Институт стран азии и африки

Вестник Московского университета. Серия 13. Востоковедение. ISSN: 0320-8095

 

Вестник Московского университета. Серия 13. Востоковедение

ISSN: 0320-8095

Журнал «Вестник Московского университета. Серия 13. Востоковедение» является научным рецензируемым изданием, посвященным проблемам истории, политической, экономической и социокультурной жизни стран азиатско-африканского мира, методике изучения и преподавания восточных и африканских языков и литератур, а также другим дисциплинам, относящимся к направлению «Востоковедение и африканистика».

Учредители журнала – Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Институт стран Азии и Африки МГУ им. М.В. Ломоносова.

Издатель журнала – Издательский Дом (Типография) МГУ.   

Выпуск журнала координируется Институтом стран Азии и Африки МГУ им. М.В. Ломоносова. Журнал выходит с 1957 г. и выпускается один раз в три месяца (4 выпуска в год).

Цель журнала – создание площадки для научных дискуссий по вопросам истории, экономики, политики, культуры, языков и литератур стран Азии и Африки, а также распространение результатов научных исследований отечественных и зарубежных ученых по вопросам востоковедения и африканистики. 

Задачи журнала:

— представление и распространение научных работ российских и зарубежных авторов по вопросам истории, экономики, политики, культуры, языков и литератур стран Азии и Африки;

— информирование профессионального сообщества о новых актуальных публикациях, исследовательских проектах и научных мероприятиях в области востоковедения и африканистики;

— вовлечение в профессиональное сообщество молодых исследователей;

— укрепление научных связей между российскими и зарубежными учеными.

Тематика журнала:

Журнал публикует статьи и материалы по вопросам истории отдельных стран и регионов Азии и Африки, литературоведения и языкознания стран Азии и Африки, религии и философских учений в странах Азии и Африки, международных отношений в Азиатско-африканском регионе, экономики стран Азии и Африки, истории межкультурных контактов стран Запада, Востока и Африки, истории российского и зарубежного востоковедения и африканистики. В журнале также публикуются рецензии на научные монографии, учебники и учебные пособия; материалы о научной жизни ИСАА МГУ и обзоры научных мероприятий в области востоковедения и африканистики.

Целевая аудитория журнала – отечественные и зарубежных ученых, аспиранты и студенты высших учебных заведений, а также читатели, интересующихся странами Востока и Африки.

Язык публикаций – русский и английский.  

Журнал входит в Перечень рецензируемых научных изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук Высшей аттестационной комиссии (ВАК) при Министерстве образования и науки Российской Федерации, по следующим группам научных специальностей:

07.00.03 – Всеобщая история (исторические науки)

07.00.09 – Историография, источниковедение и методы исторического исследования (исторические науки)

07.00.15 – История международных отношений и внешней политики (исторические науки)

10.01.03 – Литература народов стран зарубежья (литература азиатского и африканского регионов) (филологические науки)

10.02.22 – Языки народов зарубежных стран Европы, Азии, Африки, аборигенов Америки (языки народов стран Юго-Западной Азии, Ближнего Востока и Африки; языки народов стран Южной Азии, Среднего и Дальнего Востока) (филологические науки)

Журнал включен в систему Российского индекса научного цитирования (РИНЦ). 

При перепечатке ссылка на журнал обязательна. Плата за публикацию в «Вестнике Московского университета. Серия 13. Востоковедение» с авторов не взимается. 

Электронный доступ к номерам журнала осуществляется через научные электронные библиотеки eLIBRARY.RU и КиберЛенинка.

Контакты

Адрес редакции: 103009, Москва, ул. Моховая, 11, стр. 1. Тел.: 8 (495) 629-55-48

Уровни образования

Институт осуществляет свою деятельность по программам высшего (бакалавриат и магистратура), дополнительного и послевузовского образования. На базе института действуют аспирантура и докторантура.

Приемная комиссия ИССА МГУ в своем разделе на сайте института сообщает, что поступление производится на конкурсной основе по результатам вступительных испытаний. Для поступления необходимо предоставить результаты ЕГЭ по истории, иностранному и русскому языку, пройти дополнительное вступительное испытание по истории. Предусмотрено обучение на бюджетной и договорной основах.

В институте действует ряд программ повышения квалификации, переподготовки, дополнительного обучения, а также языковые курсы. Можно получить дополнительную квалификацию «переводчик в области профессиональной коммуникации».

Кроме того, открыт прием на дополнительное обучение по общеобразовательным программам: восточные языки; персидский язык; китайский язык. Прошедшие обучение получают сертификат.

Для абитуриентов работают подготовительные курсы и Школа молодого востоковеда.

Международная деятельность

Данное направление работы является для ИССА МГУ одним из приоритетных. К сфере международного сотрудничества относятся: организация конференций и семинаров по востоковедению; совместные проекты и исследования с зарубежными коллегами; программы обмена для студентов и преподавателей.

Успешно завершив тестирование на профильных кафедрах, талантливые студенты получают возможность пройти стажировку (5-10 месяцев) в одном из зарубежных вузов-партнеров. Помимо языковой практики, в ходе таких стажировок решаются исследовательские задачи по специализации. Аналогичную стажировку в институте могут пройти иностранные студенты. Разрабатываются программы получения двойных дипломов.

Активное сотрудничество налажено с 30 зарубежными вузами (Германия, Франция, Вьетнам, Китай и пр.). Возобновлены связи с Ливаном и Египтом.

Сотрудники института являются членами ряда крупных международных научных организаций.

Научный отдел ИСАА МГУ

   Руководитель научного отдела – заместитель директора ИСАА по науке, доктор философских наук Кулешова Наталья Сергеевна

   Контактная информация

Институт стран Азии и Африки — учебное подразделение Московского государственного университета, которое осуществляет подготовку специалистов по направлению «Востоковедение и африканистика» и является известным в нашей стране и за рубежом научно-исследовательским центром. Деятельность института вносит существенный вклад в развитие теоретической и прикладной науки. Научные достижения нашего института служат решению текущих и долговременных вызовов развития в условиях глобализации, разработке стратегий инновационного развития нашей страны. На основе изученного исторического и политического опыта, мониторинга, оценок, научных исследований создается основа международного диалога и партнерства. ИСАА МГУ имени М.В. Ломоносова ведет теоретические и прикладные разработки по широкому спектру направлений востоковедных и африканских исследований

Особое внимание уделяется проблемам, имеющим приоритетное значение для интересов нашего государства. Исследовательский подход сочетает междисциплинарность, комплексность и общенаучные и специальные методы в изучении процессов и проблем афроазиатского региона

Результаты фундаментальных НИР применяются при разработке новых учебных курсов и программ, подготовке учебников и учебных пособий. Они также находят отражение в аналитических документах для органов власти РФ и других организаций. В основе организации научной деятельности нашего института факультета находится формирование институтского плана НИР на фундаментальные и прикладные исследования. Одной из главных задач в данной сфере деятельности мы считаем развитие научных школ по направлениям подготовки в институте. ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ 1. «Теория, методика и практика преподавания иностранных языков» — руководитель НИР Нечаева Л.Т. 2. «Экспериментальная фонетика восточных и западноафриканских языков» — руководитель НИР Вихрова А.Ю. 3. «Языковые системы народов Азии и Африки: особенности и проблематика» — руководитель НИР Иванов В.Б. 4. «Литературы стран Азии и Африки: история и современность» — руководитель НИР Рейснер М.Л. 5. «Восток в истории и культуре России» — руководитель НИР руководитель Мейер М.С. 6. «История и культура стран Востока; межцивилизационные контакты» — руководитель НИР Сафронова А.Л. 7. «Религиозные системы Востока: традиции и современность» — руководитель НИР Кириллина С.А. 8. «Политические процессы, проблемы и их урегулирование в современных государствах Азии и Африки» — руководитель НИР Кулешова Н.С. 9. «Страны Азии и Африки в мировой экономике и международных хозяйственных отношениях — руководитель НИР Исаев В.А. 10. «Страны Азии и Африки в глобальном и региональном измерениях» — руководитель НИР Абылгазиев И.И. Научный потенциал института позволяет проводить исследования по различным направленностям: языкознание и литературоведение; история; политология, экономика. НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ БАЗА Научно-исследовательскую работу выполняют научные сотрудники и преподаватели кафедр института, часть проектов реализуется в партнерстве с сотрудниками других научных учреждений РФ: Институт Дальнего Востока РАН, Институт мировой экономики и международных отношений, Институт востоковедения РАН, Институт Африки РАН, а также с зарубежными университетами КНР, Японии, Тайланда, Ирана, Турции, Индии, ЮАР. В ИСАА МГУ активную деятельность ведет Совет молодых ученых, который через свою платформу и научно-студенческое общество, реализует деятельность на платформах страновых клубов. Сотрудники института участвуют в различных отечественных и зарубежных грантах. РЕЗУЛЬТАТЫ НИР Институт является площадкой для взаимодействия отечественных и зарубежных востоковедов и африканистов, систематически организует круглые столы, конференции, публичные лекции и дискуссии, а также осуществляет подготовку и издание аналитических докладов. Ежегодно сотрудники института публикуют монографии, учебные пособия, статьи по направлениям института. Выполнению планов НИР способствует активная издательская программа факультета и выпуск собственной серии (№ 13) «Вестника Московского университета». Подробнее с результатами НИР за отдельные годы можно ознакомиться в соответствующем разделе годового отчета.

Сотрудничество и стажировки

Зарубежные учебные стажировки на всех этапах обучения необходимы в силу международной специфики нашего института. Они позволяют студентам ИСАА стать настоящими профессионалами в плане владения восточным языком стран специализации, а также собрать уникальный научный материал для курсовых, дипломных, магистерских работ и кандидатских диссертаций; приобрести непосредственный опыт общения с людьми афро-азиатских стран, которые стали для них профессией.

В настоящее время введена программа включенного обучения, когда стажировка не увеличивает сроки обучения. Для этого студентам нужно получить в партнерском ВУЗе те же зачеты и экзамены, что они должны были сдавать в ИСАА. В связи с большим объемом лекций в бакалавриате, принято решение целесообразным направлять студентов 1 курса магистратуры ИСАА от 5 до 10 месяцев.

ИСАА поддерживает активную связь со многими университетами Азии и Африки. Практически со всеми партнерами на межуниверситетском уровне ИСАА имеет конкретные рабочие соглашения, где прописаны условия (в том числе финансовые) приема, цели взаимных обменов, а также совместные действия в разработке той или иной научно-исследовательской программы. Итогами данной работы можно считать ежегодные программы обмена, языковые и научные стажировки студентов и преподавателей ИСАА.

 На 1 курсе магистратуры студенты имеют возможность пройти языковую стажировку в стране изучаемого языка по рекомендации профилирующей кафедры, собрать материал для магистерской работы. Студенты бакалавриата по мере возможности направляются на летние языковые учебные стажировки от 2 недель до 4 месяцев.

   В свою очередь партнерские университеты присылают своих студентов и преподавателей (на эквивалентной основе) для прохождения учебных и научных стажировок в ИСАА.

  В ИСАА на регулярной основе читают лекции иностранные преподаватели – носители языка и специалисты из Израиля, КНР, Японии, Ирана, Индонезии  и др. стран.

  Программы научного и учебного обмена крайне важны и для профессоров и преподавателей ИСАА, т. к. они реально помогают повышать квалификацию, открывают возможности для совместных международных научных проектов: проведение научных конференций, составление общих учебников и методических пособий, обмен опыта по методике преподавания востоковедных дисциплин, оказание помощи в реализации учебных планов и др.

  •  Список университетов, с которыми сотрудничает ИСАА постоянно растет. Университеты, с которыми ИСАА сотрудничает на постоянной основе:
  • Университет имени Дж.Неру (Индия) – Jawaharlal Nehru University
  • Университет Индонезия – Universitas Indonesia
  • Пекинский университет (КНР) – Peking University
  • Шэньчжэньский политехнический институт (КНР) – Shenzhen Polytechnic
  • Университет Корё (Р. Корея) – Korea University
  • Университет Ёнсей (Р. Корея) – Yonsey University
  • Университет Касем Бундит (Таиланд) – Kasem Bundit University
  • Анкарский университет (Турция) – Ankara Üniversitesi
  • Университет Токай (Япония) – Tokai University
  • Университет Хосей (Япония) – Hosei University
  • Университет Васэда (Япония) – Waseda University
  • Университет Рюкоку (Япония) – Ryukoku University
  • Университет Сока (Япония) – Soka University
  • Университет Йокогама (Япония) – Yokohama National University
  • Университет София –  Sophia University

Как правильно выбрать язык

Сегодня в институте учатся 800 студентов, в 1956/57 учебном году был установлен прием 80 человек. Институт стал ровесником национально-освободительных движений стран Востока. Характерно, что и студенты, выбирая, какой язык они хотят изучать, ориентировались на сводки политинформации. Но не всегда их мечты сбывались.

Известный тюрколог, президент ИСАА Михаил Мейер, возглавлявший институт с 1994 по 2012 год, вспоминает, что, поступая в университет, мечтал стать арабистом. Его учеба начиналась еще в рамках отделения Востока на истфаке МГУ, и из 11 будущих востоковедов трое решили связать свою жизнь с Ближним Востоком и хотели изучать арабский. Но заведующим отделением был тюрколог Николай Смирнов, который уговаривал студентов выбрать турецкий.

«Мы отказывались, шел 1954 год, и мы говорили, что Турция – слаборазвитая аграрная страна, целиком купленная Западом, никаких перспектив, а в это время в Египте только пришел к власти Насер, расцвет национально-освободительного движения, жизнь кипела, арабский давал широкие возможности, особенно если делать партийную карьеру», – вспоминает Мейер, но в итоге выбора у него не осталось – он навсегда связал свою судьбу с историей Турции. Сегодня, по словам президента ИСАА, студенты также чувствуют политическую конъюнктуру – больше всего желающих изучать китайский язык, хотя он один из самых сложных.

«Институт всегда соответствовал эпохе. При установлении дипотношений со странами Востока прежде всего были нужны переводчики. Затем потребовались специалисты в сфере экономики. Так, с 1972 года у нас существует социально-экономическое отделение, которое востребовано и в настоящее время», – рассказал ТАСС директор ИСАА Игорь Абылгазиев. Уже после развала СССР в ИСАА начали подготовку политологов, а сегодня, чтобы идти в ногу со временем, планируют разработку программы для специалистов в области информационных технологий. Меняются и приоритеты в изучении языков. По словам директора, в сферу научной и педагогической деятельности института сейчас включены страны Закавказья и Центральной Азии (Армения, Азербайджан, Грузия, Туркмения, Узбекистан, Казахстан, Киргизия и др.). ИСАА также планирует готовить специалистов, способных развивать проект «Экономического пояса Шелкового пути». Это будут группы со знанием китайского и одного из языков Центральной Азии. Уже сформирована группа с китайским и казахским языками, на следующий учебный год планируется открыть группу с китайским и киргизским языками.

«В соответствии с требованием времени, экономическими задачами и развитием отношений с зарубежными странами стараемся предугадать те потребности, которые возникнут в будущем», – подчеркнул директор.

Структура института

Сегодня в институте готовят специалистов по четырем основным направлениям в сфере африканистики и востоковедения. Это нашло свое отражение в структуре института. Абитуриенты ИССА МГУ могут выбрать одно из 4 отделений: историческое, политологическое, филологическое или социально-экономическое.

В составе исторического отделения 5 кафедр, две из которых были открыты еще в 1944 году. Сотрудники кафедр специализируются на изучении истории Китая, Южной Азии, Японии, стран Востока и Юго-Восточной Азии.

Наиболее обширным отделением института является филологическое. Под его эгидой действуют восемь кафедр, занимающихся проблемами японской, арабской, иранской, китайской, тюркской, индийской, монгольской, корейской, западноевропейской литературы и словесности.

Социально-экономическое отделение специализируется на международных отношениях в сфере экономики и экономической географии стран Африки и Азии.

В составе политологического отделения действуют кафедры: стран Кавказа и Центральной Азии; африканистики, иудаики; политологии Востока; комплексного обучения.

ИССА МГУ: магистратура

Этот уровень образования появился в институте еще в 1994 году. Студенты могли сделать выбор между специалитетом и обучением по новой системе. Окончательный переход на европейскую систему (4 года бакалавриата + 2 года магистратуры) произошел в 2008 году. Поступив в магистратуру, можно продолжить обучение или получить второе высшее в ИССА МГУ.

Подготовка магистров ведется по направлению «Востоковедение и африканистика». В число вступительных испытаний входят: восточный иностранный язык; страноведение (африкано-азиатский регион). Основные профили подготовки в магистратуре:

  • литература соответствующих стран;
  • история;
  • политика и международные отношения;
  • языки;
  • экономика.

Помимо этого идет специализация по определенному языковому профилю. Это может быть китайский, японский, вьетнамский, турецкий, персидский, корейский, арабский языки, иврит, хинди и др. Срок обучения составляет два года. Общая трудоемкость – более 4000 академических часов, включая самостоятельную работу.

Образование в ИСАА

   ИСАА ведёт образовательную деятельность по основным образовательным программам высшего профессионального образования, основным образовательным программам послевузовского образования, а также дополнительным образовательным программам высшего профессионального образования и дополнительным общеобразовательным программам.

   В Российской Федерации установлены следующие уровни высшего профессионального образования:

— высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением квалификации (степени) «бакалавр»,

— высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением квалификации (степени) «магистр».

Бакалавриат

   В Бакалавриат ИСАА в 2013 г. для получения высшего образования по очной форме поступило 94 человека на бюджетные места (из них 5 по целевому набору); 56 человек – на места для российских граждан с оплатой обучения по договору; 12 человек – на места для иностранных граждан с оплатой обучения по договору.

   Студенты, успешно выполнившие учебную программу и получившие степень бакалавра, имеют право продолжить на конкурсной основе обучение по образовательной программе следующего уровня высшего профессионального образования – программе магистратуры.

Магистратура

   В магистратуру ИСАА в 2013 г. для получения высшего образования по очной форме поступило 55 человек на бюджетные места; 1 человек – на места для российских граждан с оплатой обучения по договору, 9 человек — на места для иностранных граждан с оплатой обучения по договору.

Аспирантура и докторантура
 
   В аспирантуру ИСАА принимаются лица, имеющие диплом специалиста или диплом магистра. Студенты, которые проявили во время учёбы в институте склонность к научным исследованиям и имели хорошую успеваемость, получают рекомендацию Учёного совета института к поступлению в аспирантуру. Обучение в аспирантуре проводится по следующим программам подготовки научно-педагогических кадров (http://iaas.msu.ru/index.php/ru/education/obrazovanie1/aspirantura-i-doktorantura/375-obrazovanie/aspirantura/1493-aspirantura-prog).   Учёба в аспирантуре является подготовкой к соискательству ученoй степени кандидата наук.
 
 После получения учёной степени кандидата наук лица, продемонстрировавшие исключительные результаты в научно-исследовательской деятельности, могут продолжить учёбу в докторантуре.

Дополнительное образование

   На базе института реализуются программы дополнительного образования и повышения квалификации, в том числе программы повышения квалификации работников высшей школы и программы профессиональной переподготовки

    Учебный центр ИСАА предлагает языковые курсы для всех категорий слушателей. В рамках Учебного центра ИСАА проводится повышение квалификации преподавателей.

Довузовское образование

В рамках ИСАА осуществляются многие виды довузовской подготовки. Для школьников действует Школа молодого востоковеда (ШМВ), обучение в которой является бесплатным.

С нормативными документами можно ознакомиться здесь: http://edu.msu.ru/plata/. Пожалуйста, уточняйте наличие бюджетных мест у инспектора Вашего курса. Напоминаем: перевод на 1 курсе невозможен

Документы МГУ:Критерии определения приоритетности перехода с платного обучения на бесплатное.Письмо проректора МГУ от 16.02.2015.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector