Школа как центр воспитания в социальной среде: педагогика с. т. шацкого

Средства образования

Эффективно воспитывает только та школа, которая организует деятельность учеников с целью решения жизненно важных для них вопросов. Классические гимназии не уделяли внимания интересам и потребностям детей, условиям их жизни. В результате из нее выпускалась теоретически подкованная, но не способная решать практические задачи молодежь. Шацкий утверждал, что обучение и воспитание тогда приносит пользу, когда ставит личностно значимые проблемы и помогает их решать. Детей не нужно изолировать от острых современных вопросов, а нужно учить их справляться с ними, опираясь на общечеловеческие идеалы и ценности.

Школа как центр воспитания в социальной среде использовала в качестве дидактического средства краеведческие материалы, представленные в виде удобных карт, схем и таблиц. Все педагоги Первой опытной станции использовали в своей работе карту местности, на которую были нанесены селения, школы, кооперативы, а также справочная информация из разных сторон жизни волости. К примеру, изучая пособия, составленные по материалам местной экономики, дети узнавали, что в волости 17000 кур, каждая из них в год приносит такой-то доход и такой-то убыток, применяется такая-то рациональная технология. Указывались книги, в которых можно прочитать об уходе за курами. Составлялись арифметические задачи, решая которые, дети лучше узнавали нюансы экономики ведения сельского и городского хозяйства.

Также необходимым условием эффективного образования Шацкий полагал творчество. Его школа пробуждала в детях интерес к самостоятельному поиску решения проблем. «Ты сам дойди до этого», — такова была любимая поговорка ученого. В гимназиях же ученики не имели возможности свободной реализации своих интересов и потребностей, с чем и было связано непримиримое отношение Шацкого. Главную ценность ученый видел в развитии мышления детей. Что касается детского производительного труда – саму постановку вопроса о том, что труд этот может окупить затраты на образование, Шацкий называл опасной. Детский труд, по его мнению, имеет воспитательное значение в первую очередь. Учащиеся овладевают различными формами трудовой деятельности, поскольку это поможет им в дальнейшем решать хозяйственные и производственные вопросы. Воспитанники школы Шацкого умели самостоятельно готовить еду, выращивать урожай, шить и вязать одежду, убирались в школе. Но весьма популярный в те годы вопрос о детском самообеспечении встречал здесь резко негативный отклик. Даже в самом страшном сне коллектив Шацкого не мог себе представить, что детский труд может массово применяться на уборке картофеля, к примеру. Это не только не способствует развитию детей, но является формой эксплуатации, утверждал Шацкий.

5. Библиография

5.1. Произведения С.Т. Шацкого

  • Шацкий С.Т. Педагогические сочинения. В 4 т. Т.1 . — М. : Изд-во Акад. пед. наук РСФСР,1962. — ushinskiy.ru/jspui/handle/123456789/118
  • Шацкий С.Т. Педагогические сочинения. В 4 т. Т.2 . — М. : Изд-во Акад. пед. наук РСФСР,1964. — ushinskiy.ru/jspui/handle/123456789/119 — включает в т.ч. «Система русского детского сада» — dugward.ru/library/chatskiy/chatskiy_sistema_rus_det_sad.html (С. 55-58.)
  • Шацкий С.Т. Педагогические сочинения. В 4 т. Т.3 . — М. : Изд-во Акад. пед. наук РСФСР,1964. — ushinskiy.ru/jspui/handle/123456789/120
  • Шацкий С.Т. Педагогические сочинения. В 4 т. Т.4 . — М. : Изд-во Акад. пед. наук РСФСР,1965. — ushinskiy.ru/jspui/handle/123456789/121
  • Шацкий С. Т. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. М., 1980.
  • Материал для бесед с маленьким детьми. Выпуск I. Пособие для детских садов. Времена года. Фрукты. Овощи. Гиацинт. Приготовление игрушек / Составлено сотрудниками общества «Детский труд и отдых» под редакцией Л.К. Шлегер и С.Т. Шацкого. — Москва: Грамотей, 1913. — 32 с.
  • Материал для бесед с маленьким детьми. Выпуск III. Пособие для детских садов. Растения / Составлено сотрудниками общества «Детский труд и отдых» под редакцией Л.К. Шлегер и С.Т. Шацкого. — Москва: Грамотей, 1914. — 32 с.
  • «Бодрая жизнь» — dugward.ru/library/chatskiy/chatskiy_bodraya_jizn.html. Впервые опубл.: «Народное образование» («Известия Московской городской думы», 1914, № 5 — 12). Отдельной книгой с незн. изм. и доп. («День в колонии» и выводы) вышла в 1915 г. (М., «Грамотей»)
  • Этапы новой школы. Сборник статей и докладов / Под ред. С.Т. Шацкого. — Москва: Работник просвещения, 1923. — 144 с.
  • Шацкая В.Н., Шацкий С.Т. Бодрая жизнь. Из опыта детской трудовой колонии. — Москва: Госиздат, 1924. — 180 с. — (Педагогическая библиотека. Серия 2. № 1.).
  • Шацкий С.Т. Годы исканий. — Москва: Учпедгиз, 1935. — 152 с. — 10 000 экз. — dugward.ru/library/chatskiy/chatskiy_gody_iskaniy1.html (Впервые опубл.: М., «Мир», 1924.)
  • Шацкий С.Т. Избранные педагогические сочинения. — Москва: Учпедгиз, 1958. — 432 с. — 5 000 экз.
  • Шацкий С.Т. Избранные педагогические сочинения в 2-х томах. — Москва: Педагогика, 1980. — Т. 1. — 304 с. — (Педагогическая библиотека). — 30 000 экз.
  • Шацкий С.Т. Избранные педагогические сочинения в 2-х томах. — Москва: Педагогика, 1980. — Т. 2. — 416 с. — (Педагогическая библиотека). — 30 000 экз.
  • Шацкий С.Т. Работа для будущего / Сост. В.И.Малинин, Ф.А.Фрадкин. — Москва: Просвещение, 1989. — 224 с. — 80 000 экз.

5.2. О С. Т. Шацком

  • Беляев В. И. Становление и развитие инновационной концепции С. Т. Шацкого. — М.: МНЭПУ, 1999.
  • Бершадская Д. С. Педагогические взгляды и деятельность С. Т. Шацкого. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960.
  • Дополнительное образование детей: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Под ред. О. Е. Лебедевой.— М., 2003.
  • Фрадкин Ф. А., Малинин Г. А. Воспитательная система С. Т. Шацкого. М., 1993.
  • Шацкий С. Т. Работа для будущего. Документальное повествование. Книга для учителя. / Сост.: В. И. Малинин, Ф. А. Фрадкин. М., 1989.
  • Скаткин М.Н. С.Т. Шацкий о всестороннем развитии детей. — Москва: Знание, 1977. — 64 с.
  • Революция — искусство — дети. Материалы и документы. Часть 1. 1917-1923. / Сост. Н.П.Старосельцева. — 2-е, дораб. — Москва: Просвещение, 1987. — 240 с.
  • Малинин Г.А., Фрадкин Ф.А. Воспитательная система С.Т. Шацкого. — Москва: Прометей, 1993. — 176 с.
  • Опыт С.Т. Шацкого и современность (к 125-летию со дня рождения). Сборник статей. — Обнинск, 2003. — 124 с.
  • Уильям Партлетт Культурная война в сельской школе. Калужский школьный комплекс С.Т.Шацкого в 1919-1927 гг. // Русский сборник. Исследования по истории России. — Москва: Модест Колеров, 2006. — Т. III. — 368 с. — 500 экз. — ISBN 5-91150-005-1

Педагогика Шацкого

Станислав Теофилович был человек неустанного поиска. А. А. Фортунатов находил какое-то внутреннее родство между величайшим деятелем искусства Станиславским и деятелем педагогики Шацким. Действительно, и тот и другой выступали прежде всего как искатели, и тот и другой не хотели повторять уже готовых форм и знакомых приемов, и тот и другой пускались в самую гущу исканий. И как Станиславский создал свою, покорившую всех систему в области театрального искусства, так и Шацкий сказал свое собственное слово в области педагогики.

Его взгляд на педагогическую работу не просто как на определенную профессию или службу, а как на постоянное совместное творчество учащих и учащихся не потерял своей значимости — и значительности — и в каши дни. Тезис: педагогическая наука может твориться только в контакте воспитателя и воспитуемого, приходится еще доказывать и поныне, беря на вооружение парадоксальное, на первый взгляд, суждение Шацкого, что «педагог создается как таковой только в процессе непосредственной творческой работы и в известной степени ученик может быть назван его учителем».

Вклад в развитие педагогики

В.Н. Шацкая является одним из основоположников музыкально-эстетического воспитания в СССР.
В.Н. Шацкая подходила к вопросу воспитания системно. Она отмечала, что воспитание должно происходить с привлечением и взаимодействием разных видов искусства. В её работах показано, что эстетическое воспитание должно присутствовать во всей системе образования во всём многообразии форм обучения и воспитания как в основном, так и в дополнительном образовании. В.Н. Шацкая не отделяла музыкальное воспитание от нравственного и считала, что они напрямую взаимодействуют.

По мнению В.Н. Шацкой, способности слушать и слышать музыку поддаются воспитанию и тренировке в ходе обучения, но лишь в пределах, данных Природой.
Так, в книге «Бодрая жизнь», вспоминая свои занятия с ребятами, она пишет о встречавшихся ей «совершенно лишённых слуха» детях, «подтянуть» сколько-нибудь заметно и в обозримое время которых, даже при всех талантах и подготовке их руководительницы, не представлялось возможным:

Валентина Николаевна также неоднократно указывала, что на занятиях первым делом желательно пробудить увлечение и потребность в музыке, а лишь потом уделять внимание техническим навыкам:

Большое значение имеет положение В.Н. Шацкой о том, что полноценное восприятие музыки и развитие художественного вкуса достигаются при условии целенаправленного педагогического руководства. Учитель должен не только осуществлять музыкальную работу с учащимися, но и быть центральной фигурой в организации эстетической жизни школы. В.Н. Шацкая — инициатор создания специальных музыкально-педагогических факультетов в консерваториях. Она впервые разработала основной курс для вузов по музыкальному воспитанию детей («Методика музыкальной работы в школе»). В 30-е годы В.Н. Шацкая принимала деятельное участие в работе Наркомпроса по разработке программ для средней школы, по созданию учебных пособий и методических разработок для преподавателей детских садов, школ, педагогических училищ. В.Н. Шацкая была одним из инициаторов создания в СССР детского музыкального радиовещания.

Труды

  • Шацкая В.Н. Музыка в детском саду. — М., 1917, 1923.
  • Шацкая В.Н. и др. Учебное пособие по пению. — М., 1949.
  • Шацкая В.Н. Музыка в школе. — М., 1950.
  • Шацкая В.Н. Эстетическое воспитание детей в семье. — М., 1954.
  • Шацкая В.Н., Локшин Д., Давыдова Г. Уроки пения в VII–VIII классах. Методическое пособие для учителей пения. — Л., 1962.

Биография Шацкого – молодость, начало карьеры

Шацкий родился в 1878 году в Москве, в многодетной семье военного чиновника. В течение десяти лет он пытался найти себя в различных профессиях, учился в Московской консерватории, Московском университете, сельскохозяйственной академии, но все эти поиски только разочаровывали молодого человека и не приносили удовлетворения.

Затем Шацкий познакомился с Александром Зеленко, и эта встреча кардинальным образом изменила жизнь героя нашей статьи. Зеленко прекрасно разбирался в опыте американских школ, и предложил Шацкому организовать клуб с целью повышения культурного уровня населения. Так в Москве появилось сообщество «Сетлемент». Однако его деятельность прервалась в 1907 году по решению столичного градоначальника. Причиной называлось «распространение клубом социалистических идей среди молодежи». Но в 1908 году Шацкий и его друзья создали новое сообщество «Детский труд и отдых», продолжающее дело «Сетлемента».

А в 1911 году в рамках общества организовали детскую летнюю колонию «Бодрая жизнь». В опытной работе здесь проверялась связь умственной, эстетической и трудовой деятельности, взаимоотношения воспитателей с детьми, изучалась динамика развития детского коллектива. Результаты работы колонии были представлены в монографическом исследовании, получившем высокую оценку и международное признание. Шацкий пришел к выводу, что созданные им и его соратниками клуб и колония не уступают лучшим учебным заведениям Европы.

Февральская революция вдохновила Шацкого, октябрьскую он не принял. Он был одним из организаторов учительской забастовки от Всероссийского учительского союза, направленной против прихода к власти большевиков. С возмущением талантливый педагог отверг предложение принимать участие в работе Наркомпроса, и только ответственность за детские судьбы и любовь к педагогической деятельности заставили его два года спустя все же пойти на сотрудничество с Наркомпросом.

Цитаты из педагогических трудов Шацкого

«Вся наша общая педагогика построена на идее подготовки. А между тем передовыми мыслителями-педагогами всегда, кого из них ни возьмите — Коменский, Руссо, Песталоцци, Толстой, — утверждалось нечто другое — осуществление возможно полной детской жизни сейчас, без мысли о том, что даст будущее. »

«Экспериментальная педагогика толкает нас на изучение и наблюдение над детьми. Она ставит перед нами бесконечное число вопросов, намечает законы детского развития, тщательно стремясь определить границы возрастных ступеней ребенка. В самом деле, становится несносным работать и знать, что ты не понимаешь тех детей, которых так любишь, что забыл самого себя, что у тебя нет никакой собственной истории, никаких корней, на которые ты мог бы опереться. А это все нужно, если только желать от своей работы разумного сознания».

«Часто бывает, что случайные посетители детских учреждений (великое общественное зло, сказать откровенно) считают себя в праве помогать детям, давать советы или даже самим делать за них — пилить, клеить,-поднимать тяжелые вещи и т. д. Они проявляют ту воспитательную торопливость, которая свойственна всем нам, соединенную с очень малой сознательностью, своего рода манию воспитания».

«Причина наших ошибок и нашей нетактичности заключается в том, что мы не понимаем смысла детской работы. А для ребенка, чем он меньше, тем более его работа, рисунок, движение есть игра, в которую он должен играть; есть символ, в котором он видит целую цепь своих, сначала туманных, а после все более и более проясняющихся впечатлений».

«Самый элементарный анализ детской жизни может нас привести к признанию существенной разницы между детьми и нами. Основное отличие состоит в том, что детство, отрочество и юность растут, развиваются — у нас же рост закончен. Неустойчивость является законом у детей и недостатком у взрослых. Мы имеем две психологии — организма растущего и остановившегося в росте. Поэтому для нас трудно понять детей. Отсюда наши ошибки».

«Можно убедиться, что в области и умственной жизни дети могут заставить нас прийти к любопытным заключениям. В самом деле, дети с поразительной настойчивостью исследуют, рассматривают, подвергают всяким пробам и испытаниям все попадающие на глаза предметы. В чем же корень этой настойчивости, равной неодолимому их стремлению двигаться, играть и выражать себя разнообразными средствами? Очевидно, в духе исследования».

«К исследованию ребенка побуждает жизненная необходимость, могучий инстинкт, доставшийся ему по наследству от предыдущих поколений: если ребенок не будет всего ощупывать, осматривать, лизать, нюхать, то ведь он погибнет среди этих острых, твердых, горячих, высоких, тяжелых предметов, которые грозят ребенку ежеминутной опасностью. Но у него есть реальное оружие самозащиты и приспособления — это его инстинкт исследования».

«Самая важная работа наша должна быть направлена на то, чтобы сохранить то, что есть в детях. И это, очевидно, невероятно трудно по самой природе своей».

«Мы, взрослые люди, часто не подозреваем, как много страха дети испытывают в своей жизни… Мы сами того не замечаем, как часто наполняем детскую жизнь страхом. Это происходит потому, что мы весьма много детям угрожаем с самых маленьких лет; мы действуем на них при помощи страха».

«Дети верят нашим угрозам всерьез, и это наполняет душу ребенка такими настроениями, которые в дальнейшем будут мешать ему жить и работать, которые сделают его нерешительным, робким и неуверенным в своих силах. Казалось, нужно было бы поступать совершенно на-оборот: приучать к темной комнате, внушать ребенку, что никакой чужой дядя не может быть страшен, приучать его к тому, что вообще ничего страшного нет».

«Нет, не надо пугать детей, это слишком дорого им обходится, нужно их воспитывать смелыми, жизнерадостными и бодрыми».

По метериалам журнала «Семья и школа», 1968 год

Педагогические идеи

Педагогика, как наука, — часто говорил Станислав Теофилович Шацкий,— строится на основе непосредственного изучения самого педагогического процесса. Тот, кто действительно знает практически этот процесс, может теоретически рассуждать о педагогике. Иначе получается абстрактная игра теми или другими понятиями. Даже только эти педагогические идеи, высказанные в свое время Шацким, дают основание не соглашаться с утверждением, что Шацкий занимался лишь практической стороной дела, как ошибочно считают иногда. Нет! Занимаясь практической деятельностью, он внес и большой вклад в педагогическую теорию. Говоря точнее, именно практика Шацкого и двигала вперед его педагогическую теорию. Может быть, он только не успел при жизни достаточно обстоятельно высказать свои идеи.

Станислав Теофилович всегда ценил живую, постоянно идущую вперед педагогическую деятельность. Пусть, говорил он, она ошибается, ищет, пусть будет сложной и трудной, лишь бы жила и двигалась. Без этого все мертво. Тем и дорог нам Станислав Теофилович, что для него теория и практика были едины. Он подтвердил это всей своей жизнью. То, что он проповедовал, — делал сам. Именно этому надо прежде всего учиться у Шацкого.

Стремление к педагогической деятельности и начало ее вызваны размышлениями молодого Шацкого об отрицательных сторонах учения в старой дореволюционной школе, которые он испытал на себе, размышлениями о том, что «так не надо ни учиться, ни учить». Поиски новых путей, личный опыт работы с детьми привели Шацкого «к взгляду на педагогическое дело, как на организацию детской жизни». Если педагог хочет успешно воспитывать детей, он должен уметь организовывать их жизнь, а это, в свою очередь, означает организацию их деятельности.

Основным же началом организации деятельности детей Шацкий считал физический труд. «Отнимая физический труд от ребенка, мы лишаем его могучего жизненного приспособления». Иначе говоря — нарушаем процесс его нормального развития. С этой точки зрения становится понятной и логически оправданной вся последующая педагогическая деятельность Станислава Теофиловича, нашедшая свое практическое выражение в организации клубов для детей, летних колоний, школ-колоний, детских садов, где основой была трудовая деятельность детей в разных ее проявлениях.

Большой вклад внос Шацкий и в строительство новой, советской трудовой школы. Ему были особенно дороги ее принципы, так как к тому времени у Станислава Теофиловича был уже накоплен определенный опыт трудового воспитания детей, что особенно ценила Надежда Константиновна Крупская. В работе с детьми он ставил своей задачей организовать трудовое воспитание и детское самоуправление, стремился всемерно учитывать детские интересы, которые в старой школе не только не поощрялись, но и подавлялись. Этим, видимо, и объясняется большая любовь детей к Шацкому.

— Почему мы так льнули к нему в детские годы? — вспоминает один из его воспитанников, А. Лушин. — Мы чувствовали, что Шацкий признавал право ребенка на творчество, признавал личное мнение ребенка. Он считал, что до сознания детей надо всегда доводить цель обучения. Дети должны знать, чему и для чего они учатся.

НАШИ ЛЮДИ

Ященко, Александр Леонидович
Педагоги

педагог и естествоиспытатель

Яхонтова, Лия Константиновна
Педагоги

российский минералог и педагог

Яфальян, Алла Фёдоровна
Педагоги

доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой социально-художественного образования СурГПУ

Ястребинецкий, Григорий Аронович
Педагоги

советский педагог, заслуженный учитель РСФСР

Ясиньский, Анджей
Педагоги

польский пианист и музыкальный педагог

Ярмаченко, Николай Дмитриевич
Педагоги

украинский педагог, доктор педагогических наук, профессор, заслуженный деятель науки и техники Украины, академик АПН СССР , основатель и первый президент Академии педагогических наук Украины, один из основателей и первый президент Международной макаренковской ассоциации, член Президиума АПН СССР, специалист в области дефектологии , а также теории и истории педагогики

Янсонс, Марис Арвидович
Педагоги

советский и российский дирижёр, музыкальный педагог

Янсонс, Арвид Кришевич
Педагоги

латвийский советский дирижёр и скрипач, музыкальный педагог

Роль окружения

Условием постановки воспитательных целей должно являться макро-и микросоциальное окружение ребенка. Позитивное и негативное начало детской субкультуры должно глубоко и тщательно исследоваться школой в широком ее понимании. Так, согласно концепции Шацкого, цель воспитания соотносится с целями социального окружения, в котором осуществляется педагогический процесс. Строительным материалом для обучения и воспитания служит позитивный элемент в детской субкультуре. Подлинная школа развивает ребенка всесторонне и целостно, на первый план выдвигает трудовую, физическую, умственную, эстетическую и социальную деятельность. Важнейшая цель воспитания, как полагал Шацкий – проектирование процесса развития ребенка.

Биография

В.Н. Шацкая родилась 26 мая (7 июня по новому стилю) в с. Горки Тверской области принадлежит к роду Демьяновых. Её отец Н.Я. Демьянов был известным учёным-химиком, впоследствии академиком АН СССР. Семья была многодетной, всего в семье было 9 детей.
С детства у них воспитывали любовь к искусству.
С 5 летнего возраста Шацкая начала учиться игре на фортепиано у своей матери, позже – у А. Менцель (сестры известного немецкого художника А. Менцеля). Первый учитель В. Н. Шацкой – профессор А. Ф. Фортунатов – во многом повлиял на становление её личности.
В 1898 г. окончила Первую московскую женскую гимназию и музыкальную школу В. И. Вильберга. В том же году она поступила на историческое отделение курсов воспитательниц и учительниц, где занималась до 1901 г.
С 1902 г. училась в Московской консерватории (класс В. И. Сафонова) и окончила её с отличием в 1905 г.
Успешно гастролировала по России и странам Европы. Училась у Р. Пуньо в Париже. Имя В. Н. Шацкой занесено на мраморную доску выдающихся выпускников Московской консерватории. Несмотря на страстную увлечённость музыкой, в 1905 г. отказалась от карьеры пианистки и, по её собственному выражению, вовлеклась в «круговорот революционных волнений».

Начала свою педагогическую деятельность с преподавания в музыкальной школе.
В дальнейшем занималась организацией воспитания и обучения детей совместно с мужем — самодеятельным воспитателем и педагогом С.Т. Шацким (позже общепризнанным на этом поприще), архитектором А. У. 3еленко и их сподвижниками. Вместе со Станиславом Теофиловичем она трудилась в целом ряде учреждений внешкольного воспитания детей, которые тогда только начали появляться и первыми из них как раз были заведения Шацких и Зеленко.
Среди этих заведений были: Клубы общества «Сетлемент», колония «Детский труд и отдых». В 1911 году Шацкие организовали колонию «Бодрая жизнь», в которой Валентина Николаевна руководила эстетическим воспитанием. После 1919 года колония влилась в Первую опытную станцию по народному образованию Наркомпроса РСФСР. В.Н. Шацкая так же возглавляла музыкальное отделение станции.

В тридцатые годы С.Т. Шацкий назначен руководителем Московской Консерватории, а В.Н. Шацкая с 1932 по 1943 год являлась заведующей кафедрой музыкального воспитания консерватории, с 1935 года — на должности профессора. С 1937 по 1939 год В.Н. Шацкая являлась и. о. директора Московской консерватории .

С 1944 года, почти сразу после создания АПН РСФСР, В.Н. Шацкая пришла работать в её штат. С 1944 по 1946 заведовала кабинетом эстетического воспитания НИИ теории и истории педагогики. В 1948 году назначена на должность директора Института художественного воспитания АПН РСФСР и занимала эту должность до 1962 года. В 1949 году В.Н. Шацкая стала кандидатом педагогических наук. В 1947 году — избрана членом-корреспондентом АПН РСФСР, а в 1950 году — действительным членом АПН РСФСР. Состояла в Отделении педагогики.

В.Н. Шацкая скончалась 7 марта 1978 года в Москве. Похоронена вместе с С.Т. Шацким на Новом Донском кладбище.

Биография

Родился 16 () августа  года в городе Москва в семье бухгалтера Сергея Николаевича Шатского и Антонины Николаевны (в дев. Слободская).

В 1910 году окончил 10-ю Московскую гимназию.

В 1913—1918 и 1921—1922 — Обучался на Естественном отделении Физико-математического факультета Императорского Московского университета, по плану занятий геология.

В 1929 году окончил экстерном геологоразведочный факультет Московской горной академии по специальности «горный инженер».

1919—1921 — Служил в Красной армии прапорщиком в артиллерии. Войсковой геолог военно-строительной части при штабе Южного фронта. Командир мостового сапёрного взвода.

Научная работа

1918—1930 — Ассистент и преподаватель (с 1922 года) кафедры общей геологии геологоразведочного факультета МГУ.

1922—1924 — Геолог особой Коммиссии по изучению КМА при Президиуме ВСНХ.

1923—1936 — Редактор журнала Бюллетень МОИП, отдел геологический. С 1925 года — ответственный редактор.

1924—1929 — Хранитель Геологического музея Московской горной академии (МГА).

1926—1960 — Преподаватель (профессор с 1930 г.), заведующий кафедрой исторической геологии МГА / МГРИ.

В 1934 году ему присуждена степень кандидата геолого-минералогических наук без защиты диссертации.

1934—1955 — Старший научный сотрудник, с 1935 года заведующий отделом тектоники Института геологических наук АН СССР.

В 1943 году ему было присвоено звание член-корреспондент АН СССР.

В 1956—1960 годах был директором Геологического института АН СССР (ГИН).

Занимался изучением истории геологии, строением земной коры, тектоникой древних плит.

Стал одним из основоположников метода тектонического анализа и учения o геологических формациях.

Сформулировал принцип унаследованности развития геологических структур во времени, ввёл понятие рифейской группы в стратиграфии докембрия, термин «байкальская складчатость» и др.

Изучал геологию угленосных и нефтеносных бассейнов, фосфоритов, марганцевых руд и др. Начал составлять монографию «Закономерности размещения полезных ископаемых».

В 1953 году составил «Тектоническую карту CCCP и сопредельных стран» в разных масштабах, которые получили широкое признание за рубежом. В том же году ему было присвоено звание Академик AН CCCP.

В 1958 году на Брюссельской международной выставке они были отмечены Гран-при и стали основой для составления «Международной тектонической карты Eвропы» (1964).

Методология Шацкого

Шацкий всегда призывал принимать во внимание воздействие улицы и семьи на развитие ребенка, а также использовать в педагогической работе то подлинно ценное, что в них есть. Изучение только специально, искусственно организованного воспитательного процесса Шацкий полагал в корне ошибочным, низкоэффективным и ограниченным

Ведь существуют такие воздействия, которые в большей мере определяют развитие детей, чем школа. Источник развития ребенка, по убеждению Шацкого – не генетические задатки, а скорее экономическая и социальная среда, в которой ребенок воспитывается и формируется как личность. Ученый выступал против идей о первичности биологических предпосылок развития детей, широко распространенных в те годы, а также против примитивных попыток относиться к ребенку как к материалу, из которого можно сконструировать определенный тип личности. Подлинное воспитание, как утверждал Шацкий, требует глубокого проникновения в суть природы ребенка, в его знания, опыт, потребности, интересы. Этого подхода не разделяли прожектеры от педагогики тех лет, которые видели перед собой лишь одну цель – сделать из детей коммунистов.

Методология Шацкого характеризовалась целостным исследованием образовательного процесса, позволяющим получить объективное представление о мыслях, чувствах, переживаниях детей, о взаимоотношениях между ними в естественных условиях воспитания. Метод заключался в наблюдении за деятельностью и жизнью детей, дополнялся материалами анкетирования, а также бесед и сочинений. В составлении анкет воспитанники сами принимали активное участие. В целях создания максимально благоприятной обстановки дети самостоятельно раздавали и собирали анкеты. Материалы социально-педагогического исследования использовались в планировании и организации воспитательной и учебной работы станции.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector