают, чего хотят

Ученики курса «История и культура Москвы» сразу приготовили ручки и блокноты, чтобы не упустить важное

Преподаватель, московский географ Александр Левинтов (он ещё и автор идеи вуза для пенсионеров и его названия «Серебряный университет»), начал с неожиданного: «Где находится центр Москвы? А где её сердце?» К слову, это вовсе не одно и то же, а правильный ответ вовсе не Кремль. Оказывается, центр города до недавнего времени был на углу Большой Ордынки и Климентовского, но после присоединения Новой Москвы очутился аж за МКАД. А сердце мегаполиса — в Коломенском, в овраге, спадающем к Москве-реке. Там лежит Девий камень, которым Егорий-землепашец поразил змея. Камень считается целебным, как и ключи, бьющие рядом.

«В преподавании студентам за 50 своя специфика: эта аудитория много чего знает, — поясняет Александр Левинтов. — Но у них есть и свои проблемы. Одна из них — недостаток общения. Поэтому мой курс, рассчитанный на 24 часа, будет проходить не в виде лекций, а, как сегодня модно говорить, коворкинга (от англ. coworking), то есть совместной работы, бесед. Увы, поскольку курс очень краткий, лицензированными экскурсоводами мои слушатели не станут (для этого надо прослушать 150 часов), но вполне могут быть гидами для своих друзей и знакомых. Жаль, что пока пенсионеры не могут посещать все интересующие их курсы параллельно, как обычные студенты вузов, — здесь приходится выбирать что-то одно».

«Живу всю жизнь в Москве, — рассказывает пенсионерка Наталья Евгеньевна, — а всё-таки плохо знаю свой город. Поэтому, когда нам позвонили из соцзащиты и предложили на выбор несколько программ, вместе с мужем с удовольствием записались на курсы по истории Москвы».

«А почему бы и нет? Тем более что учат бесплатно», — вторит ей соседка.

Стереотипы обывателя и работодателя

«Самое важное в нашей работе – изменить предвзятое отношение к пожилому человеку как к социальному иждивенцу; поддержать общественные инициативы, способствующие повышению качества жизни в этом возрасте, в том числе, с помощью образования. Столь же необходимо убедить самих пожилых людей, что учиться можно и нужно в любом возрасте», — считает Мария Морозова.. Менять предвзятое отношение можно только в процессе сотрудничества людей разных поколений

Марина Починок рассказывает об опыте участия пожилых волонтеров в Олимпийских играх: «У нас очень много стереотипов. О том, что эти люди – не мобильны, не схватывают не лету, физически не могут работать столько же, сколько молодые, у них уже нет таких навыков коммуникации и т.д. и т.п. На самом же деле те, кто с нами работал, могли дать фору молодежи. Это очень энергичные люди, с огромным внутренним драйвом, энергией, искрой, азартом. Невероятно работоспособные, с огромным чувством ответственности за свое дело, не унывающие и прекрасно схватывающие все новое. Для меня это оказалось большим открытием»

Менять предвзятое отношение можно только в процессе сотрудничества людей разных поколений. Марина Починок рассказывает об опыте участия пожилых волонтеров в Олимпийских играх: «У нас очень много стереотипов. О том, что эти люди – не мобильны, не схватывают не лету, физически не могут работать столько же, сколько молодые, у них уже нет таких навыков коммуникации и т.д. и т.п. На самом же деле те, кто с нами работал, могли дать фору молодежи. Это очень энергичные люди, с огромным внутренним драйвом, энергией, искрой, азартом. Невероятно работоспособные, с огромным чувством ответственности за свое дело, не унывающие и прекрасно схватывающие все новое. Для меня это оказалось большим открытием».

Предвзятость проявляется в полной мере при трудоустройстве – практически во всех областях существует возрастная дискриминация. «Для меня оказалось неожиданным, что тема трудоустройства настолько критична в России для людей пенсионного возраста, — говорит Анастасия Лазибная. — Они очень хотят работать и не всегда ради заработка; они уже не верят, что кто-то готов предложить им работу не грузчиком или вахтером/уборщицей; к нам уже приходят и люди 40 лет, которые также страдают от возрастной дискриминации. Мы задумались о том, что надо мотивировать работодателя, ломая его стереотипы относительно людей за 45-50 лет. Запустили направление КВВ (компании для всех возрастов) и занялись этим».

Садовый дизайн, арт-терапия, английский, танцы…

Некоторые центры занимаются разносторонним образованием пожилых людей. Широкий спектр программ предоставляет, например, Университет пожилых «Серебряный возраст» . Кроме компьютерной грамотности и садового дизайна здесь есть курсы английского языка – разных уровней, танцевальная, кино- и арт-терапия, экономическая и юридическая грамотность, «гимнастика для мозга» и др. – всего более 15. «Многие направления возникли, что называется, «по просьбам трудящихся», — поясняет Евгений Мачнев,
председатель попечительского совета университета пожилых «Серебряный возраст». — Мы выясняли, какой интерес у людей, чему они хотят учиться. Часть вещей возникала по запросу: «Ребята, научите нас», а часть – даже по такому запросу: «Я могу этому научить». Арт-терапия, например, так появилась».

Ориентироваться в пространстве услуг и сервисов пенсионерам помогает интернет-портал«Баба-Деда» . Спрос на образовательные услуги стабильно высокий: популярны и востребованы практически все обучающие программы, представлены на сайте. «За пределами Москвы и Санкт-Петербурга предложений гораздо меньше, а спрос такой же, как и в крупных городах, — говоритАнастасия Лазибная
, руководитель портала «Баба-Деда» и сообщества работодателей «Компании для всех возрастов». — Образуются очереди, поэтому люди часто присылают нам заявки сразу на несколько обучающих курсов своего города».

Кто может поступить и как это сделать

Учеба в университетах для людей «серебряного» возраста доступна всем, кто вышел на пенсию, независимо от трудоустроенности. При этом один человек за год может пройти одну программу обучения
любой направленности. К сожалению, обучение сразу на двух общеобразовательных программах или на общеобразовательной и профессиональной невозможно. Однако никто не запрещает возрастным студентам каждый год изучать новое направление. То есть, если в этой году вы поступаете на факультет психологии и успешного его оканчиваете, то в новом календарном году вы можете поступить снова, но уже на другой факультет.

Для того чтобы поучаствовать в образовательной программе, надо обратиться в ЦСО в округе проживания. Сотрудник ознакомит вас со списком программ и зарегистрирует заявку. С собой нужно взять паспорт и:

  • ССОПС — для общеобразовательных курсов,
  • свидетельства об образовании и квалификации — для освоения профессиональных образовательных программ.

Очень радует, что сегодня обучение в ВУЗе доступно и для пенсионеров. Ведь эти университеты, позволяют старшему поколению
сделать жизнь ярче и интереснее, приобрести новые знания и найти новых друзей.

Источники изображений: rsu.edu.ru, a5kilia.com.ua, caoinform.ru, mos.ru

Курсы обучения пожилых компьютерной грамотности, появившиеся несколько лет назад, по-прежнему остаются среди самых востребованных. Знакомство с компьютером существенно меняет к лучшему жизнь пенсионеров, позволяя ориентироваться в современном мире, открывая новые пространства для общения и технологические возможности, облегчающие быт. В подобных программах заинтересовано и государство – увеличение числа людей, способных, например, пользоваться ресурсом электронного правительства, снижает нагрузку на многофункциональные центры.

Преподавание на компьютерных курсах более или менее отлажено, уже создаются методические разработки. Об одной из них рассказала Мария Морозова,
генеральный директорБлаготворительного фонда Елены и Геннадия Тимченко : «По итогам одного из проектов, поддержанного фондом, — «Ресурсного учебного центра высоких технологий» в Санкт-Петербурге — был разработан специальный учебно-методический комплекс, который отвечает реальным потребностям пожилых людей. Он ориентирован на использование бесплатных программ, навыки создания, например, семейных фотоальбомов и не делает упор на ненужные пожилым людям офисные программы».

В последнее время появляются курсы для «продвинутых» пенсионеров, которые не просто знакомятся с основами компьютерной грамотности, учатся разговаривать по скайпу и оплачивать услуги в интернете, но и осваивают более сложные программы, например, Photoshop и аудио-редакторы. Запросов на подобное обучение становится все больше.

«Драмкружок, кружок по фото…»

Житель Арбата Дмитрий Александрович Мельников пришёл, чтобы повысить свои знания по компьютерной технике: «Ходил на кружки в районном центре соцобслуживания — у нас там и английский можно учить бесплатно, танцевать, петь, рисовать. Там же меня и записали в университет». Студентки курса по психологии общения планируют узнать, как строить отношения со взрослыми детьми, воспитывать внуков, и вообще хотят понять, как «не раздражать молодёжь».

Самая общительная и активная из новоиспечённых студенток Галина Ивановна с удовольствием позирует для прессы. Ей 81 год, она, по её словам, каждое утро после завтрака проходит десять кругов вокруг дворовой площадки. «Ну что нам дома сидеть? — обращается к пришедшим с ней „подружкам“ пенсионерка. — Кому мы там нужны? Здесь хоть пообщаться можно. Мне очень нравится кружок рукоделия. Сама раньше вязала, шила и даже иногда недорого продавала вещи».

Всего же пенсионеры могут поступить на пять факультетов: гуманитарный (иностранные языки, история и культура Москвы, азы волонтёрской работы), массовых коммуникаций и информатики, культуры и творчества (танцы, рукоделие), здоровья и безопасности (финансовая и правовая грамотность, правильное питание, плавание), а также психологический. Желающие могут получить профессию няни, озеленителя, мастера по изготовлению кукол — на освоение этих специальностей отведено по 160 часов. Выбор самого популярного курса оказался неожиданным.

«Раньше, когда мы пробовали работать с пенсионерами, самой востребованной образовательной программой была компьютерная грамотность, — сообщил ректор Московского городского педагогического университета Игорь Реморенко. — Теперь самый популярный курс — иностранные языки».

«В Москве проживает 3 млн пенсионеров, из них 400 тыс. старше 80 лет, 624 человека перешагнули 100-летний рубеж. Наша задача — сделать всё, чтобы пожилые москвичи активно проводили время, а не лежали в постели, — подчеркнул руководитель столичного Департамента труда и соцзащиты Владимир Петросян

— Важно, что наши уважаемые студенты старшего возраста смогут не только пообщаться, обновить свои представления о мире, обществе, но и передать свой опыт молодым преподавателям и студентам»

Университеты «третьего возраста», как называют ещё образование для пожилых, — не российское изобретение. Такие программы давно и успешно работают в Великобритании, Германии, Франции, США, Японии и других странах. Их главная задача — не обучить новой профессии (хотя при желании и это возможно), а избавить людей от одиночества, ощущения собственной ненужности. Чтобы третий возраст из времени дожития превратился в период, когда человек может продолжать жить и наслаждаться полной жизнью.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector