Перечень олимпиад школьников и их уровней на 2019/20 учебный год по предметам

Советы олимпиадникам

Посоветуешь ли ты делать упор на олимпиаду вместо ЕГЭ?

К ЕГЭ нужно готовиться в любом случае. Особенно сейчас, когда изменились положения и диплом олимпиады нужно подтверждать результатом ЕГЭ. Ты обязан на 1 место ставить подготовку к ЕГЭ. Это основной путь, и он на самом деле более легкий и предсказуемый.

Есть банк ФИПИ с прототипами заданий. Ты к ним готовишься несколько лет, приходишь на экзамен и без особого стресса решаешь. Минимум непредсказуемости. 

Какие ещё есть советы?

Олимпиада – это лотерея. Могу сказать, что у нас в классе было достаточно много ребят, которые участвовали олимпиадах. И далеко не все прошли эти этапы полностью. Даже 1 этап не все прошли. Некоторым очень сильным ученикам, которые ставили в приоритет подготовку к олимпиаде, было очень обидно не пройти.

Я видела, как у меня одноклассники переживали, стрессовали и как очень резко потом налегали на ЕГЭ. В итоге потом поступили, но уже по результатам ЕГЭ. Поэтому к ЕГЭ нужно готовиться в первую очередь.

Следующий момент: очень часто школьники выбирают много олимпиад. Сейчас же огромный перечень олимпиад школьников и каждая даёт определённые льготы. Пожалуйста, не гонитесь за огромным количеством олимпиад! Каждая олимпиада имеет свою специфику, и нужно четко понимать, что представляет из себя каждая олимпиада, как она будет проходить и хватит ли сил на подготовку к ней.

Ещё совет: поиск олимпиады нужно начинать заранее. Я даже, наверное, не советую это делать в 11 классе. Лучше в 10, когда есть время. Можете почитать об олимпиадах на форумах, сайтах, поискать задания в архивах, походить на какие-то специальные курсы.

Если мы говорим об участии во Всероссе, то надо обязательно пробовать до 11 класса. У нас в классе были ребята, которые поступили через Всеросс. Это были те, кто съездил на Всеросс в 10 классе. В 10 классе могло получиться, могло не получиться, но в любом случае это был опыт. Зато в 11 классе они уже знали, что их ждет. 

Так что заранее ищите только те олимпиады, к которым реально подготовиться именно вам: знаете вуз, можете разобраться в самой олимпиаде, есть возможность сходить на день открытых дверей в вуз, есть знакомые участники олимпиады и т.д. 

Ещё важно сказать, что мне учёба давалась легко и в школе, и в вузе и что мне всегда нравилось получать знания. Так что в первую очередь подготовка к олимпиаде должна доставлять удовольствие. . Если ты делаешь это из-под палки, потому что сказали родители или учительница, считай, что вероятность успеха минимальна

В первую очередь надо именно интересоваться предметом и гореть им. 

Если ты делаешь это из-под палки, потому что сказали родители или учительница, считай, что вероятность успеха минимальна. В первую очередь надо именно интересоваться предметом и гореть им. 

Я была очень заинтересована экономикой с 8 класса, училась в профильном классе, увлекалась, занималась, ходила по олимпиадам. И для меня участие в олимпиаде не было особым стрессом. Я просто изучила специфику, достаточно здраво оценила свои силы и просто готовилась по огромному количеству материалов и учебников, которые у меня были. 

Что ещё хочу сказать: олимпиада – это не школьная программа. То, что у меня было в олимпиаде, мы потом проходили в вузе на 1 и даже иногда на 2 курсе. То есть если говорить о моем 2-ом этапе олимпиады по экономике, то это были не просто банальные определения из ЕГЭ по обществознанию. В ЕГЭ – очень общие и поверхностные знания, а в олимпиаде – реальные задачи по конкретным темам, которые мы потом разбирали уже в вузе. 

Естественно, подготовка к олимпиаде мне облегчила обучение в вузе: по микро-, макроэкономике у меня всегда были отличные оценки. Учась в магистратуре, я уже преподавала семинары для студентов. Здесь сказались мой опыт, моя заинтересованность в предмете. То есть вы должны реально гореть, это должно быть на уровне хобби. 

Если вы действительно понимаете, что у вас есть это в каком-то предмете, обязательно изучайте олимпиады, смотрите, как другие ребята готовятся и коммуницируйте с другими людьми, потому что в одиночку к олимпиаде подготовиться почти нереально, а готовиться надо в любом случае. 

Напоследок хочу пожелать удачи всем, кто будет участвовать в олимпиадах в этом году. Это действительно интерсно, олимпиады всегда дают новый бэкграунд, расширяют кругозор, вы начинаете чувствовать себя уверенно в этом предмете. 

Надеюсь, после прочтения интервью у вас появится более осознанный подход к олимпиаде. Всегда здраво оценивайте силы и помните, что ничего просто так не бывает, ко всему нужно прикладывать силы. И вот когда вы выложились на максимум – тогда будет какая-то отдача и результат.

Принципы организации деятельности

РСОШ является организацией, реализующей в качестве постулата своей работы принцип государственно-общественного партнёрства: общее организационно-техническое и научно-методическое сопровождение деятельности Совета осуществляет Российский Союз ректоров (РСР); экспертную работу и оценку качества соревнований производит вузовское и академические сообщество при контроле Министерства образования и науки Российской Федерации; персональный состав Совета олимпиад утверждается Минобрнауки России (по представлению (РСР).

В своей работе РСОШ следует принципу стратегического межвузовского взаимодействия, направленного на интеллектуальное развитие российского общества.

Безусловными основаниями работы РСОШ является обеспечение доступности олимпиад школьников и других интеллектуальных соревнования для детей и молодёжи вне зависимости от территорий их проживания, материального достатка, социального положения и физических возможностей. РСОШ выступает за создание системы организационной поддержки участия в олимпиадах талантливых детей-инвалидов, детей-сирот, а также детей из семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

Все олимпиады, проводимые под эгидой РСОШ, являются бесплатными.

Состав

В состав РСОШ входят представители российской интеллектуальной элиты, авторитетные представители образовательного и научного сообщества России, видные государственные и общественные деятели, а также деятели культуры. Под их организационным и экспертным руководством по всей стране проходят интеллектуальные соревнования школьников. Такой подход к формированию состава РСОШ позволяет обеспечить открытость олимпиадных процессов, а высокий профессионализм членов РСОШ является гарантией объективности формирования системы интеллектуальных соревнований и, соответственно, отбора талантливых детей.

В 2010–2011 годах в состав Совета впервые вошли заместитель Министра юстиции РФ Д.В. Костенников, директор Института языкознания РАН В.А. Виноградов, генеральный директор Государственного историко-культурного музея-заповедника «Московский Кремль» Е.Ю. Гагарина, трехкратная олимпийская чемпионка И.К. Роднина, академик-секретарь Отделения математических наук РАН Л.Д. Фаддеев, председатель комитета Государственной Думы по науке и наукоемким технологиям, академик РАН В.А. Черешнев, научный руководитель математического направления средней образовательной школы № 179, президент олимпиады школьников «Турнир городов» Н.Н. Константинов, победитель Всероссийского конкурса «Учитель года–2009», учитель математики средней общеобразовательной школы № 5 г. Магнитогорска Н.С. Никифорова, лауреат Премии Президента России для молодых учёных Н.Н. Андреев.

Подготовка к олимпиаде

Как узнавала, к чему именно готовиться?

С сайта вуза, со спецкурсов в Вышке. И в целом сама я купила кучу учебников из рекомендованного списка литературы: часть – онлайн, часть – в печатном виде. 

Как долго ты готовилась? Что именно делала?

У нас в школе был отдельно предмет «Экономика». Мы на нём именно решали задачи. Плюс на спецкурсах нас готовили к программе первого курса в Вышке. 

Вообще, у этой олимпиады была возможность прохождения 1-го заочного этапа в 10 классе. Поэтому уже в 10 классе я попробовала свои силы, и в 11 классе мне было гарантировано прохождение во 2-ой этап. 

В 10 классе я готовилась к многопрофильной олимпиаде (3 предмета: русский, математика и обществознание). И уже после того, как в конце 10 класса я узнала, что прошла во 2-ой этап, я всё лето и до марта 11 класса (2-ой этап) я готовилась чисто к нарешиванию экономических задач. 

Готовилась ли ты к ЕГЭ в это время?

Естественно, готовилась к ЕГЭ, потому что по опыту участия в олимпиадах поняла, что важный фактор – это всё-таки удача. И нельзя так сразу сказать: «Я поступлю по олимпиаде, и к ЕГЭ можно не готовиться!» 

Про поступление по олимпиаде я говорила: «Хорошо, если получится». И в приоритете у меня была подготовка к ЕГЭ. 

Я посещала спецкурсы, много решала сама. На самом деле могу сказать, что в 11 классе я очень много времени посвящала учёбе. Если бы я знала, как можно упростить себе жизнь (знанием ловушек, удобных методов решения), мне было бы намного легче. А получалось так, что я во многом сама разбиралась, было сложно. Тратила много времени, писала много пробников от вуза и в школе. В целом много времени и сил тратила на ЕГЭ.

Вузы ограничены в правах

Вузы обладают широкими полномочиями по организации и проведению приемной кампании, в том числе и по самостоятельному формированию правил зачисления победителей и призеров школьных олимпиад, но только тех, что входят в перечень Российского совета олимпиад школьников (РСОШ). Их в обиходе часто именуют вузовскими, или перечневыми.

ВсОШ, или Всерос, имеет принципиально иной статус. Единственное, на что имеют право вузы в данном случае, – это установление соответствий между предметами ВсОШ и направлениями подготовки (специальностями). Можно, например, посмотреть, как эти соответствия выглядят в Московском государственном университете имени М. В. Ломоносова в 2020 году. Этим права вузов по отношению к обладателям дипломов Всероса и ограничиваются, дальше – только обязанности.

В частности, в статье 71 «Закона об образовании в РФ» №273-ФЗ указано, что победители и призеры заключительного этапа ВсОШ имеют право на прием в вузы без вступительных испытаний (БВИ) «по специальностям и (или) направлениям подготовки, соответствующим профилю» олимпиады. Таким образом, решение Минпросвещения фактически обязывает вузы страны принимать БВИ всех подавших заявление выпускников, которые набрали на региональном этапе Всероса проходной балл для участия в финале.

Подтверждения диплома Всероса результатами единого государственного экзамена (ЕГЭ) не требуется. Более того, ЕГЭ по профильному предмету можно вообще не сдавать, если, конечно, это не математика или русский язык. Выпускнику достаточно подать в приемную комиссию вуза заявление о приеме и предъявить аттестат и диплом ВсОШ, чтобы реализовать свое право быть зачисленным БВИ в вуз в соответствии с федеральным законодательством.

Льготы призёра олимпиады

Какое место ты заняла?

В каждой олимпиаде нужно сразу смотреть, как будут присуждаться места. Обычно есть определённый процент, который занимает диплом 1 образца, затем – диплом 2 образца и диплом 3 образца.

Я получила диплом олимпиады 2 степени. То есть я попала в какой-то процент. Я знаю, что точно надо решать больше 50% олимпиады. Это, кстати, относится и к городским олимпиадам, в которых я раньше участвовала. То есть не может быть такого, что ты пришел, что-то написал, у всех ноль – поэтому ты победил. 

У меня была олимпиада 1 уровня, которая давала поступление на бюджет. То есть по одному диплому олимпиады можно было без ЕГЭ сразу поступить на бюджет. 

Я знаю, что сейчас это так не работает. Правила усложнились

Сейчас неважно, писал ты олимпиаду или нет, ты должен сдавать ЕГЭ по этому предмету. Поэтому очень внимательно смотрите, какие льготы дает каждая конкретная олимпиада

Чтобы подтвердить результаты олимпиады, нужно написать ЕГЭ минимум на 75 баллов.

Естественно, из-за того, что раньше этого условия у меня не было, как только в апреле я узнала, что поступила на бюджет, я просто не пришла на экзамен по обществознанию и английскому. То есть я в итоге сдавала только 2 ЕГЭ: по русскому и математике. Только для получения аттестата.

А сейчас ты можешь, например, не подтвердить уровень олимпиады, и будет обидно! Не пришел на экзамен = не подтвердил олимпиаду = никуда не поступил, потому что нет достаточного количества предметов для сдачи. То есть сейчас в любом случае все предметы, которые нужны в твой вуз, ты должен сдавать.

Когда стали известны результаты? Как складывалась твоя жизнь после этого? 

Результаты стали известны в конце апреля. На самом деле после этого я не готовилась к ЕГЭ. Просто мы изначально с родителями обговорили, что я буду поступать именно во ВШЭ в Нижнем Новгороде. По семейным причинам я не поехала в Москву, хотя у меня было такое право – поступить на бюджетное обучение в любом московском вузе. 

Я продолжала ходить на все спецкурсы и в школу, выполнять домашние задания. Но могу сказать про математику, что меня всегда пугали задачи с параметром (тогда это было задание С5). И когда я пришла на ЕГЭ по математике, я даже не читала свою задачу с параметром. Оно мне настолько вымотало нервы во время подготовки, что, будучи уверенной в поступлении, что я просто не решала С5 в ЕГЭ по математике.

Без специальной подготовки в последние месяцы перед ЕГЭ у меня получилось 95 баллов по русскому и 82 балла по математике. Я, естественно, могла бы лучше, но, когда ты уже поступил, не хочется лишний раз нервничать из-за ЕГЭ.

Олимпиады с изменившимся уровнем

№ в Перечне

Название олимпиады

Профиль

Уровень в 16/17

Уровень в 17/18

5 Всероссийская олимпиада учащихся музыкальных училищ инструменты народного оркестра 3 2
теория и история музыки 2 3
хоровое дирижирование 3 2
10 Всероссийская Толстовская олимпиада школьников история 3 2
13 Всесибирская открытая олимпиада школьников биология 2 3
14 Герценовская олимпиада школьников география 3 2
16 Государственный аудит обществознание 3 2
18 Интернет-олимпиада школьников по физике физика 1 2
26 Межрегиональная олимпиада школьников «Будущие исследователи — будущее науки» химия 3 2
27 Межрегиональная олимпиада школьников «Высшая проба» восточные языки 3 2
29 Межрегиональная олимпиада школьников «САММАТ» математика 3 2
31 Межрегиональная олимпиада школьников на базе ведомственных образовательных организаций иностранные языки 3 2
37 Межрегиональные предметные олимпиады федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет» химия 3 2
39 Многопредметная олимпиада «Юные таланты» химия 2 1
42 Московская олимпиада школьников информатика 2 1
45 Объединённая международная математическая олимпиада «Формула Единства» / «Третье тысячелетие» математика 2 3
47 Олимпиада Курчатов физика 3 2
54 Олимпиада школьников «Ломоносов» международные отношения и глобалистика 2 1
робототехника 2 3
63 Олимпиада школьников по программированию «ТехноКубок» информатика 3 2
65 Олимпиада школьников Санкт-Петербургского государственного университета история 2 1
физика 2 3
химия 3 2
66 Олимпиада Юношеской математической школы математика 3 2
72 Открытая Олимпиада Университета Иннополис для школьников информатика 3 2
84 Санкт-Петербургская астрономическая олимпиада астрономия 2 1
87 Северо-Восточная олимпиада школьников химия 3 2
93 Турнир имени М.В. Ломоносова история 2 3
97 X Южно-Российская межрегиональная олимпиада школьников «Архитектура и искусство» по комплексу предметов (рисунок, живопись, композиция, черчение) искусство 2 3
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector