Геральдика

Этимологическое значение геральдики

Чтобы разобраться, как зародилась данная наука, стоит обратиться к лингвистике. Точно определить, что означает «геральдика» как термин, не представляется возможным. Однако большинство ученых предполагают, что слово произошло от англо-саксонского «here» («армия») и «ward» («сила» или «влияние»). Геральдические символы появились в эпоху рыцарства и Крестовых походов. Известно, что во времена турниров рыцари украшали доспехи мехом, перьями, отличительными золотыми и серебряными эмблемами и т. д. В закрытых доспехах эти символы выделяли их среди противников. В период Крестовых походов (XI-XV вв.) знаки на амуниции, состоящие из простых фигур, помогали отличать в толпе воинов разных кланов. Учитывая, что войско было многонациональным, существовал языковой барьер, такая система позволяла избежать стратегических ошибок.

Зарождение геральдики

Появление геральдики относят к периоду времени между двумя крестовыми походами — первым (когда гербов ещё не существовало) и вторым (когда геральдика стала привычна). Указывается и более узкий период: между 1120 и 1150 годами. Зарождение гербов связывают с тем, что в связи с изменениями военного снаряжения в конце XI — начале XII веков получить информацию о человеке, зачастую не видя его лица, закрытого шлемом, было весьма проблематично. Желание быть узнанным на поле боя стало причиной появления традиции расписывать свои щиты, обычно имевшие миндалевидную форму, различными фигурами, которые вскоре превратились в опознавательные знаки и стали ассоциироваться с конкретными личностями. По этой причине ранняя геральдическая символика была чрезвычайно простой и легко читаемой и не содержала сложных рисунков и надписей. Постепенно сложились и правила начертания и использования гербов, впоследствии оформившиеся в своеобразный свод законов. Кроме того, появление геральдики было вызвано изменениями в самом европейском обществе, произошедшими после 1000 года. Развитие феодальных отношений привело к тому, что принадлежность к той или иной социальной группе полностью определяло жизнь человека. Знатность рода в это время становится своего рода культом. В этих условиях естественным развитием гербов, как личных эмблем, стало возникновении традиции их передачи по наследству, появление которой относят к концу XII века.

Некогда существовало множество других версий о происхождении геральдики. Первые попытки объяснить возникновение гербов относятся ещё к концу Средневековья. В вышедшем в 1671 году труде «Истинное искусство геральдики и происхождение гербов» (фр. Le veritable art du blason et l’origine des armoiries) его автор священник Клод Франсуа Менестрье привёл около двух десятков различных версий, среди которых были как совершенно неправдоподобные, относящие зарождение геральдики ко временам Адама, Ноя, Александра Македонского, Юлия Цезаря и короля Артура, так и более аргументированные. Первые уже к концу XVI века геральдистами серьёзно не рассматривались, а вторые просуществовали как основные вплоть до конца XIX — начала XX веков, когда были развенчаны уже в научных трудах по геральдике. Так, последовательно были откинуты версии о преемственности между античными военными и семейными эмблемами и первыми гербами XII века, о влиянии на становление феодальной геральдики германо-скандинавской эмблематики — рун-инсигний — I тысячелетия нашей эры, и о происхождении геральдики от узоров на тканях арабов, перенятых европейцами в эпоху первых крестовых походов.

На знаменитом гобелене из Байё, изображающем завоевание Англии Вильгельмом I и созданном вскоре после этого события, на щитах нормандских воинов вышито множество изображений, похожих на геральдические. Между тем в различных эпизодах одни и те же рыцари изображены с разными щитами, что не позволяет говорить об их геральдическом характере.

К наиболее ранним свидетельствам существования геральдики относят изображение щита на покрытой цветной эмалью гробнице графа анжуйского Жоффруа V, умершего в 1151 году. Этот же герб изображён на скульптурной гробнице внука Жоффруа — Уильяма Длинного Меча, умершего в 1226 году. Согласно Жану де Мармутье, в 1127 году по случаю женитьбы Жоффруа на Матильде её отец, король Англии Генрих I, возвёл Жоффруа в рыцари и подарил ему щит, украшенный львами. Очевидно, что речь идёт о том же щите, что и изображён на гробницах Жоффруа и его внука. Между тем хроника Мармутьера написана уже после смерти Жоффруа, в 1170 годы, а гробница была изготовлена между 1155 и 1160 годами. Более того, на единственном известном оттиске печати Жоффруа, привешенном к документу 1149 года, нет никакого герба, что также говорит не в пользу того, что он обладал гербом.

Элементы герба

Составные части герба помогут лучше понять предмет изучения и роль геральдики, символов и их значений:

  1. Щит, также известный как накладка, — основная и наиболее узнаваемая составляющая герба, часто используемая сама по себе.
  2. Шлем — наличие и конфигурация его обозначают ранг война или оруженосца.
  3. Нашлемник – украшение над шлемом в виде пера, мифического животного или оружия.
  4. Намет или мантия – спадающая ткань по обеим сторонам герба.
  5. Девиз – емкая фраза или пословица. Обычно изображался над щитом, например, в шотландской геральдике.
  6. Корона или тиара в гербе определяла дворянский титул.
  7. Покровитель часто изображался в виде зверя, птицы или волшебного существа, присутствовал не во всех гербах и считался знаком особой удачливости.

Эти элементы в различных вариациях наиболее часто встречаются в европейской геральдике. Символы и цвета наносились на герб в соответствии со строгими нормами геральдического языка.

Литература

  • Арсеньев Ю. В. Геральдика. Лекции, читанные в Московском Археологическом институте в 1907—1908 году. — М.: ТЕРРА — Книжный клуб, 2001. — 384 с. — ISBN 5-275-00257-2.
  • Гербы личные, семейные и родовые (к вопросу о практике применения в современной России): В 3 частях / Составители: Д. В. Рушнин, М. Н. Затинин. — М., 2017. Часть 1: А-И. — 123 с.: ил.
  • Левандовский А. П. В мире геральдики. — М.: Вече, 2008. — 218 c. — ISBN 978-5-9533-2817-3.
  • Лукомский В. К., Типольт Н. А. Русская геральдика. — П., 1913.
  • Медведев М. Ю. Геральдика или истинная наука о гербах. — М.: Гербы и флаги, 2008. — 144 с. — ISBN 978-5-7034-0222-1.
  • Пастуро М. Геральдика / пер. с фр. А. Кавтаскина. — М.: Астрель: АСТ, 2003. — 144 с. — ISBN 5-17-019779-9.
  • Пастуро М. Символическая история европейского средневековья. — СПб.: Alexandria, 2012. — 448 с. — ISBN 978-5-903445-21-9.
  • Слейтер С. Геральдика. Иллюстрированная энциклопедия / пер. с англ. И. Жилинской. — 2-е изд. — М.: ЭКСМО, 2005. — 264 c. — ISBN 5-699-13484-0.
  • Фрайер С., Фергюсон Д. Геральдика. Гербы — Символы — Фигуры / пер. с англ. М. Б. Борисова. М.: АСТ: Астрель, — 2009. — 208 с. — ISBN 978-5-17-061418-9.
  • Щелоков А. А. Увлекательная геральдика. — М.: ЭКСМО, 2006. — 352 c. — ISBN 5-699-18634-4.

I. Первоочередные рекомендации

При разработке герба обратите внимание, какой именно субъект права, какое юридическое лицо будет им обозначено (см. раздел 1).. Традиционная символика, старые гербы безусловно имеют приоритет; но при их восстановлении необходимо учитывать множество исторических и правовых обстоятельств (разделы 2, 3, 17-19, 23).

Традиционная символика, старые гербы безусловно имеют приоритет; но при их восстановлении необходимо учитывать множество исторических и правовых обстоятельств (разделы 2, 3, 17-19, 23).

Не пытайтесь выразить в гербе ВСЁ — всю историю, все достопримечательности и т.п. (разделы 5, 6).

Основой герба должен быть геральдический щит; цвета, их сочетания и повороты фигур должны соответствовать гербоведческим нормам (разделы 8-11).

Единственным эталоном герба является его геральдическое описание. Изобразительный эталон не допускается (раздел 14).

Необходимо избегать дробления щита на несколько отдельных композиций, никак не связанных общими элементами (раздел 15), помещения в гербах атрибутов новейшего времени (раздел 13), изображений конкретных сооружений и предметов (раздел 12), надписей, за исключением девизов (раздел 16), а также украшений вокруг щита — также за исключением некоторых случаев (разделы 17-21).

В гербах субъектов Федерации и муниципалитетов не может воспроизводиться федеральная символика — орел и триколор (раздел 22); региональная (губернская, областная и т.п.) символика может использоваться в муниципальных гербах только на определенных условиях (раздел 23).

Ниже эти и другие основные нормы раскрываются более подробно.

Уточнение требований к знакам

3. Вплоть до утверждения в соответствии с законодательством РФ официальных требований к личным и корпоративным геральдическим знакам (правил составления таких знаков) к любым знакам, подающимся на публикацию в ОГГ применяется наиболее консервативный подход к составлению композиции знака и возможности использования любых статусных элементов, в частности:

а) композиция знака должна быть уникальной и не быть схожей до степени смешения с иными знаками, принятыми и опубликованные ранее как в ОГГ так и вне его;

б) не допускается включение в композицию герба любых символов государственной власти Российской Федерации (таких как двуглавый орел, скипетр, держава, короны, имевшие и имеющие статус, несоответствующий владельцу знака, и др.);

в) не допускается включение в герб логотипов и эмблем государственных, общественных и частных организаций, а также территориальных гербов за исключением случаев получения разрешения со стороны соответствующих органов государственной власти и органов местного самоуправления;

г) многочастное деление щита допускается только в случае соединения нескольких гербов в соответствии с геральдическими правилами (например, при составлении герба объединенного рода, у представителей которого имеются собственные гербы). Во всех остальных случаях гербовое поле должно иметь единую композицию, объединенную общей фигурой;

д) не допускается использование в качестве внешних элементов герба тех элементов, которые имели в истории российской геральдики определенный статус, не соответствующий текущему статусу владельцу знака (все формы венков, дворянские шлемы и короны, щитодержатели, бурелет и др.).

Примечание: — включение рядом специалистов бурелета в число статусных дворянских атрибутов не соответствует общей мировой геральдической практике; тем не менее это мнение не может быть проигнорировано, поэтому вплоть до официального уточнения статуса бурелета его использование в новосочиненных геральдических знаках не приветствуется.

4. Если какие-либо внешние элементы герба не соответствуют требованиям, изложенным в п.3 Свода правил, то в ОГГ может быть внесена сокращенная версия герба (при условии что такая сокращенная версия соответствует всем требованиям настоящего Свода правил).

5. Если для включения какого-либо знака не предоставлено изображение хорошего качества (на котором четко различимы и однозначно трактуются все мелкие детали), то знаку может быть отказано во включении в ОГГ либо он может быть включен в ОГГ без изображения (на усмотрение редакции Геральдики.ру). При этом никакие субъективные критерии оценки эстетики изображения не могут являться основанием для отказа в публикации знака в ОГГ.

6. В отношении любых иных спорных вопросов по композиции знака, которые не учтены в Своде правил выше, применяются общие геральдические правила.

Цвета в геральдике

Основная статья: Тинктуры

Геральдические тинктуры (цвета) разделяются на металлы, меха и финифти (эмали). В геральдике используется девять важнейших тинктур: два металла, пять эмалей и два меха. Первоначально было только четыре цвета — красный, синий, чёрный и белый, но затем появились дополнительные цвета: зелёный, жёлтый и пурпурный. Жёлтый и белый, сначала независимые от золота и серебра цвета, позднее стали заменять эти два металла и как самостоятельные уже не использовались. Ныне используется два металла — золото и серебро, а также пять основных финифтей — червлень, лазурь, зелень, чернь и пурпур. Особым типом геральдических цветов являются меха — горностаевый и беличий.

Символика цветов

Символическое толкование геральдических цветов уместно только тогда, когда заранее известно, что составитель герба вложил смысл в его расцветку. В противном случае есть опасность обнаружить скрытый смысл там, где его нет. Можно с уверенностью сказать, что в большинстве гербов цвет выбирается не в соответствии с его символическим значением, а в соответствии с эстетическими принципами составления композиции. Поскольку нет жёсткой системы, способной помешать каждому желающему вкладывать в геральдические цвета какой угодно смысл, вполне естественно, что существует множество разнообразных толкований, предлагаемых разными источниками.

Геральдические фигуры

Наука о гербах делит изображённые на щите элементы на несколько групп:

1. Геральдические — геометрические формы, разделяющие щит на несколько частей. Всего известно 10 основных фигур:

  • Вершина.
  • Столб.
  • Пояс.
  • Оконечность.
  • Перевязь.
  • Стропило.
  • Крест.
  • Кайма.
  • Щиток.
  • Вольная часть.

Геральдика знает множество разновидностей основных фигур. Одних только крестов известно 200 форм — папский, латинский, бургундский, мальтийский и пр. В Европе этот знак можно увидеть на гербах Венгрии, Греции, Швейцарии, Исландии, Словакии и Сербии.

Кроме того, существуют менее значительные элементы, редко встречающиеся в государственных гербах. Среди них треугольные (клин, остриё), четырёхугольные (квадрат, гонт, ромб), круглые (шар, полукруг, дуга) и условные (турнирный воротник).

2. Негеральдические — полные или частичные изображения фигур реального (природа или созданное человеком) или вымышленного миров. Их количество огромно, и в коллекцию постоянно добавляются новые предметы. На гербах европейских стран чаще всего изображают естественных животных, а именно львов и орлов. Однако вид их разнится в каждом государственном символе. Например, львы могут стоять или лежать, иметь корону или держать меч в лапе. Классического вида звери, с гривой и хвостом с кисточкой, можно увидеть на гербах Великобритании, Болгарии, Бельгии, Дании, Испании, Нидерландов, Латвии, Финляндии, Швеции и Эстонии. А вот на некоторых вариациях символа Норвегии изображается скорее леопард, чем «царь зверей».

Аналогичная ситуация и с орлами. Они могут иметь разные размеры и форму крыльев, хвоста и перьев, держать клюв открытым или закрытым. На гербах России, Албании, Сербии и Черногории геральдические птицы имеют по 2 головы, повернутые в разные стороны. Это обусловлено их общим историческим наследием и крепкими связями на протяжении веков. На остальных же (Австрия, Германия, Польша, Молдавия, Румыния, Чехия) у орлов одна голова и чаще всего коронованная.

Стоит отметить, что существуют гербы европейских стран, сочетающие в себе редко встречающиеся символы. В частности, эмблема Ирландии — золотая кельтская арфа на синем фоне — не встречается ни в одной стране мира. Герб Боснии и Герцеговины часто путают со знаком Европейского союза из-за похожей цветовой гаммы и пятиконечных белых звёзд.

Геральдические символы стран, городов и территорий — это неотъемлемая часть культуры и духа Европы. В современном мире они, наравне с сохранившимися архитектурными памятниками, напоминают гражданам ЕС и туристам о существовании «старушки Европы».

Геральдика России

Славянские племена были отделены от Западноевропейских цивилизаций. Геральдика на этой территории появилась гораздо позднее и была заимствованным явлением. Первыми символами власти можно считать двузубцы и трезубцы, найденные на монетах и печатях X-XI вв. представителей династии Рюриковичей. С приходом христианства великие князья стали копировать византийские геральдические символы, а также наносить на печати изображения святых — покровителей рода.

Во второй половине XVII века налаживание культурных связей между российским и польским дворянством привело к появлению первых гербов. Систематизация и установка общих правил геральдического дизайна произошли при царе Алексее Михайловиче (1629-1679 гг.), который пригласил римского герольдмейстера Лаврентия Курелича для составления рукописи обо всех великих князьях, их родстве с европейскими династиями и описании гербов. Позднее Петр I создал Герольдию – специальное ведомство, которое отвечало в том числе за регистрацию и утверждение дворянских гербов. Составление полного Гербовника российской знати началось при Павле I, и к 1917 году документ содержал описание более 4 500 родовых эмблем.

Геральдика – это важная часть истории и культуры. По элементам герба легко определить сословную принадлежность и историю рода. Некоторые гербы королей, князей и знатных дворян преобразовались в государственные или городские.

Герб Челябинской области (1999 г.)

Проект данного герба был одобрен Геральдическим Советом при Президенте РФ, но впоследствии отозван администрацией Челябинской области вопреки рекомендации Геральдического совета. Администрация Челябинской области решила взять за основу областного герба герб города Челябинска и проект герба Исетской провинции (18 в., разработки Татищева), где основной фигурой является верблюд. Геральдический совет при Президенте РФ в лице государственного герольдмейстера напротив призывал не путать город и территорию и не спешить выводить символ большего из меньшего. В самой Челябинской области противники герба с Симарглом фактически исказили позицию Герсовета по данному вопросу.

Далее выдержки из статьи «Герб как образец халтуры», опубликованной в Южноуральской панораме 19.01.2000.

«Этот проект герба, победивший в конкурсе, вызвал горячие споры. И не по мелочам, а по существу. Вот что говорит об этом гербе директор творческого объединения «Каменный пояс» Владимир Богдановский:
— Весь путь создания этого проекта герба — чистейшей воды халтура. Объясню это жесткое утверждение. В руки художника В.Старцева попадает ксерокопия рисунков различных археологических находок. Но на них нет надписей — что это, где найдено, к какому времени относится… Недолго думая, художник придумывает красивую легенду о том, что один из этих рисунков — амулет (оберег) с изображением фантастического животного с туловищем и лапами льва, головой собаки и крыльями птицы — одна из множества уникальных находок на месте города-крепости эпохи бронзы — Аркаима.
Откуда художнику было знать, что эту коллекцию рисунков собрал для своих научных целей И.Русанов, занимающийся экспериментальной реконструкцией древнего металлургического производства в лаборатории «Аркаим», из двадцатитомного издания «Археология СССР». Игорь Алексеевич не подписал, что это и откуда, он это и так знал. А вот художник решил, что если он нашел рисунок в лаборатории историко-археологического центра «Аркаим», то он и относится к этому самому укрепленному поселению эпохи бронзы.
На самом деле В.Старцев скопировал фантастического зверя не с аркаимского амулета, как значится в пояснительной записке к гербу, а с бронзовой бляхи. «Фантастический зверь» у доктора исторических наук В.В.Седова, редактора соответствующего тома «Археологии СССР», дословно называется так: «Бронзовая бляха с изображением крылатого собакоголового грифона». Место находки — мыс Ялпинг — Нел, Нижнее Приобье. Бляха хранится в Тобольском музее, а датируется серединой первого тысячелетия нашей эры. Находка случайная и имеет иранское происхождение.
Все вышесказанное взято из «Археологии СССР» под редакцией академика Б.А.Рыбакова, где и был опубликован рисунок «фантастического зверя» для нашего герба. Рисунок у художника, кстати, точная копия зверя, а вот текст у него как раз фантастический. Потому что какая связь может быть у бронзовой бляхи с Аркаимом, если она появилась позже на несколько тысяч лет? Какое отношение имеет к этому зверю Челябинская область, если он найден в Восточной Сибири, а происхождение имеет иранское? Да и сам зверь требует «уточнения» — кто это: «грифон» или «симаргл»? Одним словом, простые вопросы требуют простых, но точных ответов.
Но, несмотря на это, сторонники проекта доказывают в СМИ, что это академик Б.А.Рыбаков и доктор исторических наук В.В.Седов в многотомном издании «Археология СССР» путают — «грифона» с «симарглом», «средневековье» с «бронзовым веком», а Сибирь с Южным Уралом… В процесс спора, имеющего целью исказить истину, втягиваются и деятели науки, и представители власти, и депутаты Законодательного собрания области. И обмануть удалось многих из нас. Об этом свидетельствуют отзывы известных людей в прессе о тесной связи «симаргла» с Аркаимом. Сторонники проекта восхваляют, как новое веяние в геральдике, механическую компиляцию из уже существующих гербов и рисунков с добавлением меча и ленточки ордена Ленина. Но над таким гербом уже смеются челябинские историки и специалисты по геральдике. Тем временем В.Старцев получил свою премию победителя конкурса. Многие из тех, кто помогал ему в этом, тоже получили свой гонорар за участие в разработке герба, в том числе и члены жюри. Вот и получается: поспешили в конце века принять герб, да людей-то и насмешили.
»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector