Автоматизированная информационная система сбора статистической отчетности мониторинг общего и дополнительного образования

Особенности российской системы образования

Любая страна, чтобы продолжать существовать, должна заботиться о воспитании подрастающего поколения. Ведь именно оно в будущем возьмет на себя ответственность за все важные сферы, сменив на этом посту своих родителей. Поэтому в каждом государстве активно развивается его система образования.

В Российской Федерации цель ее — воспитать и обучить каждого отдельно взятого гражданина. Он не только должен освоить общие знания и умения, но и приобрести профессиональные навыки, которые будет реализовывать для собственной пользы и на благо всего общества.

Примечательно, что российская система образования предусматривает не только интеллектуальное развитие, но моральное и физическое. То есть, в идеале, пройдя все уровни, учащийся должен стать этакой Алисой Селезневой из рассказов Кира Булычева: образованным спортсменом с высокой нравственностью, готовым грудью стать на защиту миелофона от космических пиратов.

А если без шуток, то на практике воспитать подобного ученика-универсала довольно сложно. И не только потому, что разноплановая одаренность встречается не так часто, как хотелось бы. Основной проблемой является банальное отсутствие времени на все это. Ведь чтобы тщательно изучить любой из предметов, нужно много сидеть над книгами, даже обладателю фантастической памяти. Ведь просто знать что-то мало, нужно уметь оперировать собранной информацией, то есть приобрести навыки, а для их формирования необходимо постоянное повторение, что опять-таки приводит нас ко времени на все это. А его у ученика, заваленного сразу несколькими предметами, не так уж и много. Фактически, чтобы тщательно разобраться в любом из них (а не на уровне «зазубрил-сдал-забыл»), приходится пренебрегать другими.

И получается, что универсал, которого способна создать современная система образования, зачастую обладает лишь поверхностными знаниями, часто не подкрепленными умениями. В то же время профессионал, как правило, мало что знает, кроме собственной сферы, подобно Шерлоку Холмсу, не ведающему, что Земля круглая и вертится вокруг Солнца, а не наоборот.

Данная проблема не нова и характерна не только для системы образования РФ, но и прочих стран мира. К сожалению, пока решение ей не найдено, поэтому приходится работать с тем, что есть. Тем более что сама идея воспитания разносторонней личности — просто великолепна и этот идеал, пусть и недостижимый, стимулирует многих учеников старательно трудиться над собой и достигать неожиданных высот.

ПРИМЕНЕНИЕ РЕШЕНИЯ ПОЗВОЛИТ

  • получать актуальную информацию о положении дел в каждом подведомственном учреждении;
  • обладать аналитическими материалами для оперативного и стратегического планирования;
  • усиливать кадровый потенциал и развивать инфраструктуру отрасли;
  • контролировать эффективность и качество оказания образовательных услуг населению;
  • проводить актуализацию статистических и качественных показателей сферы образования;
  • определять приоритетные области для реализации целевых программ и проектов;
  • значительно ускорить сбор и анализ информации.

Решение – Web-портал, разворачиваемый на Министерство/Департамент и все подведомственные ему учреждения и решающий задачи автоматизации приемки/сдачи статистической отчетности в рамках концепции SaaS (Software as a Service, Программный продукт как услуга). Благодаря применению единого хранилища данных, на несколько порядков упрощается трудоемкость внедрения и сопровождения системы мониторинга качественных индикаторов отрасли образования.

Рабочее определение

Мониторинг в образовании — это стандартизированное систематическое наблюдение за процессом. Чтобы образовательная деятельность была успешной, необходим систематический контроль текущей работы, а также результативности учебного труда

В рамках планирования важно прогнозирование, которое позволяет вносить определенные корректировки, чтобы повысить эффективность образования и воспитания подрастающего поколения

Центр мониторинга в образовании является важнейшим инструментом, позволяющим систематизировать отдельные методики в единую педагогическую концепцию. Осуществляется она посредством личностно ориентированного подхода к воспитанию и обучению школьников.

Мониторинг системы образования — это система не только сбора и обработки, но и распространения информации о функционировании педагогической системы. Подобный процесс способствует непрерывному отслеживанию ее состояния, позволяет вести прогнозирование необходимых инноваций.

Педагогом А. С. Белкиным мониторинг развития образования рассматривается как процесс постоянного научно обоснованного, прогностического, диагностического анализа состояния, развития педагогического процесса для подбора и своевременного решения образовательных целей и задач. Только тогда можно вести речь об эффективности функционирования образовательной системы.

Из чего состоит мониторинг освоения основной образовательной программы в рамках ФГОС

Мониторинг управления качеством образования, как правило, анализирует успешность всего учебного заведения. Осуществляется он по четырем категориям.

Психолого-педагогическое сопровождение. Исследование этого аспекта началось сравнительно недавно

Оно очень важно, поскольку учитывает межличностные отношения в классном коллективе, а также между педагогом и учеником. Не секрет, что психологическое состояние очень влияет на успеваемость

Кроме того, в средней и старшей школе психика и система ценностей подростка проходят серьезные испытания. Часто именно учитель становится тем маяком, который способен указать правильный путь для своего подопечного. Поэтому сбор информация о данном аспекте на сегодняшний день является обязательным при проведении мониторинга в школе. Изучение предметных результатов. Это наиболее привычная всем сфера контроля. В данном случае проводится мониторинг тех знаний, которые приобрел учащийся за определенный временной промежуток. Например, за время обучения в 1 классе ученик А. научился читать со скоростью 60 слов в минуту и считать до 20. Помимо достижений А. и его одноклассников, в данной категории рассматриваются и успехи учителя. Мониторинг сформированности УУД. Отличительной особенностью современного ФГОСа является его ориентированность на результат. Так, во главу угла ставятся не просто знания, обретенные учениками, но и умение их применять на практике, то есть формирование универсальных учебных действий. Начинает проводиться мониторинг УУД в начальной школе, а позже, в средней и старшей. Его главная цель — не просто контроль за успехами малыша, но и изучение уровня его развития и возникающих в процессе этого проблем. Это помогает максимально адаптировать учебную программу, чтобы ее проще было усвоить. Помимо этого, мониторинг УУД помогает различным учителям-предметникам согласовывать свои действия. Дабы не повторять по 10 раз то же, что их коллеги, а формировать новые знания и умения, опираясь на то, чему школьники уже были обучены другими. Мониторинг результативности внеурочной деятельности. Данные исследований этой категории помогают не только оценить интересы школьников за пределами обязательной предметов, но и понять, достаточно ли времени выделяется программой. К примеру, результаты мониторинга в школе города А. показывают, что среди 20 учащихся 8-А класса 15 человек получили за год «отлично». В то же время в 8-Б из 20 ребят только у 7 пятерки. Педагог у них один. Изучив внеклассную деятельность, проверка выяснила, что почти весь 8-А ходит на занятия математического кружка при школе, в то время как из 8-Б его посещают всего несколько человек. Таким образом, делается вывод, что для полноценного усвоения учебного материала детям просто не хватает времени на уроках, и значит, при планировании программы на следующий год нужно выделить дополнительные часы для изучения этого предмета.

Типология школьного мониторинга

В зависимости от масштабности целей обучения выделяют оперативный, тактический, стратегический мониторинг.

По этапам образовательного процесса предполагается входной, тематический, промежуточный, а также итоговый контроль. В зависимости от временных рамок проводят ретроспективный, опережающий (предупредительный), текущий мониторинг. В зависимости от количества исследований ведут речь о разовом, периодическом, систематическом анализе. С учетом формы организации в отечественном образовании проводят внешние исследования, а также самоанализ и самоконтроль.

В зависимости от целей, которые ставятся для мониторинга, применяется разнообразный набор инструментов для проведения исследования. Так, для оценки качества знаний выпускников 9 классов ребятам предлагают задания с выбором ответа. В зависимости от базы, выбираемой для анализа, выделяют, например, динамический мониторинг. Суть его состоит в оценке динамики развития определенного показателя, явления, объекта. Он является самым простым способом отслеживания продвижения ребенка по индивидуальной образовательной траектории.

Конкурентный мониторинг предполагает выбор для экспертизы результатов аналогичного исследования иных образовательных сред. В таких ситуациях мониторинг становится площадкой для проведения множества серийных испытаний. Проводят его параллельно сразу в нескольких ОУ, затем выстраивают рейтинговые таблицы, которые доводятся до сведения всех участников. Благодаря подобному мониторингу не только выбираются те ОУ, в которых применяются наиболее эффективные учебные и воспитательные методики, но и анализируется качество знаний школьников на каждой ступени обучения.

Сравнительный мониторинг предполагает выбор для экспертизы результатов аналогичных исследований одной либо нескольких систем более высокого уровня. Он нужен для сравнения отдельной образовательной организации с ФГОС, что актуально при проведении аттестации школы.

Обзор документа

Установлено, как ведется мониторинг системы образования.

Он включает сбор, обработку, систематизацию и хранение информации о системе образования. На основе этих сведений проводится непрерывный системный анализ состояния и перспектив развития образования.

Распределены полномочия государственных и местных органов по проведению мониторинга. Так, Рособрнадзор собирает и анализирует информацию в части контроля качества образования и выявления нарушений законодательства.

В целях мониторинга используются данные федерального статнаблюдения, обследований (в т. ч. социологических) образовательных организаций, сведения, размещенные в сети Интернет и СМИ. Также учитывается информация, поступившая от организаций и граждан.

Мониторинг проводится не реже 1 раза в год. Его процедура, сроки и показатели устанавливаются уполномоченными органами.

Отчет о результатах мониторинга размещается на официальном сайте Минобрнауки России.

Закреплен перечень обязательной информации о системе образования, подлежащей мониторингу.

Постановление вступает в силу с 1 сентября 2013 г.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Основные принципы

Каковы особенности мониторинга образовательной деятельности? Данный процесс является целостной системой, обладающей при своей организации следующими принципами:

  1. Непрерывность. Мониторинг образовательной системы представляет собой динамически развивающуюся целостную совокупность элементов. Ее структурно-функциональные изменения носят всегда как количественный, так и качественный характер. С помощью мониторинга образовательных областей становится возможным корректировать, а также сдерживать или ослаблять те или иные тенденции учебного процесса.
  2. Научность. Данный принцип подразумевает собой построение определенной организации наблюдения. Ее основой при этом являются научно-обоснованные характеристики образовательного процесса, исключающие житейско-бытовые подходы к их оценке.
  3. Воспитательная целесообразность. Данный принцип организации мониторинга образовательных достижений вовсе не является для педагогов самоцелью. Его используют только как средство для глубокого изучения и надежный инструмент для управления учебными процессами. Данный принцип указывает на то, что при использовании различных методов мониторинга в образовательных учреждениях не должны применяться технологии, которые нанесли бы ущерб достоинству и интересам личности.
  4. Диагностическо-прогностическая направленность. Данный принцип указывает на необходимость соотнесения информации, полученной в процессе слежения за образовательным процессом, с нормативными критериями педагогической деятельности.
  5. Прогностическое наблюдение. Смысл любого мониторинга образовательных организаций состоит не только в составлении заключения о тех или иных тенденциях, которые имеют место в образовательном процессе. Проводят его и для прогнозирования возможных направлений педагогической деятельности, призванных поддержать и развить положительные и трансформировать нежелательные явления.

Методы мониторинга

Существуют различные способы выполнения наблюдений за образовательным процессом. В них входят:

  1. Текущее наблюдение. Данный метод мониторинга освоения обучающимися образовательных программ позволяет отследить изменения уровня профессионального развития исходя из оказываемого на данную характеристику влияния учебного процесса и осмысления происходящих явлений. В этом случае эффективность действий педагога будет зависеть от его опыта, психологической компетенции, отношения к ученикам и т.д. Стоит иметь в виду, что для наблюдений всегда характерна субъективность. А это порой отрицательно сказывается на конечных результатах мониторинга.
  2. Экспликация. В переводе с латинского данный термин означает «разъяснение», «развертывание». Данная методика мониторинга освоения образовательной программы подразумевает собой получение обширной информации об учебно-профессиональной деятельности. Ее использование позволяет диагностировать все те изменения, которые имеют место в развитии ученика, а также оперативно корректировать образовательный процесс. Осуществляют экспликацию при постановке наводящих вопросов, оказывая помощь в виде совместных действий и подсказок, а также поощрения педагогом своих воспитанников. Результаты мониторинга освоения образовательной программы в этом случае регистрируются посредством наблюдения. Фиксирование же данных производится с применением опросников. В них и находят свое отражение эмпирически наблюдаемые качества обучаемых, а также учебно-профессиональные действия.
  3. Методика тестовых ситуаций. Данный способ мониторинга заключается в создании педагогом специальных условий, в которых все структурные компоненты учебно-профессиональной деятельности начинают выявляться наиболее отчетливо. В этом случае применяются приемы в виде прерывания учебного процесса, постановки дополнительных уточняющих вопросов, дозированной помощи в освоении программ и т.д.
  4. Опросный. Данный метод проведения мониторинга освоения образовательной программы используется для получения информации о развитии каждого из субъектов процесса обучения. Для получения необходимых результатов проводится анализ устных и письменных ответов на специально подобранные стандартные вопросы. Подобная тактика позволяет выявить сформированность и уровень выраженности основных элементов учебно-профессионального процесса, особенности направленности педагогов и их воспитанников, а также те или иные учебно-познавательные качества и свойства.
  5. Тестирование. Этот метод предоставляет собой субъективный способ сбора данных, указывающих на уровень развития педагогических процессов и уровень психического развития всех субъектов системы ОУ. Существенным достоинством тестирования является его ориентированность на норму. Это и позволяет после получения результатов сравнивать и сопоставлять имеющиеся данные.

Система «БАРС.Web-Мониторинг Образования» обеспечивает

  • оперативный мониторинг мероприятий, направленных на модернизацию отрасли;
  • комплексную автоматизацию сбора, анализа, консолидации статистической отчетности с предоставлением единого информационного, методологического и правового пространства всех образовательных учреждений, обеспечивая поступление данных сразу в хранилище в online-режиме;
  • предоставление обобщенной оперативной информации для первых лиц Ведомства с помощью использования технологии OLAP-выборок (формирование пользовательских отчетов по любым индикаторам) из статистической отчетности для последующего анализа;
  • визуализацию управленческих ситуаций (представление информации в графическом виде — графики, диаграммы, корреляционные схемы);
  • осуществление контроля исполнения принятых решений в рамках реализации федеральных и региональных целевых программ и проектов;
  • предоставление публичной информации на открытом Web-портале Ведомства;
  • отделения функции контроля качества образования от непосредственного производителя образовательных услуг.

Одной из ключевых особенностей Системы является возможность ее интеграции с различными системами в рамках межведомственного информационного взаимодействия органов государственной власти.

Информационно-аналитическая система «БАРС.Web-Мониторинг Образования» позволяет получать необходимые данные по наиболее важным индикаторам в сфере системы образования:

  • государственной и педагогической аттестации, кадровой политике;
  • информатизации и комплексного обеспечения образовательного процесса;
  • координации научных исследований и разработок;
  • лицензирования, аттестации и аккредитации учебных заведений;
  • организации Единого государственного экзамена;
  • оптимизации сети учреждений профобразования;
  • программно-целевого управления среднего образования;
  • развития внебюджетной и хозрасчетной деятельности учреждений образования;
  • развития национального, начального профессионального, дополнительного профессионального образования;
  • разработке стратегии развития образования;
  • техническому и хозяйственному обслуживанию;
  • техническому надзору за капитальным строительством и ремонтом;
  • экономике бюджетного планирования и оплате труда;
  • качеству общего образования и т.д.

Что такое Федеральный государственный образовательный стандарт

То, каким именно должен стать идеальный ученик-универсал, в каждой стране определяет отдельно взятый образовательный стандарт. Именно в нем описывается результат, которого должен достичь учебно-воспитательный процесс, а также методы, которые призваны помочь педагогам в этом благородном деле.

Для реализации этих стандартов, разрабатываются определенные образовательные программы, которые, для удобства, делятся на уровни (от простого к сложному) и направления (специализации).

В России таким эталоном является ФГОС, или Федеральный государственный образовательный стандарт.

Фактически программа каждого учебного заведения должна создаваться с учетом требования этого документа. Они делятся на три большие категории.

  • Требования к структуре основных образовательных программ. Речь идет не только о содержание учебного процесса (обязательные и факультативные предметы), но и количество нагрузки (сколько часов в неделю должен заниматься ученик какого класса) и т. п. Проще говоря это то, чему учат и как часто.
  • Требования к условиям достижения эталонов ФГОС. Это то, как и кем осуществляется обучение.
  • Требования к результатам — то есть это перечень того, что ученик должен был научиться.

Цели мониторинга

Для чего в педагогическом процессе прибегают к наблюдениям образовательной деятельности? Цель мониторинга состоит в получении обратной связи. Его проведение дает понять то, насколько эффективно происходит введение нового образовательного стандарта.

Порой подобный процесс является формальным. Именно на это и укажет мониторинг, результаты которого станут явным свидетельством того, что педагогический процесс еще не переориентировался на достижение поставленных перед ним новых задач. В таких случаях потребуется принятие определенных мер на управленческом уровне. Ведь изменение образовательных программ или условий при этом не приведут к трансформации учебного процесса. Таким образом, основная цель мониторинга в образовании состоит в определении того, имеют ли место те изменения, которые заданы новыми стандартами, и «работают» ли они на получение необходимого результата.

Историческая справка

Мониторинг в образовании — это понятие, которое появилось в XIX веке. Основателями его стали священник Эндрю Белл и учитель Джозеф Ланкастер. Сущность термина состояла в том, что педагог передавал знания группе учащихся (10 чел.), которые затем транслировали информацию еще 10 ребятам. Таким образом, один педагог охватывал аудиторию сразу в несколько десятков, сотен школьников одновременно. Ребенок, который получал доверие от педагога, назывался «монитором» — направляющим, надзирающим. Именно так «внедрился» мониторинг в образовании. Это постоянное наблюдение за педагогическим и воспитательным процессом, которое помогает анализировать достижение поставленной учителем цели.

Циклы и этапы мониторинга

В системе наблюдений над образовательным процессом существуют свои ступени работы. Ученые называют их циклами и этапами мониторинга. Так, период от начала проведения работ до окончательного предоставления полученной аналитико-прогностической информации носит название «цикл». Исходя из предмета и цели наблюдений его временная длительность может быть самой разной. Это месяц и четверть, триместр и полугодие, а также год. В связи с этим выделяют диагностику входящую, текущую и итоговую. Так, при проведении мониторинга образовательных программ педагог проводит наблюдения в первые дни занятий. Таким образом, он получает входящую информацию, указывающую на уровень подготовки детей, на их интересы, возможности и способности.

В последующем мониторинг образовательных программ помогает в определении степени усвоения учениками темы дисциплины, ее раздела или учебного материала в целом. Длительность его проведения определяется числом входящих в него циклов, каждый из которых, в свою очередь, содержит несколько этапов, а именно:

  • организационно-подготовительный;
  • аналитически-диагностический;
  • оценочно-прогностический;
  • коррекционный.

Каждый из них является процессуальным элементом наблюдений. На первом из этих этапов ставятся цели проводимых наблюдений с выявлением объекта мониторинга и основных направлений отслеживания и критериев оценки. Тогда же происходит подбор диагностических методов, которые будут использоваться в работе.

Для начала второго этапа характерно опробование критериально-диагностических инструментов. Первоначальные их пробы позволяют убедиться в надежности выбранных средств или же указывают на необходимость внесения определенных изменений. Далее становится возможным приступить к непосредственному сбору данных по полной программе мониторинга образовательных результатов, что требует соблюдения правил осуществления данной процедуры.

С переходом на последующие этапы происходит обработка и систематизация собранной информации. Полученные данные подвергаются анализу и интерпретируются. Это позволяет сформулировать прогнозные заключения мониторинга и сформулировать те или иные выводы. При необходимости производится разработка коррекционных мер и рекомендаций.

После такой подготовки мониторинговой информации она подлежит представлению пользователям. При этом заранее предопределенная ее часть может по различным каналам быть распространена заинтересованным в ней ведомствам, лицам, органам государственного управления, СМИ, представителям деловых кругов и т.д.

Насколько успешным будет осуществления мониторинга? Качество данного процесса зависит от многих факторов

Позитивное влияние на проводимые мероприятия способно оказать внимание, проявляемое органами управления образования, а также руководителями учебных учреждений. При их искренней заинтересованности в получении разнообразной, полной и достоверной информации, членам службы мониторинга будут гарантированы самые благоприятные условия для проведения работ, доступ к нужным источникам, а также возможность проведения бесед для получения информации от обучающихся, родителей и педагогов

Положительное влияние на качество наблюдений окажет и востребованность полученных данных в полном объеме, а также принятие после их рассмотрения наиболее эффективных решений по управлению образовательным процессом.

Программы дополнительного образования

  • Для инвентаризации реализуемых образовательных программ дополнительного образования необходимо указывать только те программы, которые используются педагогами, указанными в разделе «Специалисты по образовательной и воспитательной деятельности»?

    В инвентаризацию включаются все реализуемые образовательные программы дополнительного образования, в том числе:

    • дополнительные общеразвивающие программы для детей
    • дополнительные общеразвивающие программы для взрослых
    • дополнительные предпрофессиональные программы
    • дополнительные профессиональные программы
    • программы профессионального обучения

    При этом проведение сбора данных о специалистах и программах дополнительного образования преследует определенные цели.

    Так, сбор информации о реализуемых дополнительных образовательных программах проводится с целью создания соответствующей базы, обеспечивающей навигацию для детей и родителей по дополнительному образованию.

    Проведение инвентаризации кадровых ресурсов позволит создать пул специалистов, готовых участвовать в реализации образовательных программ в сетевой форме.

Иерархия исследований

Среди условий его эффективного проведения выделяют простоту в применении, объективность сведений и др. Учет региональных особенностей является важным критерием оценки эффективности мониторинговой системы. Анализ реальной картины ее создания и функционирования предполагает выделение нескольких уровней мониторинга:

1. На уровне образовательной организации. Суть исследований состоит в фиксации обобщенного комплексного представления о функционировании школы, достижении цели, поставленной обществом перед ОУ. В рамках проводимого мониторинга анализируется и развитие отдельного ученика, а на основании полученных результатов создается прогнозная информация психологического и педагогического вида.

2. На муниципальном уровне формируется представление о работе всех образовательных организаций, что находятся в муниципалитете. При этом учитываются отличительные параметры каждого отдельного элемента: гимназии, колледжи, лицеи, специализированные школы. На основании полученной информации вырабатывается предварительный план развития образовательной системы.

3. Региональный уровень предполагает фиксацию представлений о работе всей системы, ее элементах (муниципальных образованиях), с учетом отличительных особенностей каждого ОУ. На основании полученной информации вырабатывается прогноз последующей организации воспитательной и образовательной работы в конкретном регионе.

4. На федеральном уровне центр мониторинга и развития образования анализирует работу всех школ, лицеев, гимназий. Контроль выстраивается на базе ФГОС для начальной, средней, основной школы, осуществляется итоговая проверка достижения учебными заведениями воспитательных и образовательных целей.

Центр мониторинга и развития образования города, области выстраивает свою работу так, чтобы на каждом уровне образования выполнялись требования новых образовательных стандартов. Достичь подобного результата можно только при применении согласованных критериев на каждом уровне.

Те требования к организации воспитательного и образовательного процесса, на основании которых выстраивается система многоуровневого мониторинга педагогической деятельности, разработаны на основе государственного общеобразовательного стандарта.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector